DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
История успеха. Алсу Сагитова – о том, как запатентовать две идеи по химии, съездить на стажировку в Англию и наладить инновационную работу в предприятии с полуторавековой историей

История успеха. Алсу Сагитова – о том, как запатентовать две идеи по химии, съездить на стажировку в Англию и наладить инновационную работу в предприятии с полуторавековой историей

В то время, как одни специалисты всеми силами рвутся в столицу или уезжают жить и работать за рубеж, другие покидают мегаполис ради работы в маленьком городе. Одна из таких специалистов – студент Университета Талантов, выпускник Казанского федерального университета, автор двух патентов по химии, инженер отдела разработки инновационных продуктов химического завода им. Л. Я. Карпова (г. Менделеевск) Алсу Сагитова.

Для рубрики «История успеха» мы поговорили с Алсу о том, почему она вернулась в Менделеевск после 4 лет работы в Москве, как всегда и везде находить время для любимого дела и какие возможности есть для школьников Татарстана на химическом заводе Менделеевска.

После 4 лет работы в Москве я вернулась жить и работать в свой родной город Менделеевск. В Москве я работала в Дирекции всероссийского фестиваля науки, Агентстве инноваций и в Московском государственном университете. В разные годы я побывала в вузах Англии, Швеции, Швейцарии, Франции, разных российских университетах. Это очень расширило мой кругозор. Однако в какой-то момент мне захотелось вернуться в свой город и применить свой опыт здесь. Мне интересно наблюдать, как у меня получается. Я инженер отдела инновационных разработок на Химическом заводе им. Л. Я. Карпова. В этом году у Химзавода 150-летний юбилей. К нам приезжают профессора из различных российских вузов, сотрудники кластера «Иннокам», представители Университета Талантов. Это очень радует и мотивирует.

В 2012 году я выиграла стипендию Президента России и съездила на стажировку в университет Брайтона Англии. Я занималась там полимерными материалами. Учеба за рубежом позволила мне улучшить свой английский, получить новые контакты и сравнить то, как работают в химических лабораториях в России и Англии. Я увидела, что у нас даже есть преимущества. Был случай, когда иностранцы не знали, как автоматизировать температурный режим на знакомом мне оборудовании. У меня были навыки работы с подобным устройством в России, и я поделилась этими знаниями. Работать химиком интересно в любой стране.

Я соавтор двух идей, по которым оформлены патенты. Когда училась в КФУ, мы запатентовали идею применения полимеров для доставки биологически активных веществ в клетки человека. Например, полимеры, которые получают у нас в Нижнекамске, можно модифицировать, и они могут помочь доставить в клетки лекарства. Второй патент связан с сенсорами, которые могут улавливать бактерии и вирусы и на основе метода зондовой микроскопии сигнализировать об этом. За время учебы я освоила несколько методов исследования веществ. Начинающим химикам тоже советую выбрать один метод и узнать о нем как можно больше. Знание методов исследования можно указать в качестве навыка в резюме, и это отличная возможность  для тех, кто хочет поехать на стажировку в другие страны, привлечь к себе внимание зарубежных вузов.

Я стараюсь применять новые форматы работы на предприятии, которому 150 лет. Мы привлекаем школьников для решения задач, студентов для стажировок, чтобы молодые люди могли себя реализовывать в олимпиадах, проектной деятельности, выбирали профессию химика и приходили работать в наше предприятие. Весной этого года у нас был проведен химический хакатон. Он собрал студентов КНИТУ-КХТИ и школьников Менделеевска. Участникам были даны конкретные задачи по экономике и химии, которые важны для нашего завода, были представлены списки имеющегося сырья и оборудования на предприятии. На базе этой информации они разрабатывали технологические схемы получения новых продуктов и придумывали, как их продвигать потребителю. Ответы были интересные. У нас на предприятии есть отложенные договоры, по которым студенты могут приходить на завод и заниматься инновационной деятельностью. Скоро планируем провести IT-хакатон.

Как и с московскими школьниками, с нашими учениками интересно работать. При этом нужно позволять ребенку самостоятельно развиваться. Моя задача – привлечь внимание, передать азарт и помочь, если это будет нужно. Мой московский научный руководитель научил меня работать таким образом. Некоторые мои ученики стали лауреатами московских конкурсов, в том числе конкурса «Дизайн без границ».

Я хочу создать клуб химиков на базе Центра детского творчества в Менделеевске. Мне хочется, чтобы школьники занимались проектной деятельностью, выигрывали в конкурсах. Сейчас мне интересна такая работа. Она будет полезна и для меня, и для школьников, и для завода им. Л. Я. Карпова.

Можно выбрать техническое направление, но интересоваться юриспруденцией и экономикой. Технические специальности, такие как химик и биолог, на сегодняшний день очень востребованы, потому что большинство идут на юристов и гуманитариев. Мне со школы больше нравилось решать задачи, заниматься исследованием. Исследования позволяют открыть новое. А это необходимо государству.

В школе я попала в химический кружок случайно. Я училась в школе № 3 (г. Менделеевск). У нас было восемь параллельных классов, конкуренция была большая. Как-то мы написали контрольную работу по химии. Из всех учеников параллельных классов у меня была единственная «пятерка» с подробным решением творческого задания. После этого учитель позвала меня присоединиться в химический кружок, где мы начали готовиться к предметной олимпиаде. Мы решали типовые олимпиадные задачи, чтобы на олимпиаде потратить на их решение как можно меньше времени. И у меня получалось. В 9 классе я заняла второе место среди сел и малых городов в республиканской олимпиаде, а в 10–11 классах – четвертые места.

Уникальной формулы успеха у меня нет. Если у человека есть цель, он открыт новому и продолжает работать, преодолевая любые трудности, он обязательно добьется успеха. В любом проекте нужен синергизм и постоянное совершенствование навыков.

Мои наставники – это мои научные руководители, начальники на рабочих местах и мои родители. Моим научным руководителем в КФУ был доктор химических наук, директор научно-образовательного центра фармацевтики КФУ,  доктор химических наук Юрий Григорьевич Штырлин. Когда я пошла к нему писать научную работу, мне сказали: «Он же самый строгий преподаватель». Однако когда самый строгий преподаватель – твой научный руководитель, защищать дипломный проект уже не так страшно. На сложном пути меньше конкурентов, и сильный научный руководитель – это большой ресурс. Так же, как и начальник на работе.

Сейчас моим научным руководителем является профессор МГУ Игорь Владимирович Яминский. Он разработал сканирующий зондовый микроскоп и занимается их производством в своих мастерских. Игорь Владимирович умеет выявлять и развивать способности окружающих его людей, подчеркивает преимущества каждого своего студента и может находить ему применение. Он оценил мои коммуникативные навыки. Работая с ним, я занималась привлечением студентов к работе в его лабораториях.

Чтобы заинтересовать человека чем-то новым, нужно обеспечить «погружение» в эту сферу. Рассказывать о своей деятельности – это здорово, но более детальное знакомство с посещением объектов действует совсем по-другому. Например, когда человек приходит в химическую лабораторию и своими глазами видит то, что там делают, у него начинают возникать свои идеи, появляется мотивация, ему легче усвоить новую информацию. Я стараюсь вести себя непринужденно при знакомстве с новыми людьми, предпочитаю говорить о любимом занятии и увлечениях. Мне интересно узнавать о людях и находить с ними общие интересы, хобби, сотрудничать. Однажды в походе я познакомилась с двумя школьниками, которые стояли перед выбором профессии. После нашего общения они выбрали химическую сферу. И это вовсе не единственный случай, когда мой личный пример помогал другим в выборе пути. Также и мне помогли взрослые, мои родители – по профессии тоже химики.

Я всегда выбираю такую сферу деятельности, в которой чувствую себя комфортно. В свое время мне нравилось в школьном химическом кружке, кружке по информатике. Сейчас мне комфортно жить и работать по профессии в Менделеевске. Уже с ранних лет нужно чаще прислушиваться к себе, стремиться быть собой и найти свою стезю.

Можно использовать любую минуту, чтобы заниматься тем, что для тебя приоритетно. Не важно, сидишь ли ты на концерте, или находишься на спортплощадке, если появляются новые идеи, нужно их записать и уделить время на обдумывание этих идей. Обычно с 40-минутной тренировки по плаванию я выхожу с тремя задачами, которые мне нужно выполнить в ближайшее время.

Занятие спортом помогает мне в достижении целей. Мне по душе плавание, и я люблю чередовать тренировки с интеллектуальным трудом. После тренировки хорошо работается, эффективность возрастает и улучшается настроение. А это очень важно.

В одиночку сложно добиться успеха, нужно состоять в сообществе. Общение – это всегда взаимовыгодно. Поэтому мне важно быть в Университете Талантов. В этом сообществе всегда можно найти нужных людей, с которыми говоришь на одном языке, и сотрудничать. Важно общаться с хорошими людьми. Сейчас я являюсь студентом Университета Талантов и считаю, что мне еще нужно учиться, чтобы потом стать наставником.

Лейсан Файзуллина, 
Медиалаборатория Университета Талантов