DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
 Ольга Антипина, преподаватель психологии КНИТУ-КАИ: «Выбор пути – это всегда процесс, а не конкретное решение. И это нормально»

Ольга Антипина, преподаватель психологии КНИТУ-КАИ: «Выбор пути – это всегда процесс, а не конкретное решение. И это нормально»

Наставники играют большую роль в жизни школьников и студентов, при этом очень важно, чтобы они были понимающими и всесторонне развитыми. Они должны думать шире учебной программы и помогать своим наставляемым в сложных ситуациях. Ольга Антипина – наставник Университета Талантов, доцент кафедры экономической теории и управления ресурсами КНИТУ-КАИ. Она преподает психологию, психодиагностику и психофизиологию. В нашей беседе мы поговорили о том, как работают наставники, как справиться с кризисом самоопределения и почему не нужно бояться сомнений.

Об Университете Талантов

Про Университет я узнала в 2014 году. Мы участвовали в конкурсе соорганизаторов Университета Талантов по направлению «Тренинг-класс». Выиграв его, мы оборудовали площадку для проведения тренингов на развитие «прорывных» компетенций у студентов КНИТУ-КАИ.

Мне очень близки и понятны идеи Университета Талантов. Сложно сказать, когда я решила стать наставником. Когда ты обладаешь определенными компетенциями, тебя воспринимают как наставника. Сначала я прошла тренинги для тренеров в Университете Талантов. Там сложился коллектив единомышленников, плавно перешедший в сообщество наставников. Это очень  ценно – поддержка и помощь близких по духу людей. Сообщество наставников – это такой магнит, который притягивает людей, делающих свою работу увлеченно. Мы поддерживаем друг друга, помогаем профессионально и просто ДРУЖИМ!

О наставничестве

Наставник – это такой особенный человек (не родитель, учитель или приятель), который может помочь услышать себя, поддержать, зарядить уверенностью. Я провожу диагностику, беседую, выявляю глубинные мотивы, способности, предлагаю «веер» вариантов, и человек сам делает выбор. Никакой супер-психолог или профессиональный коуч не знает, что нужно человеку. Наши разговоры, тренинги и психологические практики направлены на то, чтобы студенты могли понять себя и то, что им нужно и чего они хотят. Потому что терять время на получение профильного образования, которое не пригодится, попросту жалко, а зачастую и финансово очень затратно.

Ребята сами идут на контакт. Я преподаю академические дисциплины, и часто бывает так, что я говорю ребятам: «Мы не консультируем», а они искренне удивляются: «Как так, вы же психолог? Помогите!». Тогда мы создали студенческую психологическую лабораторию. Там занимаются студенты под руководством наставника. Я вижу, что им полезно то, что я могу им дать, и я чувствую обратную связь. Именно она вдохновляет педагога, когда то, что ты делаешь, помогает другим людям, приносит пользу. Когда студенты тебе пишут: «У меня все поменялось в лучшую сторону, спасибо! Мое мировоззрение стало другим!». В такие моменты понимаешь, что ты на своем месте.


Об определении жизненного пути

Когда общаешься с молодежью, они обращаются к тебе с актуальными запросами. Взаимодействуя со студентами, я понимаю, что помощь такая нужна. Несмотря на то, что мы не консультируем, приходится сталкиваться с разными проблемами – преподаватель и психолог это все-таки разные профессии. Поддержка, а тем более поддержка в плане профориентации, очень важна и нужна, особенно на втором курсе университета. Именно тогда человека настигает кризис самоопределения, когда пропадает мысль: «Как здорово, что я в вузе», ее заменяет мысль: «Где я? Что я? Что конкретно я буду знать и уметь? Куда я смогу пойти работать???». Он начинает думать, что ошибся с выбором, и ему стоит поменять направление, и он боиться ошибиться вновь. Это вгоняет студентов в стресс, и они приходят за советом.


Чтобы смягчить метания студентов в этот неоднозначный момент жизни, мы помогаем им в плане профориентации. Я провожу опросы среди потоковых групп на тему «Ваша ли это профессия? Уверены ли вы, что она будет вашей после выпуска из университета?». Результаты плачевны – до 80% студентов не будут работать по специальности или не хотят этого. Поэтому то «золотое время», проведенное в стенах университета, для них проходит впустую.

О сомнениях

Я совершенно четко убеждена, что человек не может перейти от состояния «я не знаю, куда идти по жизни» к состоянию «я точно знаю, куда лежит мой путь». Человек – существо сомневающееся, и это нормально. Тот, кто думает, что знает все, явно в чем-то неправ. Точно так же наставник, который уверен, что знает все – это не тот наставник, который вам нужен. «Сомневайтесь во всем, сомневайтесь в том, что говорю я и другие», – говорю я в начале каждого своего курса. Все нужно подвергать критике и принимать решения самостоятельно. Это действительно очень важно, ведь нас окружает огромное количество источников информации, которые стремятся сделать свои желания нашими, это происходит неосознанно. Выбор пути – это всегда процесс, а не конкретное решение. И это нормально.

О выборе профессии

Выбор профессии в жизни – важный момент. Очень часто школьники и их родители ужасно переживают и думают, что сейчас никак нельзя ошибиться, иначе пропадешь. На самом деле человек меняется, жизнь меняется, появляются новые профессии, новые интересы. Коллеги, друзья, ситуации влияют на тебя, и ты понимаешь, что нечто другое привлекает тебя сейчас намного больше. Не нужно в старших классах беспокоиться на тему «Выбери одну профессию на всю жизнь, которая будет тебя кормить». Идти нужно от себя, своих интересов и того, что тебя двигает вперед, анализировать свои способности, ситуацию на рынке и т. п., и важно не потерять «свое предназначение», а оно у каждого разное. Именно это помогает двигаться вперед и получать удовольствие от работы и жизни. Есть удивительно простые, но эффективные техники и приемы.

О системе образования

Я считаю, что альтернативные методы работы с детьми должны быть. Очевидно, что та система образования, которая сейчас есть, косная, консервативная, но она работает. Многие ругают ее, но мало кто реально заинтересован ее изменить. Если созданная альтернативная версия действительно работает, вектор образования автоматически сместится в более эффективную сторону. В Университете Таланов мы не вклиниваемся в существующую систему, не рушим ее. Мы создаем альтернативу, которая покажет, как можно работать, учиться и быть счастливым!

Дмитрий Олешков,
Участник Медиашколы Университета Талантов