13–14 декабря в рамках IV республиканского форума «Открытие талантов» состоялся финал всероссийской «Олимпиады наставников» для тех, кто уже долгое время занимается поддержкой молодежи в Татарстане и других регионах России. Ее участники побывали на мастер-классе практикующего коуча и геймификатора Яны Куркуриной и узнали, как определить пути развития молодежи. Мы поговорили с экспертом о целях наставничества, современных требованиях к наставникам и молодежи, и причинах популярности игровых процессов в современном мире.
— Какова цель работы наставника?
Развивать у человека самомотивацию и личные амбиции для достижения поставленных целей. В школе для этого есть учитель, в университете — преподаватель, а потом наступает взрослая самостоятельная жизнь без наставника, и человек сам должен искать путь своего развития. Если наставник будет искать стимулы для своего подопечного извне, то в будущем он не сможет самостоятельно достигать целей. Поэтому, ключевая задача наставника — развить у молодого потенциального студента самомотивацию.
— Как это можно сделать?
Выстраивать путь развития ученика исключительно от его «хочу». Используя коучинговый подход, мы задаем вопросы непосредственно самому ребенку: что для тебя важно? чего ты хочешь достичь в жизни? кем ты видишь себя через пять лет? Нынешние школьники через несколько лет закончат институт, пойдут на первое собеседование — именно там им и зададут эти вопросы. Основываясь на своих представлениях о будущем, человек самостоятельно прокладывает маршрутную карту.
— Нужен ли наставник в современном мире?
У многих людей нет ни наставников, ни менторов: они опираются исключительно на свой внутренний ресурс, на знания. С одной стороны, это хорошо: человек четко знает действующие механизмы развития. Но в то же время есть большой минус: человек не понимает, на что он способен, и двигается только в одном, узком направлении. Наставник — это человек, который помогает ему раскрыть потенциал. У него больше жизненного опыта, чем у ученика, он помогает сократить путь к цели.
— Какими навыками должен обладать современный наставник, чтобы интегрировать молодежь в цифровую экономику?
Вне зависимости от требований времени, опираться нужно на выстраивание личных отношений. Наставник, прежде всего, должен обладать гибкостью: нужно уметь подстраиваться под ребенка, находить с ним общий язык, стоять на одной ступени, а не смотреть на него с позиции взрослого. Сюда же можно отнести открытость и общительность.
— Что требует от молодежи современный мир?
Когнитивные навыки (навыки, помогающие усваивать информацию — Прим.ред.), способность общаться. Лично я сталкиваюсь в своей практике с проблемой самомотивации. Нужно обладать амбициозностью, внутренним стержнем и волей.
— Почему в наставничестве стала популярной геймификация (получение знаний в игровой форме — Прим.ред.)?
Если раньше все жили по модели 70% «надо» и 30% «хочу», то сейчас — 70% «хочу» и 30% «надо». Ныне люди понимают, что радоваться жизни приятнее, поэтому они не хотят работать в жестких условиях. Психологически в каждом человеке независимо от возраста живет ребенок, поэтому людям трудно постоянно выполнять скучную работу. Игровые техники помогают и выполнить работу, и удовлетворить интересы внутреннего ребенка. Поэтому игры становятся хорошим инструментом развития.
Гульназ Хайруллина,
Медиалаборатория Университета Талантов
Фоторепортаж
Фото: Дмитрий Колесников, Кирилл Балобанов