5 июля в Билярске состоялось открытие SELET BILER FORUM – ключевой смены VII Международного молодежного образовательного форума «Сэлэт». Это традиционный фестиваль-форум, участниками которого стали одаренные дети и молодежь, прошедшие конкурсный отбор. Третья смена, которая проходит с 4 по 9 июля, объединила 3500 школьников и студентов из Республики Татарстан, регионов России (Самарская область, республики Башкортостан, Чувашия и др.), стран ближнего и дальнего зарубежья (Чехия, Финляндия, Германия, Испания, Италия, Австралия).
В этом году реализация смены направлена на изучение передового опыта в сфере образования: профориентации, дуального образования, инструментов для самообразования. Ребята получают знания в таких сферах, как: наука, литературное творчество и искусство, спорт, профессии будущего, а также учатся работать в команде и принимают участие в мастер-классах, играх и лаборатории профессиональных проб.
Исполнительный директор фонда «Сэлэт» Тимур Сулейманов рассказал об истории возникновения форума.
– В 1997 году мы провели первый форум. С каждым годом его программа становится насыщеннее. В этом году он проходит в формате 6 смен. Впервые Билярск объединит 15 тысяч человек. Палаточный городок живет с 21 июня по 7 августа. Наряду с традиционными партнерами, как Университет Талантов, которые помогают проводить профпробы, мастерскую по атласу новых профессий, мы сотрудничаем и с Казанским федеральным университетом, Иннополисом, IT-парком, «Ак Барс банком». Практически все площадки, которые здесь представлены, направлены на формирование навигатора для детей. Мы хотим, чтобы они попробовали себя в том, в чем не успели проявить себя в школе, пообщались с успешными людьми, определились со своей профессией, – поделился Тимур Сулейманов.
Тренеры-наставники Университета Талантов провели с участниками форума игры, связанные с профессиями будущего. В интересной игровой форме ребята узнали, какие профессии будут востребованы в ближайшее время, и какими компетенциями нужно овладеть, чтобы освоить новую специальность. В связи с развитием новых технологий появляются новые профессии, такие, как ИТ-медик, разработчик систем энергопотребления, архитектор интеллектуальных систем управления. Их задача – разработать программные обеспечения, призванные автоматизировать процессы и работать без вмешательства человека.
«Все модификации игр по Атласу новых профессий достаточно универсальны. Такие технологии помогают ребятам в игровом формате прийти к пониманию осознанного выбора профессии и того, какие навыки им требуется освоить для достижения успеха», – говорит Анна Ишкиняева, тренер-наставник Университета Талантов.
Участникам форума было предложено сыграть в четыре игры по Атласу новых профессий.
Игра «Профессиональное лото» направлена на знакомство с надпрофессиональными компетенциями, выделенными разработчиками Атласа новых профессий:
– системное мышление
– межотраслевая коммуникация
– управление проектами
– бережливое производство
– программирование / робототехника / искусственный интеллект
– клиентоориентированность
– мультиязычность и мультикультурность
– работа с людьми
– работа в условиях неопределенности
– навыки художественного творчества
– экологическое мышление
На игре «Специалист будущего» ребята выстраивали карьерную траекторию вымышленного профессионала с учетом различных жизненных событий. Наставники раздали командам карточки персонажей, действия, события, угрозы, по которым ребята определяли дальнейшее развитие персонажа.
Участников также заинтересовала игра «Курьер, прощай», во время которой школьники узнали о профессиях-пенсионерах (тех, что исчезают и уходят в прошлое с развитием технологий). К таким профессиям относятся: стенографист, библиотекарь, турагент, диспетчер и многие другие профессии. Они находятся на пути исчезновения, в связи с развитием интеллектуальных автоматизированных систем.
Игра «Компас новых профессий» позволила ребятам прожить развитие человека от 13 до 40 лет в условиях трендов будущего. Новые профессии появляются в связи со сменой технологий, использованием новых практик работы и новых запросов потребителей. Благодаря этой игре молодые люди смогли понять, что для успешной карьеры необходимо идти в ногу со временем и выбирать «молодые» профессии.
Десятиклассница Айгуль Валиуллина из лицея № 121 (г. Казань) поделилась впечатлениями:
– Игра была интересной, тренер Диана Валиуллина вселила в нас уверенность, что наши возможности безграничны. Сегодня я узнала о тех компетенциях, которые пригодятся в будущем - для меня это очень актуально.
Сафия Назипова, ученица 9 класса гимназии № 2 (г. Нижнекамск), считает, что такие игры очень полезны для школьников:
– Во время учебы в школе мы не представляем, с какими жизненными ситуациями нам придется столкнуться. Участие в игре напомнило мне о том, что важно планировать свою деятельность и развитие наперед. Сам вопрос выбора профессии для меня сложен, потому что я очень люблю музыку и иностранные языки. Мне еще предстоит определиться, какое направление станет приоритетным.
Фото: Официальная группа «Сэлэт» В контакте
Эльсинора Габдуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов