Олимпиадное движение в Татарстане активно развивается и дает свои плоды. Правительство республики уделяет этому направлению особое внимание, и деятельность Республиканского олимпиадного центра подтверждает это. А совместный труд наставников и учащихся не заставляет долго ждать положительных результатов.
В середине апреля команда из Татарстана вернулась с заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике и привезла домой сразу несколько побед.
Всего во Всероссийской олимпиаде школьников по информатике соревновались 244 школьника из 85 российских регионов. На высших федеральных состязаниях нашу республику представляли 20 школьников: учащиеся лицея им. Н. И. Лобачевского, IT-лицея Казанского федерального университета, лицея № 131 Вахитовского района, лицея-интерната № 2 Московского района, гимназии № 122 им. Ж. А. Зайцевой Московского района, гимназии № 7 им. Героя России А. В. Козина Ново-Савиновского района г. Казани и гимназии № 26 г. Набережные Челны.
Среди учащихся лицея им. Н. И. Лобачевского КФУ победу одержали одиннадцатиклассники Рамазан Рахматуллин и Асхат Сахабиев, а Ильдар Гайнуллин стал абсолютным победителем среди учащихся 9 классов. Кроме того, призерами олимпиады стали ученики лицея им. Н. И. Лобачевского Азат Исмагилов и Исмагил Сайфутдинов, ученики гимназии № 122 им. Ж. А. Зайцевой Московского района Игорь Зверев, Николай Терехов, Арсений Староверов, ученик лицея № 131 Вахитовского района Булат Миннахметов.
Команду учащихся лицея им. Н. И. Лобачевского Казанского федерального университета подготовил учитель информатики и тренер команды лицеистов Сергей Иванович Михайлин, призеров гимназии № 122 им. Ж. А. Зайцевой – учитель информатики Раиса Мухаметовна Миннигулова, призера лицея № 131 Вахитовского района – учитель информатики Людмила Викторовна Бамбуркина.
Мы поговорили с призерами олимпиады Игорем Зверевым и Исмагилом Сайфутдиновым о подготовке к олимпиаде и интересе к информатике.
– Как вы вели подготовку к Олимпиаде? Как оцениваете уровень сложности заключительного этапа?
Игорь: Мы готовились на региональных сборах в г. Иннополис и в Зимней компьютерной школе в Москве. Олимпиада, на наш взгляд, была на должном уровне, задачи были интересные, но и весьма не простые. Сложность задач состоялась в том, что не подготовленный к решению таких олимпиадных задач человек, скорее всего, не сможет их выполнить.
Исмагил: У меня подготовка к олимпиадам началась с математики. После 4 класса я поступил в математический лагерь, где моим первым преподавателем был Алексей Сергеевич Русаков. В начале следующего учебного года я начал ходить к нему в городской кружок. Нельзя сказать, что я готовился конкретно к этой олимпиаде, за эти годы прошло множество сборов и соревнований, на которых мы учились и тренировались. Трудно оценить сложность конкретно этой олимпиады. Когда я впервые попал на заключительный этап, я смог выполнить задания на должном уровне. Но с каждым годом становилось легче, в первую очередь, морально, потому что знаний и опыта становилось все больше и больше.
– Как вы поняли, что информатика – это ваша сфера?
Игорь: Я в младших классах увлекался математикой, но с ней у меня все сложилось не очень удачно. В тот момент, когда я начал забрасывать олимпиадную математику, учитель информатики в нашей гимназии смогла увлечь программированием, что, в свою очередь, заставило подтянуть и математику.
Исмагил: Для начала стоит понимать, что олимпиадная информатика и программирование в реальной жизни – совершенно разные вещи. Олимпиады – это своего рода спорт, тут нужны усердные тренировки, целеустремленность и огромное желание становиться лучше. В 6 классе я поступил в лицей Лобачевского КФУ, и там нам предложили попробовать себя в информатике. У меня все стало получаться далеко не сразу. Многие вещи я понимал с 3–4 раза, но было желание быть не хуже других, что заставляло двигаться дальше. В какой-то момент я стал лучше понимать, что требуется делать и писать, и в этом увидел свой прогресс.
– Кто был вашим наставником? Насколько была важна его роль в вашем успехе?
Игорь: Моим наставником была и является учитель информатики Раиса Мухаметовна. Она сделала большой вклад в мои успехи, а именно направила меня на этот путь и помогала в решении задач.
Исмагил: За эти годы у меня было множество учителей и тренеров. В лицее нас тренировал Сергей Иванович Михайлин. Он подбирал для нас образовательные программы в других городах, отправлял на летние сборы, возил на международные олимпиады. Регулярные сборы для нас ведут Нияз Нигматуллин и Павел Маврин из ИТМО (прим. ред. – Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики).
– Чем, помимо информатики, вы еще увлекаетесь?
Игорь: Раньше увлекался шахматами, спортивным ориентированием, рыбалкой, теперь всеми силами готовлюсь к ЕГЭ.
Исмагил: Раньше я занимался баскетболом в «Баскетхолле», но пришлось выбирать между спортом и учебой. Последние 6 лет я все свое время посвящаю информатике. Когда выдается свободное от тренировок время, стараюсь провести его вместе с друзьями и семьей.
– Какие планы на будущее?
Игорь: Поступить в хороший университет и найти сподвижников для дальнейшего развития.
Исмагил: Я считаю, что лучше жить настоящим. На данный момент у меня много планов, которые я хочу воплотить сейчас.
– Что, по вашему мнению, помогает достичь целей?
Игорь: Усердие, друзья, сильные соперники, еще важно получать удовольствие от процесса, в нашем случае, от решения задач.
Исмагил: У каждого человека есть своя мотивация. На одной из олимпиад я услышал китайскую пословицу «Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы». Ее я запомнил на всю жизнь, и она мне помогает двигаться дальше. Чтобы чего-то достичь, одного желания мало, надо делать то, что поможет тебе дойти до конечной цели.
Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов
Фото: сайт Всероссийской Олимпиады по информатике