«Ничто так не побуждает лучше, как доброе слово умного наставника». Так говорил советский военачальник и государственный деятель Родион Малиновский. Чтобы делиться опытом со своими учащимися и давать по необходимости подсказку, недостаточно обладать знаниями. Чтобы быть профессионалом своего дела, в том числе лучшим наставником, нужно постоянно развиваться.
С 28 по 30 марта в Университете управления ТИСБИ прошло обучение наставников Университета Талантов. Тренинг «Профессиональное тестирование» вел доктор экономических наук, директор программ развития и обучения компании «Detech» Лев Соколов.
Цель тренинга – обеспечить участников знаниями и навыками, позволяющими качественно проводить онлайн-тестирование и использовать профессиональные личностные онлайн-опросники. Это обучение разработано на основе материалов сертификационной программы Британского психологического общества и адаптировано для российских слушателей.
В ходе тренинга наставники получили знания, анализировали чувства и поведения знакомых, коллег. По итогам обучения наставники научились проводить глубинные интервью с будущими студентами Университета Талантов, оценивать их компетенции и после этого сопровождать в реализации индивидуальных планов развития.
Мы поговорили с участниками тренинга о наставнической деятельности, эффективности таких обучений и о применяемых методиках.
Ирина Фесенко, директор Центра детского творчества, тренер-наставник Университета Талантов, (г. Зеленодольск):
– С 2015 года я – тренер-наставник Университета Талантов. Неоднократно проходила ряд тренингов по данному направлению и применяю эти знания в работе. В Зеленодольске существует тренинг-класс «Формула успеха», где по графику занимаются ребята, изучают, анализируют свои способности. Я считаю эту работу полезной, в рамках этого тренинга виден личностный рост учащихся.
Данное обучение дает прокачку личностных компетенций, возможность поделиться опытом и наработками, а также перенять опыт коллег. Именно на этом тренинге мы научились оценивать компетенции молодежи, в том числе и прорывные, и давать обратную связь нашим студентам Университета Талантов. После окончания обучения мы будем проводить для учащихся онлайн-тестирования, разработанные «Ontargent». Тесты будет проверять компьютерная система, а мы по результатам онлайн-опроса будем давать рекомендации.
Скажу честно, на тренинг попасть было нелегко. Меня по результатам собеседования пригласила руководитель проектной группы направления «Открытое сообщество наставников» Лилия Орлова. Уже в первый день я научилась решать задачи по числовым тестам, ранжировать их. К тому же познакомилась с профессионалом своего дела – нашим тренером-экспертом.
Дмитрий Шакирзянов, учитель географии, преподаватель курса лидерства школы Иннополис, (г. Иннополис):
– Наставником Университета Талантов я стал около года назад. Я получаю удовольствие, а главное, пользу от обучения, уровнем которого я восхищен. Руководство Университета Талантов привлекает хороших специалистов. Нас обучали оценивать учащихся, ведь именно ребята обратятся к нам за помощью при реализации проектов. Очень важно уметь оценить человека и оказать нужную поддержку.
В рамках насыщенного обучения мы узнали, что существует много различных систем оценки людей, из которых затронули узкую часть, относящуюся к оценке по компетенциям человека, сделали упор на 5 прорывных компетенций. Именно на них базируется работа Университета Талантов. Ребята очень нуждаются в поддержке, потому что у учителя зачастую нет сил и/или необходимых знаний. А благодаря таким тренингам учителя уже дальше смогут транслировать свой опыт ребятам. Безусловно, тему наставничества нужно развивать.
В школе Иннополис работаю уже второй год. Сразу с того момента, когда начал преподавать в школе, уже потихоньку начал работать не только как педагог, но и в направлении наставничества. Считаю, что учителя – наставники своих учащихся. Чисто «голая» теория, которую дают в школе, интересна не всем. Я помогаю реализовывать проекты детей. В нашем образовательном учреждении учатся ребята из разных городов России, и мы вместе составляли карты тех мест, откуда они приехали. В дальнейшем ребята выступят по тематике родного района или города.
Используемые мною методы наставничества зависят от самого ребенка. Например, с одним учеником мы в течение года готовились к олимпиаде, ежедневно решали олимпиадные задания. Сейчас для школьников много конкурсов. Поэтому мы готовим проекты специально для конкретных состязаний.
Мне тема наставничества интересна со всех точек зрения, особенно по эффективности в реализации проектной деятельности, олимпиад. За последний год произошел гигантский прорыв: и «Сириус», и Агентство стратегических инициатив, и Университет Талантов в этом направлении активно работают. Эта тема представлялась и на нынешнем конкурсе «Учитель года – 2017» Республики Татарстан. Квинтэссенцией идеи наставничества был форум, который проходил в Москве. К сожалению, я туда не ездил, но смотрел лекции по онлайн-трансляции.
Анна Прокопьева, психолог-профконсультант, Центр по трудоустройству учащейся и студенческой молодежи, (г. Набережные Челны):
– Наставнической деятельностью я занимаюсь с октября 2016 года. В апреле 2017 года познакомилась с Университетом Талантов, начала обучение по курсу «Управление и продюсирование талантов». Теперь развиваюсь сама и развиваю молодежь.
На данный тренинг меня пригласили коллеги. Директор нашего центра пригласила участвовать в обучающем модуле, теперь продолжаю учиться. Я всегда пользуюсь тестами-опросниками при диагностике, консультировании подростков. Но для меня тесты на digital-основе – это новый инструмент. Мне интересно, как это можно делать быстрее и меньше времени потратить на обработку результатов. Первый день был полезен для актуализации моих знаний по психометрии, появился больший интерес, хотелось узнать, как обрабатывается информация в цифровом формате, как выбираются качественные данные для интерпретации, как выдается обратная связь тестируемому.
Мне кажется, личностное наставничество никогда не умирало. Если брать профессиональное наставничество, то тут, наверное, был небольшой перерыв. Это направление нужно развивать. На форуме наставничества в Москве было приятно увидеть, что эта тема поднимается на федеральном уровне.
До этого тренинга я разработала программу профориентационных занятий, которая направлена на познание мира профессий, себя, интересов, способностей учащихся и студентов. Соответственно, они узнавали, как правильно выбирать учебное заведение, как соотносить эти грани («хочу», «могу», «надо»), интегрировать эти знания. После этого они разрабатывали для себя профессиональный образовательный маршрут. У прошедших мою программу уже есть свои критерии, на которые можно опираться, и механизм выбора своего пути. Они не потеряют время, не впадут в депрессию, будут адаптивны к изменениям.
Меня интересует жизнь подростков, их профессиональное самоопределение. Я стараюсь применять в своей практике новую информацию. Университет Талантов – это та площадка, где я могу получить новое и поделиться своими знаниями.
Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов