С 6 по 8 апреля в Казани на базе КНИТУ-КХТИ состоялась «Школа наставников» Открытого университета Сколково. Учителя школ, вузов и школ дополнительного образования под руководством московских экспертов прошли весь путь от планирования проекта до оценки результативности и создали 7 новых образовательных проектов.
Сегодняшние наставники воспитывают кадры будущего, которые со школьной скамьи вместе с предметными знаниями должны обладать и практическими навыками, которые помогут им в самореализации. Учащиеся получают эти умения, создавая и реализуя проекты в различных направлениях. Наставникам, руководящим проектной деятельностью своих учеников, необходимо знать методику работы над проектом, ставить правильные цели перед командой и мотивировать участников достигать их. Именно поэтому создаются такие проекты, как Кружковое движение НТИ, Открытый университет Сколково и Университет Талантов, которые уделяют внимание обучению самих наставников проектной деятельности.
«Школа наставников» является частью крупного проекта «Академия наставников», которую совместно реализуют Фонд «Сколково», Агентство стратегических инициатив, Открытый университет Сколково (ОтУС) и рабочая группа НТИ «Кружковое движение». Деятельность академии направлена на подготовку, аттестацию и трудоустройство наставников проектной деятельности. В Казани «Школа наставников» была проведена в партнерстве с Университетом Талантов и КНИТУ-КХТИ.
– В Казань мы приехали с целью расширения географии, обмена опытом и лучшими практиками, которые мы наработали вместе с Кружковым движением. История проекта началась в 2017 году, когда мы провели две Школы на территории инновационного центра «Сколково». В этом году мы организовали региональные школы: на базе Образовательного центра «Сириус» в Сочи и с коллегами из Уральского клуба нового образования в Екатеринбурге. Нам важно, чтобы наши партнеры после такого толчкового мероприятия и создания сообщества могли поддерживать эту проектную культуру и тему наставничества в проектной деятельности, – рассказала менеджер проектов в Открытом университете Сколково Дарья Авдулова.
В рамках трехдневного интенсива наставники Татарстана:
– работали над кейсами: анализировали лучшие образовательные проекты
– узнали о видах поддержки школьных и студенческих идей
– научились формулировать проблему проектов
– проиграли методики проверки гипотезы в проектном решении
– отработали механизм набора студентов в проектную группу
– изучили траекторию движения от «детского» до «взрослого» проекта
Участники «Школы наставников» применяли полученные теоретические знания на практике. Они создали и презентовали экспертам 7 новых образовательных проектов. Наставники работали над созданием таких проектных решений для молодежи: 3D-тренажер поведения в пожароопасных ситуациях, платформа для поиска школьникам партнеров по реализации своих проектов и электронные учебники с 3D-моделью. Один проект был посвящен экологии: преподаватели предложили новую технологию очистки озер с восстановлением состава воды. Также был презентован проект, посвященный переработке подсолнечной лузги, которую многие предприятия выбрасывают.
Особое внимание наставники уделили теме популяризации инженерных профессий и повышения практических навыков студентов. Команда наставников Университета Талантов презентовала проект виртуальных туров по промышленным предприятиям Татарстана для школьников 5–11 классов. Наставники считают, что воспитывать интерес к инженерным специальностям нужно с ранних классов.
Группа преподавателей КНИТУ-КХТИ разработала проект системы удаленного доступа к лабораторным установкам для технических вузов. По словам наставников, студенты филиалов вуза и дистанционного обучения, не имеющие доступа к таким установкам, не получают достаточных практических навыков и часто испытывают трудности при трудоустройстве. Проект призван решить эти проблемы.
Каждая команда получила рекомендации экспертов по улучшению и реализации проекта, а также мнения и пожелания своих коллег из других команд.
Юрий Молодых, руководитель проектного офиса Ассоциации Кружков, программный директор Школы наставников в Татарстане:
– Школа меня приятно удивила. Уровень мотивации и подготовки наставников, а также их проектов очень высок. В этой школе мы обсудили ранее не раскрытые вопросы, например, поговорили об особенностях работы с гипотезой. Мы организовали эту школу совместно с КНИТУ-КХТИ и Университетом Талантов.
Конечно, не все проекты, которые сегодня представили участники, можно реализовать. Но главная задача школы – передать методику. В этом смысле мы по всем проектам достигли цели. Особо хочу отметить проект по созданию симуляторов лабораторных установок. Он имеет огромный потенциал. Даже если новый Google или Facebook из этого проекта не вырастет, он обеспечит студентов навыками, которые будут востребованы уже завтра.
Лариса Максимова, наставник Университета Талантов, наставник Центра по трудоустройству учащейся студенческой молодежи г. Набережные Челны:
– Наше учреждение занимается развитием трудовых отрядов, трудоустройством школьников, студентов и профориентационной работой. Дополнительно мы работаем со школьными бизнес-компаниями. Я пришла в «Школу наставников» за новыми знаниями, с помощью которых потом смогу развивать своих учеников в проектной деятельности. Школа дала мне глубокое понимание того, что детей нужно мотивировать на создание проектов, интересных не только им, но и обществу.
Екатерина Салихова, наставник Университета Талантов, учитель истории и обществознания лицея № 116 г. Казани:
– Здесь мы проходим апгрейд проектных технологий. Само Сколково задает уровень, которому хочется соответствовать. Как говорят эксперты, с которыми мы здесь общаемся, в нашей стране дефицит кадров, способных системно и критически мыслить и держать свой фокус внимания на многозадачности. Этому нужно учить ребенка с детства. Учителя и педагоги могут способствовать формированию у школьников компетенций, необходимых в настоящем и востребованных в будущем.
Эта школа, как и Индустрия 4.0, выдвигает на первый план командную работу. При таком формате необходимо уметь налаживать коммуникации, поддерживать свое ресурсное состояние и приводить в ресурсное состояние своего партнера. Команда может распасться, но навыки остаются у человека.
В рамках школы был создан специальный Телеграм-канал, где организаторы делятся материалами по работе школы и огромным количеством ссылок, по которым мы можем расширять свое информационное поле. Также мы создали чат участников Школы. Таким образом, у нас появилось сообщество, где мы можем делиться опытом и узнавать новое.
Сотрудничество учителей, которые имеют наставнические практики, и Университета Талантов продолжится в течение года в рамках «Олимпиады наставников».
Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов