DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Создание оптимальной модели индивидуального плана развития: как персональный подход помогает раскрыть потенциал одаренных детей

Создание оптимальной модели индивидуального плана развития: как персональный подход помогает раскрыть потенциал одаренных детей

Планирование собственного будущего – важный этап в развитии каждого человека. Индивидуальный план развития (ИПР) представляет собой программу, описывающую цели развития и конкретные действия, позволяющие достичь поставленных целей в определенные сроки. Такая методика все чаще используется как инструмент управления персоналом в зарубежных и крупных отечественных компаниях. Индивидуальный план развития помогает личности планомерно и целенаправленно развивать у себя компетенции и качества, необходимые для более эффективной работы.

С 2015 года дважды в год Университет Талантов проводит семинары «Таланты мира: лучшие практики развития и поддержки одаренных детей и молодежи». Это уникальная площадка для нетворкинга и обмена опытом в сфере сопровождения талантливой молодежи. В предыдущие годы рассматривались темы проектного творчества, ранней профессионализации детей и молодежи, вопросы оценки эффективности развития человеческого капитала. 

28 мая на первом семинаре 2018 года на обсуждение были вынесены методики разработки индивидуального плана развития человека. Среди участников – представители министерств и ведомств Республики Татарстан, органов местного самоуправления, предприятий и организаций. Семинар состоял из двух частей: сначала обсуждались практики составления и реализации ИПР в образовательных учреждениях, а во второй – практики на предприятиях и в социальном творчестве.

Представитель Университета Наварры (Испания), консультант и международный эксперт в области репутационного менеджмента университетов, госпожа Магдалена Гаете рассказала о принципах работы Университета и о том, как важно всегда помнить о студентах: 

– Все связано со студентами. Многие считают, что главный в университете – ректор. Тогда я спрашиваю, будет ли работать университет, если ректор не выйдет на работу? Будет. А если студенты перестанут приходить?


Она рассказала о практике социального волонтерства, которому в университете уделяется большое внимание: в Европе считается, что волонтерские проекты имеют большое влияние на общество в целом. Необычным для России опытом является равноправное участие в социальных акциях не только студентов, но и преподавателей. По мнению Магдалены Гаете, важно выстроить равные отношения между студентами и преподавателями: 

– Конечно, должно быть уважение к старшим, но нельзя забывать о человеческом отношении друг к другу. Через 4–6 лет студент может стать коллегой преподавателя!

Директор Лицея-интерната им. Н. И. Лобачевского Елена Скобельцына поделилась стратегиями развития талантливых школьников на примере созданного в лицее «Олимпиадного клуба 2.0». В лицее есть круг поддержки учеников: 

– Есть навигаторы – это учитель и сверстники, которые информируют ребенка о его возможностях. Тьютор помогает ему. Продюсер говорит, где участвовать и пробовать себя. Учитель-менеджер подсказывает, как стоит заниматься сегодня, а как – завтра, чтобы развиваться. 

Есть в лицее и материальная поддержка победителей и призеров олимпиад, так называемый сертификат «Ключ к успеху»: школьник может потратить выделенные средства только на свое развитие: поездку в компьютерную школу, образовательный лагерь, прохождение профпроб и т.д.

Марина Марюшина, начальник отдела подбора и расстановки персонала «Казанского вертолетного завода» (КВЗ), рассказала об опыте сопровождения молодежи на предприятии. В двух школах Казани есть профильные вертолетные классы. Окончив учебу в них, выпускники могут поступить в профильные вузы-партнеры. Студентов сопровождают на протяжении 3–4 лет: проводятся экскурсии, уроки лидерства, встречи с работниками завода. Уже есть определенные успехи: студенты, с которыми была проделана такая работа, успешно работают на заводе, заканчивая обучение в магистратуре. Многие ребята поступают в вертолетный класс целенаправленно. Например, студент Института авиации, наземного транспорта и энергетики КНИТУ-КАИ Адель Ахмадиев занимается изучением аэродинамических свойств вертолета, чтобы в последующем на базе КВЗ использовать свои собственные разработки. Студент Университета Талантов Илья Полинчук учится в вертолетном физико-математическом классе, участвует и побеждает на научных конференциях КВЗ и планирует поступить в КАИ по целевой программе предприятия.

Во второй части семинара участники познакомились с деятельностью проекта «Архидети». Девиз проекта – «Творчество развивает личность». «Архидети» – это мастерские, которые предполагают практическое погружение детей в профессию с возможностью реализации конечного творческого продукта под руководством специалиста в данном направлении. В одной мастерской не более 12 детей, чтобы куратор мог уделить внимание каждому. Здесь можно развиваться в актерском искусстве, фотоделе, архитектуре, причем на разных уровнях. По словам руководителя проекта Гузелии Махмутовой, важно, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым: 

– Ребенок должен понимать, что чувствует себя хорошо. Чтобы он не принуждал себя к деятельности, которая ему не по душе. Задача наставника – не учить, а помочь раскрыться, чтобы можно было вместе понять, что же нужно школьнику от жизни.

Программный директор Образовательного центра «Сириус» Игорь Асонов рассказал о принципах работы фонда «Талант и успех» и о том, какой должна быть система сопровождения: 

– У системы сопровождения должно быть две стороны: индивидуальность и осознанный выбор ребенка, а также – системность. Если говорить о развитии одаренных школьников и молодежи по всей стране, важно выстроить системность сопровождения с нашими партнерами в разных регионах.


Руководитель направления «Индивидуальная продюсерская поддержка» Университета Талантов Аделя Ахметова рассказала о том, как ведется разработка индивидуальных планов развития: школьник, победивший в олимпиаде, автоматически попадает в базу данных одаренных детей, и ему приходит персональное приглашение зарегистрироваться на портале. После чего он проходит персональное интервью, диагностику компетенций. Важная роль уделяется целеполаганию: формируется профессиональная цель человека в программе на год. Меры поддержки одаренной  молодежи: стажировки, профпробы, карьерная навигация, проектное творчество, где студенты Университета Талантов развивают свои компетенции. 

– Университет Талантов — это неклассический университет для талантливых молодых людей Татарстана. Студентом может стать победитель или призер олимпиад и конкурсов в возрасте от 12 до 30 лет, обладающий высокой мотивацией к саморазвитию. Мы хотим научить талантливую молодежь управлять своим развитием, – отметила Аделя Ахметова.

Обмен опытом международных и федеральных партнеров позволяет усовершенствовать модель составления индивидуальных планов развития одаренной молодежи в Татарстане. На прошедшем семинаре экспертам, наставникам, ученым удалось обменяться мнениями и практическим опытом по развитию талантов. Результатом обсуждения различных подходов к развитию компетенций и сопровождению талантливого ребенка станет формирование наиболее оптимального варианта планирования будущего с учетом всех возможностей в республике. Все представленные инструменты постепенно будут внедряться в республиканскую систему по работе с одаренными детьми. 
 
Эльсинора Габдуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов