DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
История успеха. Победитель «Олимпиады наставников» – о том, как реализовать совместный проект со всемирно известной компанией, выиграть всероссийский конкурс наставников и управлять бесконтрольными ситуациями

История успеха. Победитель «Олимпиады наставников» – о том, как реализовать совместный проект со всемирно известной компанией, выиграть всероссийский конкурс наставников и управлять бесконтрольными ситуациями

Хороший наставник – половина успеха. Когда рядом есть человек, способный раскрыть твои способности, указать путь к цели и вдохновлять на ее достижение, можно преодолеть любые трудности и добиться нужного результата быстрее. А если наставник сам имеет достижения, он вдохновляет своих учеников еще и личным примером. Одним из таких педагогов является Резеда Багатова – наставник Университета Талантов, педагог дополнительного образования и методист лицея-интерната для одаренных детей с углубленным изучением химии КНИТУ, абсолютный победитель всероссийской «Олимпиады наставников» 2017 года среди 908 участников. Мы поговорили с Резедой Гумаровной о ее проекте «ИОКОГАВА. ПОКОЛЕНИЕ БУДУЩЕГО», о победе в «Олимпиаде наставников» и секретах наставничества. 

Я с детства не боялась чувствовать себя в зоне ответственности. Когда мы играли в «Мамы и дочки», мне всегда выпадала роль мамы. В школе у меня было желание помогать тем, кто не справлялся с учебой. Мне нравилось нянчиться с детьми родственников. При принятии решений мои дети ожидали решающее слово от меня. Чувство материнской и наставнической ответственности сопровождает меня по жизни.  

В первом классе я практически каждый день после занятий оставалась в школе и «пробовала» себя в роли учителя. Я заходила в свободный класс, брала указку и проводила «урок», повторяя движения и слова своих учителей. У меня в начальной школе был прекрасный учитель – Лидия Михайловна Филюшина. Она была образцовым педагогом, обладала широкими знаниями, уникальной интеллигентностью и интеллектом. У нее был индивидуальный подход к каждому ребенку и родителю. Мы, первоклашки, были восхищены ею.  

Я закончила физико-математический факультет Казанского педагогического института. Я мечтала стать учителем математики. Думаю, на мой выбор повлияла  Татьяна Васильевна Барашкова – наша учительница математики в старших классах и мой классный руководитель. Она была очень умной, пунктуальной и строгой. Мы одновременно боялись и любили ее.  

Я являюсь руководителем проекта «ИОКОГАВА. ПОКОЛЕНИЕ БУДУЩЕГО».  Проект создан в партнерстве с японской компанией «Yokogawa Electric CIS Ltd», в рамках которого используются ресурсы программно-методического комплекса по управлению технологическими процессами нефтехимического производства «Yokogawa» – VigilantPlan (Завод будущего). Компания Yokogawa Electric Corporation является одним из крупнейших разработчиков и производителей оборудования и прикладного программного обеспечения в области промышленной автоматизации и контрольно-измерительного оборудования в мире. Компания оборудовала 50 школ Татарстана программно-аппаратными комплексами для углубленного изучения химии по соглашению с Министерством образования Республики Татарстан.  

Мой проект формирует профессиональные и командные компетенции учащихся. Работа в программном обеспечении Yokogawa» – VigilantPlan включает три основных модуля. Каждый ученик имеет возможность выбора профессии из алфавитного перечня профессий нефтегазохимического производства с последующим изучением особенностей и преимуществ данной специальности, а также выбрать ролевые модели эколога, оператора-технолога, конструктора или химика для разработки проекта. Терминология изучается на татарском, русском, английском и японском языках с возможностью проведения мастер-классов с использованием данного инструмента. Работа в системе помогает сформировать у детей целостное представление о технологии нефтехимического производства в безопасных условиях. При подготовке проектной работы я предоставляю школьникам возможность иметь научного руководителя как из России, так и из-за рубежа. Мои дети, сын и дочь, на предстоящем Фестивале защиты проектов «ИОКОГАВА. ПОКОЛЕНИЕ БУДУЩЕГО» выступят научными руководителями определенных направлений.  

В прошлом году наш проект вышел на новый уровень. Мы полноценно запустили медиапроект, в рамках которого делимся нашим опытом, наработками, рассказываем историю сотрудничества с компанией Yokogawa. Эта идея у меня возникла давно, а один из экспертов Университета Талантов, генеральный директор компании «Воробьевы горы индепендент» Александра Бобрецова подтолкнула нас реализовать ее. Кроме этого, мы проводим мастер-классы по работе на оборудовании и показываем возможности этого программного обеспечения представителям различных компаний, например, Роснано, Газпром, датской компании Хальдор Топсе, профессорам научного сообщества университетов химического кластера России, которые являются частыми гостями нашего лицея, проводим образовательные стажировки для учителей Татарстана и со всей России.  

Учитель делает процесс обучения привлекательным. Я с каждым годом стараюсь сделать проект более интересным и использую для этого различные методики, инновационные инструменты, а потом наблюдаю, оцениваю, как дети реагируют на это. Школьники в моей проектной группе работают в формате «Ученик-универсал». Каждый из них может проявить себя в разных ролях:  администратор информационной безопасности, конструктор, оператор-технолог и др. Практика смены ролей расширяет возможности учеников спланировать весь процесс работы в разных модулях от начала до конца под собственным руководством. Распределение зон ответственности среди учеников за 5–10 минут до начала мастер-класса поначалу вызывало возмущение, но постепенно они наработали опыт работы в разных модулях, в любых условиях и умение ориентироваться в неожиданной ситуации. 

Получив приглашение принять участие в «Олимпиаде наставников», я растерялась. У меня появилась обеспокоенность, смогу ли я конкурировать с теми, кто целенаправленно готовится к этому конкурсу. Когда я высказала свое сомнение, организаторы сказали, что все компетенции и практики, которые нужны для участия в олимпиаде, у меня уже есть. Я решила принять участие, чтобы наработать определенный опыт, найти слабые места и определить точки роста. Боязнь и неуверенность сменились желанием попробовать свои силы.  

Практики, которые использует Университет Талантов – это резервуар инноваций. Когда к нам в школу приехали представители Университета Талантов и начали рассказывать о прорывных компетенциях, я поняла, что уже применяю эти навыки в своей деятельности. Я пришла к этим компетенциям, развиваясь из тех потребностей, которые стояли передо мной. Меня очень заинтересовали проекты Университета Талантов, и я приобщилась к мероприятиям, которые он организует.  

На первом этапе Олимпиады наставников один из экспертов раскритиковал мои доводы в защиту проекта. Это был Максим Михайлов, куратор магистратуры «Инновационные системы развития бизнеса» БФУ им. И. Канта. В перерыве я подошла к нему с твердым решением снять свою кандидатуру с участия в конкурсе и сказала, что после общения с ним поняла несостоятельность своего проекта. Он мне ответил: «Я здесь для того, чтобы сломать ваши стереотипы, шаблонное мышление, и хочу, чтобы вы посмотрели на свой проект с другой стороны». Он широко развел руками и сказал: «Вы делаете вот столько», а потом сложил руки в бинокль: «А видите пользу вот столько». По окончании нескольких сессий эксперта я увидела другие возможности проекта, о которых я раньше не задумывалась.  

Самое важное умение наставника – это показывать личный пример. Если ты даешь рекомендации, но сам так не поступаешь, взаимное доверие не возникнет. Наставник должен сначала сам протоптать дорогу, потом только помогать другим пройти по ней. Во время участия в «Олимпиаде наставников» я подумала о том, что моя победа станет моим детям примером, поможет им преодолеть трудности и вдохновит на новые достижения.  

Мои родители для меня – большой пример для подражания. Всегда трудились сами и вовлекали нас, детей, во все мероприятия семьи: трудовые и культурные. Это стало доброй традицией, которую мы перенесли в свои семьи.  

Делиться своим опытом – естественное желание. У человека, который имеет цель и умеет ее достигать, всегда будет желание научить этому других. Будет неправильно, если я не поделюсь своими знаниями, умениями и навыками. Кто-то может пытаться решить ту же задачу, которую я уже решила. Мой опыт сэкономит ему время, ресурсы и поможет создать что-то новое. Вся вселенная, природа и общество развивается по такому принципу.  

Наказание ребенка не является решением проблемы. Это дает кратковременный эффект. Для решения проблемы нужно понять причину его поступка. Мой сын копил деньги на велосипед, однако решил на все накопленные деньги купить джойстик. Я сначала возмутилась этому решению. Мой знакомый ответил, что даже если сын сейчас поступает неправильно, мне только остается позволить ему совершить эту ошибку, чтобы впоследствии он понял неправильность своего выбора. Впоследствии  сын при поддержке диспетчеров успешно выполнил полет на тренажере FFS CAT. «С» самолета AIRBUS A320-200 CFM из Сочи во Франкфурт-на-Майне. Сертификат S7 AIRLINES совместно с AIRBUS S.A.S INDUSTRIE стал показателем результативности его действий. Вскоре он сам начал летать и достиг хороших результатов в самолетном спорте высшего пилотажа.  

Меня очень вдохновляют люди, которые развиваются: ставят цель и достигают ее.  Я в интернете стараюсь следить за историями жизни таких людей. Меня восхищает все, что находится в развитии, в движении. Мы практикуем в лицее онлайн-конкурс «Цитата дня». Ученики подбирают цитаты известных людей, выносят их на онлайн-голосование, предлагают интерпретацию и анонс биографии автора цитаты. Удивительные, выдающиеся люди древности и современного мира открыли нам себя!  

Начать дело хорошо, но закончить еще лучше. Очень много гениальных идей не воплотились, потому что были брошены на полпути, часто в миллиметре от победы. «Ты можешь сделать мир лучше» – это слоган нашего проекта. Каждый год ко мне приходят новые дети. Мы проводим мастер-классы для гостей, родителей, представителей различных компаний и предлагаем им поразмыслить над вопросом «Как сегодня вы можете сделать мир лучше, обладая теми возможностями и способностями, которые у вас есть?». Наша жизнь должна быть направлена на то, чтобы делать мир лучше.  

Я всегда подбадриваю детей. Когда я вижу, что дети не справляются с задачей, я говорю им, что они смогут, нужно приложить усилия. Возможно, они не придут к результату, которого ожидали, но откроют новые возможности.  

Проблемы и трудности – это вызов, преодолев которые ты поднимаешься на новую ступень. Умение принимать позитивное, оригинальное решение в бесконтрольной ситуации – это тоже инновация. В наш лицей на Международную олимпиаду приезжал Президент Yokogawa Electric Corporation Такаши Нишиджима. Перед самым началом олимпиады мы обнаружили, что опция, позволяющая транслировать на общий экран процесс работы каждого ученика, была недоступна по техническим причинам. В короткие сроки на удаленном доступе устранить сбой было невозможно. Мы приняли решение, что ученик за учительским компьютером будет выполнять задания в разных модулях, быстро переключаться в них и транслировать свою работу на большой экран под комментарий ребят, которые работают параллельно на своих станциях. Это очень сложная задача – отработать на экран  за несколько человек, у которых разные роли. Я наблюдала за выражением лица Президента компании, но он был улыбчив и заинтересованно наблюдал за детьми. По окончании олимпиады мы побеседовали, и я сообщила, что у нас возникла такая ситуация. Оказалось, что он с первой минуты понял, что у нас проблемы, и ему понравилось наше оригинальное решение. Он увидел в этом творческий подход в решении стратегических задач.  

Моя цель – улучшить свой английский язык и приобрести компетенции международного эксперта. Я принимаю активное участие во многих мероприятиях Университета Талантов, пробую себя в разных конкурсах, ищу возможности видоизменить и улучшить мой проект. Владение английским наряду с развитием наставнических навыков поможет нашему проекту выйти на новый уровень.  

Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов