В работе с молодежью перед наставником стоит важная задача – уметь слушать своего наставляемого, поддерживать и давать возможность принимать осознанное самостоятельное решение в любых ситуациях. Найти общий язык с подростками – задача не из легких. Чтобы понять своих подопечных, наставникам Университета Талантов приходится мысленно ставить себя на позицию родителя, учителя, психолога, ментора и даже самого подростка.
В рубрике «Лица Университета Талантов» мы поговорили с наставником Университета Талантов, психологом подросткового клуба «Герда» Альбертом Някибовичем Главиным о том, почему важно внимательно слушать подростков, как молодым людям добиться понимания родителей и зачем в Университете Талантов нужны детско-родительские тренинги.
Я всегда открыт новому.
В ноябре 2017 года руководитель проектной группы направления «Открытое сообщество наставников» Университета Талантов Лилия Николаевна Орлова пригласила меня курировать участников проекта «Мой город. Мой талант». Событие проходило в Елабуге, Набережных Челнах и Альметьевске. Там собрались интересные, творческие ребята. Тогда я стал частью Университета Талантов и был рад этому.
Университет Талантов – это площадка, где я могу раскрыть свой потенциал. Здесь я нашел единомышленников, которые помогают мне развиваться, получать новые знания и идти по выбранному мною пути.
В наставничестве мне помогает опыт психолога.
Я объясняю студентам Университета Талантов, что важно услышать своих родителей и уметь аргументировать свою позицию. Если родитель не чувствует уверенности ребенка, конечно, он будет сомневаться в правильности детского выбора.
Чаще всего студентам нужно помогать в повышении самооценки и отношениях с родителями. Многие родители хотят, чтобы дети полностью соответствовали их ожиданиям и реализовали их мечты. При этом они совсем не учитывают потребности и желания своих детей. Недавно разговаривали с мамой, которая сказала: «Альберт Някибович, расскажите ребенку, что учитель английского языка – это не профессия для мужчины». Она хотела, чтобы он стал депутатом. Я ответил: «Пусть он лучше будет счастливым преподавателем английского языка, чем несчастным депутатом».
Я планирую проводить в Университете Талантов детско-родительские тренинги.
Очень важно, чтобы дети понимали позицию родителей, а родители обратили внимание на то, чего хотят их дети. Как наставники, мы больше общаемся с детьми. И чем больше работаешь с подростками, понимаешь, что важно охватить и родителей. Сейчас я разрабатываю концепцию детско-родительских тренингов. Планирую, что они будут проходить в формате квеста, ролевых и деловых игр.
Важно, чтобы в подростковый период у человека был наставник.
Подросток – это человек, который стоит на перепутье: одна нога на старой дороге, другая – на новой. В чем-то он уже осознает, что он взрослый, но как случается что-то незнакомое, он говорит: «Я еще маленький». Здесь важно понять – если у тебя есть права, то есть и обязанности. Подросткам трудно выделить свое «Я», и они опираются на мнение сверстников, окружающих. Наставником для него могут быть и родители, и старший приятель, брат или психолог. Когда есть люди, которые тебя поддерживают и понимают твою позицию, то достигнуть результата можно легче и быстрее.
У каждого подростка свой путь к поиску своего «я», и все они приемлемы. Кто-то уже в 15 лет знает, кем хочет стать, другие выясняют это методом проб и ошибок. Здесь на помощь приходят профессиональные пробы, которые предлагает Университет Талантов. Когда молодой человек пробует себя в профессии, ему легче определиться, подходит ему профессия или нет.
На «Мой город. Мой талант» я работала со школьницей, которая хотела стать социальным работником. Я объяснил ей, какие обязанности есть у социального работника, что он помогает решать семейные проблемы, работает с неблагополучными семьями. Вдруг она мне говорит, что эта профессия ей не подходит. Оказалось, она давно занимается музыкой и хочет быть музыковедом. В итоге она поступила в Казанский университет культуры и искусства.
Чтобы понять проблемы и беспокойства подростков лучше, я ставлю себя на их позицию.
Не так давно я сам был подростком, у меня тоже были обиды, закрытость и непонимания. К сожалению, на моем пути не встретились наставники. Мой путь был тернист, и я сам выяснял, куда двигаться. Родители поддерживали и не запрещали пробовать. Однако создавать индивидуальный план развития, как у студентов Университета Талантов, было не с кем.
Мир подростков черно-белый, у них нет полутонов. Поэтому они быстро обижаются и считают, что их не понимают. Я всегда внимательно слушаю своих студентов. Из речи подростков можно многое про них узнать. Они начинают доверять, когда видят, что вы их слышите, и это помогает продвинуться в развитии. Кто-то раскрывается уже на второй встрече, кто-то – через пять месяцев.
Важно принимать студентов такими, какие они есть.
Терпение и смирение – важные качества для наставника. Становление личности молодого человека схоже с ростом дерева. Наставник должен вовремя поставить подпорку, если нужно, а потом ее убрать, перенаправить, если ушло в кривую.
Наставник – это творец. Он творит, помогая найти другому человеку собственный путь, и не ведет наставляемого по своей дороге. Тот, кто справляется с этой задачей, и есть настоящий наставник.
Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов