DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
  Отказ от гиперопеки, алгоритм беседы и наводящие вопросы. Как научить ребенка принимать правильные решения самостоятельно

Отказ от гиперопеки, алгоритм беседы и наводящие вопросы. Как научить ребенка принимать правильные решения самостоятельно

Как помочь своему ребенку самостоятельно и осознанно делать правильный выбор? Где грань между гиперопекой и заботой? Как понять, что ребенок готов принимать решения самостоятельно?  

Родители и учителя казанских школ обсудили эти вопросы 16 мая на родительском собрании «Как оказать поддержку ребенку, не снимая с него ответственности на принятие самостоятельных решений? Алгоритм беседы с ребенком». Встреча прошла в Университете управления ТИСБИ в рамках проекта «Лаборатория родительского образования» Университета Талантов. В ней приняли участие около 30 родителей и учителей.  

Тема встречи выбрана не случайно. Вопрос самостоятельного принятия решений ребенком стал самым актуальным на одном из предыдущих собраний Лаборатории родительского образования. Очень часто родители хотят помочь ребенку сделать выбор, но не знают, как правильно это сделать. В результате дают своим детям полную свободу в разрешении сложных ситуаций или делают выбор за них. Есть взрослые, которые чересчур сильно опекают своих детей. Чтобы понять, как правильно поддерживать ребенка, от родителей республики поступил запрос на дополнительную встречу в рамках проекта.  

Собрание прошло в формате тренинга. Участники узнали о техниках подготовки детей к самостоятельному принятию решений:  

– алгоритм беседы  

– техника активного слушания  

– методы распределения обязанностей  

– типы вопросов для поиска решений  

Теоретические знания чередовались с практическими заданиями. Родители играли в ролевые игры, смотрели мультфильм и решали нестандартные задачи. Основной их задачей было научиться правильно строить беседу с ребенком и задавать наводящие вопросы. Для того, чтобы понять, как это работает, участники провели индивидуальные беседы в парах, где один человек выполнял роль родителя, другой – ребенка.  

Кроме того, родители познакомились с понятием «зоны ближайшего развития». Это понятие было введено советским психологом и педагогом Львом Выготским. Зоны ближайшего роста – это особенности будущего развития человека. Для каждого человека существуют задачи, с которыми он не может справиться самостоятельно, ему нужна подсказка. Одному человеку достаточно дать простую подсказку, а другому потребуется длительная помощь со стороны. Это и есть зона ближайшего развития. У каждого человека «зоны развития» разные. Зная об этих особенностях, родители могут дать своему ребенку правильную подсказку и способствовать его здоровому психологическому развитию.  

Участники тренинга получили алгоритм беседы с ребенком и вопросы, которые помогут ему прийти к правильному решению. Система вопросов эффективнее готового совета. Готовое решение не принимается, не приживается, потому что оно искусственное. Нужно задать ребенку вопрос и дать время на поиск решения. Решение должно созреть внутри, тогда оно действительно будет реализовываться. Для многих эта информация была новой. Чтобы научиться  задавать правильные вопросы, родителям потребуется время, – рассказала координатор Лаборатории родительского образования Университета Талантов Алина Горячева.  

Родители также поделились своими впечатлениями.  

Гульшат Габдуллина, г. Казань:  

– Тренинг был очень полезным. Я читала про техники, с которыми мы сегодня познакомились, но применяла на практике только некоторые. Алина Горячева нам понятно и легко объяснила, почему важны алгоритм беседы и система вопросов. Теперь буду стараться использовать их в жизни.  

Снежана Хайруллина, г. Казань:  

– Я узнала о том, что детям не следует давать много советов. Во время практического задания мы использовали рекомендованную схему беседы с ребенком, но все равно сбивались. Воздержаться от принятия решений вместо ребенка непросто. Нужно будет тренироваться и прийти на тренинг снова.    

В конце тренинга участники получили домашнее задание: использовать схему беседы с ребенком в реальных ситуациях и записывать результаты. Также родители заполнили анкеты, в которых оценили полезность собрания и оставили свои запросы и пожелания. Их отзывы будут учтены во время подготовки следующего родительского собрания.  

Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов