Чтобы усилить взаимодействие вузов и общественных организаций в области гуманитарных и социально-экономических наук, в Республике Татарстан был создан Межвузовский координационный совет (МКС). Деятельность МКС направлена на повышение качества преподавания наук. Также совет занимается популяризацией результатов научных исследований и информированием населения о современных общественно-политических процессах в сфере образования и молодежной политики.
29 мая состоялось очередное заседание МКС, в работе которого принял участие и Университет Талантов. На повестке заседания стояло внесение изменений в существующую Стратегию государственной молодежной политики Республики Татарстан до 2030 года. Начальник отдела работы с детскими и молодежными организациями Министерства по делам молодежи и спорту Татарстана Владислав Усанов отметил, что Татарстан заметно продвинулся по выполнению целей и задач: к примеру, в этом году республика заняла лидирующие позиции по активности и эффективности молодежной политики, оставив позади Санкт-Петербург, который был лидером на протяжении нескольких лет.
Мы побеседовали с председателем МКС, доктором социологических наук, профессором, деканом факультета промышленной политики и бизнес-администрирования, заведующим кафедрой государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ (КХТИ) Андреем Римовичем Тузиковым.
– Как Вы оцениваете деятельность Университета Талантов? В чем состоит главная суть работы с талантами?
– Идея очень хорошая. Это ответ на общественный запрос «Как определять, находить и чествовать то, что мы называем талантами, талантливой молодежью?». Я уже неоднократно говорил и про реализацию программы «Аполлон» – это программа полета космонавтов на Луну. Во время программы был реализован отбор талантливой молодежи. Сверхзадачей этого проекта было раннее обнаружение ключевого таланта и помещение его в нужное место.
У нас был опыт Московского физико-технического университета, когда шла работа над ракетно-ядерным проектом. Это было сразу после войны. Например, Андрея Сахарова – одного из создателей первой советской водородной бомбы – заметили уже на третьем курсе. Он, закончив университет, получил назначение по работе и ключи от двухкомнатной квартиры. Вот таким образом решали вопрос, как найти таланты и как их использовать в реальной экономике, а это – сверхзадача.
Сегодняшний ресурс – это не столько сырьевые, сколько человеческий капитал. За человеческий капитал в мире идет большая конкуренция. Например, в колледже при Сибирском отделении Академии наук уже с 9 класса отслеживают учащихся и предлагают работу в химическом концерне «BASF», в компании «BAYER» и в других организациях. Если для учащихся это отлично, то для нас – плохо. Получается, что у нас забирают таланты и передают нашим конкурентам. Поэтому Университет Талантов должен быть достроен системой удержания и использования этих талантов, а не скатиться в систему производства интеллектуального сырья.
– Как Вы оцениваете результаты мониторинга, которые прозвучали на презентации?
– Результаты очень интересные. Руководство Университета Талантов глубоко понимает то, что о чем говорит. Это не просто картинка, а работа по содержанию. А она начинается, когда практика разбивается на какие-то отдельные детальные задачи. Тогда и начинается мониторинг. Просто оценка в терминах «интересно»/«неинтересно», «хорошо»/«плохо», «весело»/«скучно» – это мало, что дает.
– Планируете ли Вы сотрудничать с Университетом Талантов?
– Всегда готов! Жду предложений.
Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов