За плечами у студентов Университета Талантов на Летней молодежной школе «Открытие талантов» – половина пройденной образовательной программы. Все это время молодые люди посещали лекции, мастер-классы, проходили профпробы, развивали свои компетенции, встречались с экспертами и наставниками.
22 августа на утренней установочной сессии члены молодежного оргкомитета, студенты Университета Талантов Фарида Муфахарова и Камиля Хасанова говорили с участниками об осознанном управлении эмоциями. Порой эмоциями сложно совладать, но если взять их под свой контроль, то они могут привести к успеху. Ресурсные эмоции – это эмоции, которые приводят к цели. Именно они мотивируют на открытия и свершения, позволяют более продуктивно работать. А чтобы достичь цели, необходимо следовать ресурсному алгоритму: идея – план – реализация.
О реализации идеи рассказал спикер из цикла «История успеха» Ильяс Мамонтов – член команды КВН «Четыре татарина», CEO «Good Game». Он рассказал о своем треке развития и нынешней деятельности, которая связана с киберспортом.
Россия – первая страна, которая официально признала киберспорт как дисциплину. Ильяс Мамонтов задался вопросом открытия современного киберспортивного клуба в Казани и таким образом появился игровой клуб премиум-класса «Good Game», в который приезжают тренироваться команды из других регионов России.
Спикер рассказал, что помогает ему добиваться поставленных целей:
– Я всем советую целеполагание. Каждый из вас постоянно что-то придумывает, но дальше идея не развивается. Возьмите себе за правило: если у вас появляется стоящая идея, реализуйте ее в течение 48 часов.
Для успешного достижения своих целей важно научиться правильно распределять время. Елена Саляхутдинова, психолог Международной школы Казани, провела для студентов тренинг на тему «Тайм-менеджмент. Как успевать больше, а уставать меньше». Тайм-менеджмент – одна из многих составляющих «мягких» компетенций, с помощью которой можно организовать и структурировать работу, цели и задачи.
Студенты узнали про 8 причин, почему важно ставить цели:
— Постановка цели разрушает зону комфорта
— Цели повышают уверенность в себе
— Цели придают смысл жизни
— Цели приучают полагаться на себя
— Цели помогают принимать правильные решения
— Достигая целей, ты меняешь мир
— Цели помогают преодолеть дурные привычки
— Цели помогут тебе стать тем, кем ты хочешь быть
Также спикер рассказала о трех наиболее распространенных мифах о целеполагании:
1. «У меня и без целей все получится!»
2. Нельзя просто так взять и поставить цель, нужен повод и подходящее время
3. Все придется делать самостоятельно
На площадке «Россия 2035 и Татарстан 2030» студенты посетили мастер-класс на тему: «Россия 2035», который провел Ирек Хайдарович Зиннуров, депутат Государственной Думы седьмого созыва от партии «Единая Россия», двукратный призер Олимпийских игр и призер Чемпионата мира и Европы по водному поло. Ирек Хайдарович рассказал, что выбрать профессию ему было сложнее, чем современной молодежи, так как в то время не было такого разнообразия сфер деятельности. Мы переживаем IV промышленную революцию: одни профессии исчезают, взамен появляются новые.
Несмотря на активное развитие сферы IT, человек остается главной составляющей любого процесса. По-прежнему актуальны 10 навыков, которые необходимы для успешной профессиональной карьеры:
— Навык комплексного решения проблем
— Креативное мышление
— Критическое мышление
— Умение управлять людьми
— Коммуникационные навыки
— Развитый эмоциональный интеллект
— Умение анализировать
— Клиентоориентированность
— Навык ведения переговоров
— Гибкость мышления
В то время как молодые люди посещали лекции по выбранным трекам, наставники прорабатывали траектории собственного профессионального развития и овладевали компетенцией составления и сопровождения индивидуальных планов развития талантливой молодежи.
Руководитель проектной группы направления «Открытое сообщество наставников» Лилия Орлова рассказала об этапах курса «Управление продюсированием талантов». Это профессиональное обучение наставников работе с талантливыми детьми и молодежью. Курс длится 1 год и 3 месяца и состоит из двух блоков: базовый и профильный.
Обучение наставников включает в себя следующие этапы:
— «Вовлечение»
— «Вступительный этап»
— «Образовательный процесс»
— «Квалификационный экзамен» для сертификации в качестве продюсера
— «Экспертный»
Эксперт Университета Талантов Максим Михайлов, вице-президент Ассоциации образовательных организаций потребительской кооперации, кофаундер и эдвайзер Krauslab, эксперт программы «Ты предприниматель» (г. Москва) рассказал, какие возможности есть у талантливой молодежи Татарстана:
– За Университетом Талантов я слежу с самого основания. Этот институт выходит за рамки стандартов, максимально соответствуя требованиям современного мира. Здесь появляются индивидуальная траектория образования, менторы и наставники, возможность для молодежи экспериментировать с идеями и предлагать их для реализации первым лицам. Это все, что не было доступно массово в системе образования. Татарстан сделал так, чтобы вся молодежь могла воспользоваться такими возможностями. Это знаковый пилотный проект. Пилотный, потому что Университет Талантов – это эксперимент, здесь всегда что-то меняется и корректируется. Это эксперимент, который рефлексирует. Здесь есть большая команда экспертов, которая все анализирует, разрабатывает новые технологии. Университет Талантов важен не только для Татарстана, но и для России.
Ежедневно студенты анализируют свои результаты за день и встречаются с наставником, который помогает им в достижении цели. О своем опыте наставничества рассказала Ольга Якимова, наставник #МШТ2018, Ведущий специалист отдела экономического анализа «Татнефтехиминвест-холдинг» (г. Казань):
– Я работаю с пятью студентами. Совместно с ними мы разрабатываем план их развития. Я оказываю им наставническую поддержку, задаю вопросы, помогающие им задуматься над своими целями, задачами. Это нужно, чтобы студенты смогли осознать свои сильные стороны и «зоны роста», проработать их, найти свое место и трудоустроиться в республике, России или даже за рубежом. Мы используем технику коучинга: задаем вопросы, чтобы человек сам задумался и принял решения. За время работы я вижу, что есть прогресс: если студенты сомневались в своих решениях вначале, то сейчас они говорят, что я помогла им сконцентрироваться на нужном. Я думаю, что наставник нужен и важен каждому, потому что он позволяет навести порядок в своих мыслях, сконцентрироваться на желаемом.
Алсу Сафиуллина, студентка Университета Талантов, ученица 10 класса средней школы (с. Чулпан Нурлатского района), рассказала, в чем польза мастер-классов на МШТ и какую поддержку она получает от наставника:
– Я работаю с наставником с первого дня – мне очень понравилась наша совместная работа. Мы определили мастер-классы, которые мне нужны для моего развития. Для работы в сфере предпринимательства мне нужно развивать открытость, инициативность, предприимчивость. Мастер-классы на МШТ помогают мне проработать нужные компетенции, чтобы заниматься любимым делом, ведь я хочу открыть свое рекламное агентство. Наставник предложил мне начать с малого и понемногу идти к большему – мы составили схему, по которой мне надо двигаться. Я думаю, что индивидуальный план развития я смогу разрабатывать сама, когда вернусь с МШТ.
Гульназ Хайруллина,
Медиалаборатория Университета Талантов