DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Файруза Мустафина: «Цифровая экономика порождает много вызовов к самому человеку и его сути»

Файруза Мустафина: «Цифровая экономика порождает много вызовов к самому человеку и его сути»

Каким должен быть наставник? Как педагогам и наставникам взаимодействовать с одаренными детьми? Какие ценности формировать у талантливой молодежи? Ответы на эти вопросы наставники Молодежной школы талантов получили на лекции «Философские психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми», которая прошла 18 августа. Лекцию провела сопредседатель Научно-экспертного совета госпрограммы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы», советник мэра по вопросам развития образования  г. Набережные Челны Файруза Зуфаровна Мустафина.

В своем выступлении спикер сделала акцент на гуманной педагогике и подчеркнула, что взаимоотношения с одаренными детьми важно строить на ее основе. Мы поговорили с Файрузой Зуфаровной об особенностях общения с талантливой молодежью, важных качествах наставника и вызовах будущего в сфере образования.

– Расскажите, пожалуйста, в чем особенность взаимодействия наставников с одаренными детьми?

– В основе работы каждого наставника должны лежать гуманные ценности. Эти ценности наставник должен видеть сам, осмыслить их и передавать своим наставляемым. Если обучать только компетенциям без понимания того, для чего это делается, наша работа будет бессмысленна. Меня очень радует то, что мы с наставниками в этом единодушны. Университет Талантов развивает детей для того, чтобы они улучшали себя и мир. Предназначение человека в том, чтобы делиться собственными достижениями. Сегодня мы должны стремиться к гуманной педагогике. Об этом еще в первом веке говорил Марк Фабий Квинтилиан, говорят классики гуманной педагогики и мировые эксперты.

– Какие вызовы, на Ваш взгляд, сегодня существуют в сфере образования?

– Цифровая экономика порождает много вызовов, меняются мышление детей, взаимоотношения, психология и постановка вопросов. Весь этот вызов можно свести к одному – вызов к самому человеку, к его сути. Будет ли искусственный интеллект и война роботов, или улучшение мира через совершенствование человека, сможет ли человек в условиях цифровой экономики сохранить свою человечность или нет. То, что наши наставники делают в Университете Талантов, и есть ответ на этот вызов. В Университете Талантов сейчас формируется другой уровень образования и появляется мощный интеллектуальный пласт. Эта образовательная программа новая для Татарстана и России.

– Какова роль наставников в раскрытии потенциала детей? Какими компетенциями им нужно обладать, чтобы суметь раскрыть потенциал ребенка?

– Важно, чтобы наставник понимал картину мира и то, что ребенок на эту землю приходит уже одаренным. Модель компетенций наставника еще только вырабатывается. Я бы к ним добавила еще личностные компетенции наставника: его мировоззрение, одухотворенность, наполненность. Американские исследователи в течение 20 лет вели исследование и изучили компетенции представителей различных сфер: бизнеса, промышленности, социальных сфер для выявления компетенции XXI века. В своей работе они тоже выделили человеческие компетенции и направленность деятельности на общее благо.

Какие еще факторы влияют на раскрытие таланта?

– Талантливые дети разные. Некоторые из них живут в своем закрытом мире, и им хорошо. Некоторые понимают свою одаренность, и им ясен их путь. Есть категория детей, которые не понимают, что у них есть талант, он у них глубоко зарыт. Хороший наставник должен это увидеть и использовать разные психологические и педагогические средства, чтобы помочь ребенку раскрыться. Это большая работа. Родителям нужно понять, что ребенок – не их собственность. Ребенок опытнее своих родителей, он родился после них и пережил их опыт.

– Какие у Вас впечатления от совместной работы с наставниками Университета Талантов и от Молодежной школы талантов?

– Я с большим уважением отношусь к Университету Талантов. Сегодня я весь день работала с наставниками. Меня радует их интерес ко всему происходящему. Несмотря на то, что у них разный опыт и уровень подготовки, интерес действительно большой. Никто не обязал нас приехать на образовательную программу. Я приехала работать здесь в выходные, потому что это развивает меня как личность, и мне интересно общение и с детьми, и с наставниками. Здесь формируется новое сообщество.

Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов