Постоянное развитие и получение новых навыков необходимо не только учащимся, но и людям, которые их обучают и наставляют. В Университете Талантов для этого созданы все возможности.
C 28 по 29 июля на базе резиденции креативных индустрий «Штаб» для наставников Университета Талантов состоялся четвертый модуль курса обучения коучинговым методам работы со студентами Университета Талантов. Это был последний модуль образовательной программы. Каждый из модулей состоял из четырехнедельного цикла очных встреч и заочных домашних заданий. Главная цель мероприятия – подготовить наставников к индивидуальной работе со студентами Университета Талантов.
Если первый модуль образовательной программы по коучингу был посвящен основам диалого-развивающего разговора, где наставники учились задавать открытые вопросы и выстраивать диалоги, то на втором модуле наставники познакомились с некоторыми технологиями коучинга и отработали их на практике. А на третьем модуле узнали про сопротивление, возражение, неуверенность, убеждения, которые мешают достичь целей. В программе приняли участие около 20 наставников Университета Талантов.
На четвертом модуле коучинговой программы участники подводили итоги предыдущих модулей, разбирали, что усвоено хорошо, а что требует дополнительной проработки тренера. Также наставники учились давать и принимать обратную связь – это главный инструмент коуча в работе со своим наставляемым. Для участников модуля была организована показательная коуч-сессия – демосессия четырех участников. На их примере участники модуля учились, как нужно проводить беседу, давали обратную связь.
Модуль вела сертифицированный профессиональный коуч по стандарту Международной Федерации коучинга ICF и вертикальному лидерству от компании Harthill, сертифицированный нарративный практик Анна Белякова (г. Москва). По ее словам, четвертый модуль был подведением итогов.
– Все участники данного курса прошли очень большой путь. В программах Университета Талантов они развивают свои компетенции, как эксперты. А коучинг требует позиции, когда ты отказываешься от своей экспертности и работаешь на то, чтобы человек, с которым ты беседуешь, получил максимальный результат. Психологически это очень сложный переход: отказаться от экспертизы, советов. И я вижу, что желание помочь другому, не опираясь на свою экспертизу, развивая другого человека, есть у всех наставников, и это замечательно. Участники знают много коучинговых техник, способны вести беседу по определенной структуре. Вижу, что они реально помогают друг другу. Теория изучена, практика получена.
Коучинг, как и любая профессия, требует навыка. Но тот уровень, который я задумывала, был достигнут. Конечно, кто-то сделал более значительные шаги. Но я считаю, что я своей цели достигла. Мне было очень приятно смотреть на участников, и я гордилась ими. Они могут работать как начинающие коучи, – рассказала Анна Белякова.
Наставники также подвели итоги прошедших модулей и отметили положительные стороны коучингового подхода в работе с молодыми людьми.
Лариса Максимова, наставник Университета Талантов, специалист по работе с молодежью Центра по трудоустройству учащихся и студенческое молодежи, куратор направления школьных бизнес-компаний (г. Набережные Челны):
– Когда переходишь на работу с проектами, там идут индивидуальные запросы, и группового формата работы бывает недостаточно. И здесь хорошо срабатывают коучинговые методики. В Университете Талантов само обучение проходит в коучинговом формате, есть живое общение в группах, разбор практик, атмосфера и эмоции.
У нашего тренера за плечами богатый опыт, она отработала все методики коучинга, у нее есть конкретные рекомендации по использованию тех или иных методик, и это все подстраивается под наши индивидуальные запросы. В одной методике сливается и психология, и коучинг, и проектная деятельность. Здесь среда единомышленников, и когда приезжаешь на модуль, получаешь заряд, вырастают крылья за спиной, у тебя сразу все получается. Это помогает и в личной жизни, и в профессиональном развитии, и при работе с детьми.
На четвертом модуле у нас был подытог всего того, что мы прошли. Мы по шагам разобрали всю структуру коуч-сессии. Для меня большим открытием было то, что наставляемому можно просто задать вопрос, если у тебя остаются сомнения по поводу того, как поступить дальше. Не нужно додумывать за другого человека.
Все техники и методы коучинга я буду применять и в работе. К нам приходят дети для профориентации и по проектной деятельности. Иногда подростки считают, что не знают ответа, хотя все ответы у них уже есть. Просто они хотят либо подтверждения, либо какого-либо толчка. Когда ты предоставляешь возможность студенту самому ответить на свой вопрос, у него появляется воодушевление и вера в свои силы, ребята начинают лучше и активнее работать. Следом за этим появляется продуктивность и эффективность.
Дмитрий Шакирзянов, наставник Университета Талантов, учитель географии, педагог дополнительного образования, преподаватель курса лидерства школы Иннополис (г. Иннополис):
– На четвертом модуле мы проработали структуру коуч-сессии. Мы разобрали, из каких блоков должна складываться сессия со студентами Университета Талантов, и у меня сложилось четкое понимание всего процесса. Также поработали над ценностями – важным элементом в жизни человека. Опираясь на ценности человека, в коуч-сессии можно добиться больших результатов.
Коучинговый подход интересный, и в то же время мне очень тяжело перестроиться на то, что ты не даешь советы, а вытаскиваешь ресурсы человека, и он сам решает эту проблему. Коучинг позволяет использовать ресурсы человека и решить проблему более эффективно. Кажется, что мысль очень проста, но как раз здесь я все время возвращаю себя к тому, что не нужно давать советы и оценочные суждения.
Коучинговые подходы я буду использовать на классных часах и в индивидуальных беседах, когда у учащихся будут запросы. Когда они подходят, обычно даешь совет, оценки, но от этого нужно уходить, и здесь мы этому обучаемся. Зачастую у школьников маленький багаж опыта, и им тяжело сформулировать свои запросы.
Также нужно понимать, в каких ситуациях не нужно использовать методы коучинга. Например, ученик подошел узнать о конкретных олимпиадах или грантах, и ему нужно просто подсказать, где и что. А иногда у человека какие-то сложности, и ты выводишь человека на то, чтобы он сам подумал, как решить эту задачу.
Мое мнение таково: если мы внедрим систему коучинга по всей территории республики Татарстан, это даст положительный эффект в работе с молодежью. Насколько этот подход изменит систему образования, сказать сложно, потому что большая часть времени, которую проводят вместе учителя и ученики, – это уроки. И там коучинговые подходы востребованы в меньшей степени. При решении спорных ситуаций, конфликтов, во второй половине дня – на внеурочной деятельности, классных часах, возможность реализации коучингового подхода шире.
Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов