DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Пчелы, биодеградируемый полиэтилен и обновленный сквер в Бугульме. Какие проекты представили финалисты Чемпионата научных состязаний

Пчелы, биодеградируемый полиэтилен и обновленный сквер в Бугульме. Какие проекты представили финалисты Чемпионата научных состязаний

9 декабря в Казани прошли «интеллектуальные бои»: в финале Чемпионата научных состязаний татарстанские школьники и студенты мерились в умении рассказывать о науке одновременно емко и просто. 12 финалистов — победителей предыдущих туров соревнования — представили жюри свои проекты — результаты собственных научных исследований. Рассказываем о самых ярких выступлениях прошедшего чемпионата.

Миссия: спасти пчел

8-летний Валерий Лебединцев из Зеленодольска стал самым юным финалистом Чемпионата научных состязаний. Впрочем, возраст не помешал ему блестяще выступить перед жюри и уверенно ответить на вопросы экспертов. Исследование Валерия посвящено пчелам: он рассказал о их видах, поведении и способах остановить исчезновение насекомых.

— У нашей семьи есть пасека, за ней мы ухаживаем вместе с папой. Осенью я кормил пчел сиропом, видел настоящие маточники, горбатый и обычный расплод. Прочитал в интернете о том, что к 2035 году пчелы могут исчезнуть. Подумал, почему бы не сделать проект о том, как можно остановить этот процесс, — рассказывает школьник.

Оформить идею в проект Валерию помогли в школе, навыки выступления перед аудиторией он оттачивал вместе с мамой.

Главная мысль проекта — каждый может внести свой вклад в спасение пчел. Для этого нужно разводить насекомых и размещать пасеки на крышах домов. При таком расположении они будут защищены от магнитного излучения вышек мобильной связи и самих телефонов — именно оно является главной угрозой жизни пчел.

— Сейчас немногие размещают пасеки на крышах домов. Поэтому пчелам все еще грозит опасность исчезновения. Чтобы спасти их, нужен закон, который бы обязывал жителей каждого дома держать пасеку. Тогда пчелы начнут размножаться, — считает Валерий.

Как неочищенный каучук может предотвратить экологическую катастрофу

Магистрант КНИТУ-КХТИ Евгений Алексеев презентовал проект, который при успешном воплощении предотвратит экологическую катастрофу и спасет планету. Он посвящен созданию разлагающегося полиэтилена на основе неочищенного натурального каучука.

— Нужно совместить синтетический и натуральный полимеры — это придаст первому свойство разложения. В неочищенном каучуке содержатся аминокислоты, фосфолипиды и белки, являющиеся лакомой частью для микроорганизмов. Поедая их, микробы помогают полиэтилену полностью исчезнуть. Никакого вреда природе этот процесс не наносит. К тому же биодеградируемый полиэтилен будет стоить немного дешевле: необходимость в затратном процессе очистки каучука отпадет, — объясняет магистр.

Над проектом Евгений работает с командой студентов КНИТУ под руководством преподавателя. Перед исследованием они проверили наличие похожих работ в других российских и зарубежных университетах, но ничего подобного не нашли. Разработчики предлагают использовать полученный материал в качестве упаковочного и надеятся, что татарстанские компании заинтересуются их исследованием.

Новая жизнь сквера в Бугульме

Лучшим проектом Чемпионата научных состязаний стала работа учеников бугульминской школы №12 Никиты Герантьева и Анастасии Пахомовой. Школьники подготовили проект обновления заброшенного сквера на окраине города в микрорайоне СУ-2. По их словам, отсутствие отдыха здесь — одна из главных проблем для местных жителей: культурные события в микрорайоне проходят редко, а комфортных условий для активного отдыха нет. Модернизация существующего сквера могла бы стать одним из решений проблемы. Школьники начали работу над проектом с опроса 100 жителей района, из которых 98 поддержали идею обновления сквера. Изучив современные подходы к созданию городских пространств и потребности горожан разных возрастов, дети собрали макет будущего сквера. Сделать это Никите и Насте помогала вся школа.

За победу на чемпионате они получили право отправиться на масштабное научное всероссийское или международное событие. Какое именно — станет известно в следующем году.

Победители не намерены останавливаться на достигнутом: для них важно довести проект до конца.

Воплотить [проект] лишь силами нашей школы невозможно. Сейчас мы вместе с наставником Гульфирой Халиловой прорабатываем этот момент. Мы создали макет, рассказали о проекте так, чтобы о нем узнали в республике. Теперь нужно создать команду, которая бы занималась дальнейшим продвижением. Я думаю, что в этом нам помогут Университет Талантов, местные власти, наставник. В Бугульме о проекте уже знают: мы презентовали его главному архитектору города, — рассказала руководитель проекта, учитель географии и биологии школы №12 Надежда Пахомова.

Ожидание и реальность

Мы попросили наставников и экспертов прокомментировать проекты, представленные на чемпионате.

Разина Нигматуллина,
руководитель направления «Экспертно-аналитическое сопровождение» Университета Талантов, председатель экспертного жюри чемпионата

Жюри оценивало научность проекта, стиль изложения, соответствие регламенту и умение участников отвечать на вопросы. Проект должен быть актуальным, научным и потенциально реализуемым. Нам также было важно понять, является ли представленная работа собственным исследованием школьников или же они пересказывают прочитанную где-то информацию. Некоторые участники переигрывали, пытались из своего выступления сделать шоу. Но классическое научное выступление не предполагает таких вольностей.

Ребята, получившие главный приз, изучили литературу о благоустройстве городских территорий, с научной точки зрения подошли к зонированию этого парка, определили бюджет. Они знают, что будут делать с проектом завтра. Эксперты подчеркнули, что он реалистичен.

Гульфира Халилова,
тренер-наставник Университета Талантов

У школьников из Бугульмы, действительно, было очень большое желание реализовать социальный проект. Они видели его ценность, еженедельно улучшали, оттачивали свои навыки. В школе детям помогала сильная команда. И эта синергия помогла им победить.


Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов