DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Как помочь ребенку реализовать свой проект: на Школе тьюторов подготовили специалистов для сопровождения кадров будущего Татарстана

Как помочь ребенку реализовать свой проект: на Школе тьюторов подготовили специалистов для сопровождения кадров будущего Татарстана

Как стать для ребенка мотиватором, помощником и вдохновителем? Позволить ему почувствовать свой успех и научить создавать интересные проекты? Ответы на эти вопросы получили участники Школы тьюторов, состоявшейся в Казани со 2 по 3 июля. Это второй этап реализации федеральной инициативы «Кадры будущего для регионов», организаторами которой выступают Агентство Стратегических Инициатив (АСИ), главы семи субъектов страны, в том числе Президент Республики Татарстан, и интернет-портал «Одаренные дети». Цель проекта – сформировать «команды развития регионов», лидерские команды одаренных детей, молодежи и их наставников.

В рамках двухдневной сессии 25 тьюторов – педагоги, студенты и молодые специалисты из Елабуги, Набережных Челнов, Чистополя, Мамадышского и других районов республики знакомились с инициативой, разрабатывали стратегии привлекательности региона, работали с персональным конструктором инициативы и обучались проектной работе. Главная задача тьюторов – сопровождение команд участников, поддержание коммуникаций между ребенком и наставником.

Двухдневный интенсив был направлен на умение применять простые и доступные практики работы с одаренной молодежью. Обучение провели эксперты из Москвы, операторы образовательной программы «Кадры будущего для регионов» из АНО «Детские социальные молодежные инициативы» Сергей и Светлана Тетерские и руководитель всероссийского инновационного проекта «Поколение уверенного будущего» Юрий Юрманов. Они поделились с участниками Школы педагогическими методиками и практиками, провели с ними подвижные упражнения и психологические тесты, которые можно применить в работе с детьми.

В первый день участники работали над пониманием важности образов для ребенка, формированием у него адекватной самооценки и самовосприятия. «Образование – это процесс создания, достижения и распространения образов», – считает Сергей Тетерский. Один из важных аспектов в тьюторстве – поддержание в ребенке уверенности в себе. Участники собрались в кругу, и каждый сказал, сколько прыжков сможет совершить за минуту. На деле же цифры превзошли ожидания тьюторов – это задание наглядно показало, что мы часто можем недооценивать самих себя. Из выполненных командных заданий с мячом тьюторы сделали вывод – в жизни, как и в упражнении, важно знать предлагаемые условия. Если нельзя изменить их, то стоит внимательно прислушаться и найти компромиссное решение. Стремясь к цели, лучше спросить более опытных людей, чтобы не повторять те же ошибки. Тьюторы сработались в команде за 14 минут, показав хороший результат. После выполнения упражнений каждый мог дать обратную связь, выделить кого-то из команды.

Далее речь шла об опыте: им обладает каждый ребенок. Даже если школьник просто помогал родителям воспитывать своих младших братьев и сестер, писал статьи для школьной газеты, выступал на мероприятиях – все это уникальный опыт. Говорилось и о том, что если родитель – профессионал, любящий свою работу, то и его ребенок вырастет с таким же отношением к получению профессии.

Одно из упражнений, связанное с мотивацией, заключалось в следующем: тьюторы прописали, что обязательно хотят сделать в жизни. Около каждой цели, в достижении которой им могут помочь люди, поставили «плюс». «Галочку» поставили около тех дел, в которых им никто не сможет помочь, и это является личной мечтой. Это помогает увидеть собственную мотивацию: есть те, кто нацелен на достижение и знает, кто может им помочь, и те, кто все цели держит в голове, но не делает для их достижения ничего.  


Эта двухдневная сессия подарила мне вдохновение и веру в себя для дальнейшей реализации планов. Я буду долго осознавать тот огромный объем информации, который получила здесь. Очень понравилась часть о создании образа наставника, учителя, где мы вспоминали и записывали тех людей, которые помогли нам в жизни. Это помогло понять, каким должен быть тьютор, – делится участница Школы Роза Минуллина, студентка КФУ по направлению «Конфликтология» (г. Казань).

Второй день Школы был направлен на умение создавать социальные проекты. Для участников была проведена игра: в парах они смотрели друг на друга, а потом, отворачиваясь, меняли что-то в своем облике, наряде. Задача обнаружить изменения друг в друге привела к тому, что любой проект – это всегда изменения. Далее работа продолжилась уже в группах по три человека: игра «мечтатель, критик, реалист» была преобразована в обсуждение вопросов с трех позиций – ребенка, тьютора и наставника. Участники размышляли над тем, как сделать обсуждения ребенка и тьютора проектов более подвижными и интересными; как совместить инициативу «Кадры будущего» с основной учебной деятельностью ребенка, чтобы не возникало внутреннего конфликта. К некоторым своим идеям они создавали рисунки, визуализировали их.

Состоялся еще один интересный обмен идеями: каждый тьютор рассказал о том, кем видит себя в идеальном будущем и какой подарок, связанный с собственной профессией, может подарить своему городу. Например, координатор курса «Управление продюсированием талантов» Университета Талантов и участница Школы Екатерина Салихова предложила создать выставочный центр «Мосты», где будут представлены произведения искусства, созданные представителями совершенно разных поколений.

Участники также определяли личную и региональную миссии с помощью упражнения «Миссия через качество», состоящего из четырех шагов. Сначала выявлялись собственные отличительные позитивные качества, потом то, как позитивно меняются люди, далее те факторы, которые нужно изменить. Участники определили миссию Татарстана так: использовать свою креативность, чтобы сделать людей более мотивированными на позитивное будущее. Формулировка тьюторов получилась очень интересной: Татарстан – родина позитива, ответственности и стабильности.


После выполнения всех упражнений участники и тренеры собрались в кругу, чтобы поделиться впечатлениями от сессии. «Тьюторы – это посредники между миром детей и миром взрослых. Чувствуйте жизнь и помогайте детям исполнить мечту!», – напутствовала Светлана Тетерская.

Сессия завершилась индивидуальными консультациями: каждый желающий мог обсудить интересующие его методики и практики со Светланой и Сергеем Тетерскими и Юрием Юрмановым. Участники получили папки – «конструкторы методик» с полезной информацией, а также книги Сергея Тетерского «Время созидателя».  

Об акцентах двухдневной сессии и дальнейшем развитии проекта «Кадры будущего» рассказал Сергей Тетерский:

– Тьюторы будут реализовывать с детьми проекты, связанные с их будущими профессиями, поддерживать постоянную связь. Также помогать в продвижении проектов будет группа наставников – людей, добившихся значимых профессиональных успехов в Татарстане. Главные знания, полученные тьюторами во время этой сессии – осознание себя как образца для подражания. Мы показали участникам, что можно быть примером привязанности к Родине, тем, кто может помочь обрести нужные контакты, стать более уверенным в своих выступлениях и так далее. Большое внимание мы уделили тому, что тьютор должен не только знать определенные методики работы с талантливой молодежью, но и мог своим примером быть полезным региону.  

Айнур Гаязетдинов, тьютор проекта, учитель истории и обществознания школы № 34 (г. Казань), поделился впечатлениями:

– Мне было очень интересно, потому что я применяю различные практики работы с молодежью в школе. Главная задача современного учителя – развивать в учениках способность учиться самостоятельно, искать ответы на вопросы, создавать проектные работы и защищать их, работать в команде. Здесь я понял, что в своей работе двигаюсь в правильном направлении, а также нашел поддержку других людей, заинтересованных в лучших практиках работы с молодежью.  

22 июля начнется следующий этап реализации инициативы «Кадры будущего» в Татарстане. В нем примут участие одаренные школьники от 14 до 18 лет нашей республики, которые вместе с тьюторами и наставниками будут создавать проекты, связанные с их будущей профессиональной деятельностью. В рамках трехдневного обучения ребята получат базовые навыки проектной деятельности, объединятся в проектные команды и разработают индивидуальные образовательные программы. Встречи школьников с наставниками, успешными профессионалами нашей республики, состоятся в конце августа.

Эльсинора Габдуллина, 
Медиалаборатория Университета Талантов