DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Поколения X, Y, Z. Какую роль играют родители в воспитании одаренной молодежи?

Поколения X, Y, Z. Какую роль играют родители в воспитании одаренной молодежи?

За плечами каждого человека стоят родители — те, кто с рождения закладывают основу для нашего развития. Именно в первые годы жизни ребенка формируются многие базовые умения, определяющие дальнейшую судьбу человека.

Поддерживая молодое поколение, старшее не всегда успевает за новыми трендами в образовании и технологиях, что может негативно повлиять на будущее их детей. Рассказать и обсудить эти тенденции призвано два события Лаборатории родительского образования Университета Талантов, которые прошли 7 декабря в Казани — обучающий модуль для наставников родительских сообществ в университете ТИСБИ и Республиканское родительское собрание в казанском IT-парке.

Оба события можно объединить одной идеей — технологии меняют мир настолько кардинально, что старые модели обучения и карьеры устарели. Психолог Международной школы Казани и эксперт Лаборатории родительского образования  Елена Саляхутдинова, которая провела два тренинга на образовательном модуле Лаборатории родительского образования, на примере межпоколенческой теории показала, как меняются ценности общества.

Американские историки Уильям Штраус и Нил Хоув разработали в 1991 году теорию о смене поколений. Они проанализировали общество США в разные периоды и пришли к выводу, что в среднем поколенческий промежуток составляет 20-25 лет. В это время рождаются люди, объединенные общими взглядами, убеждениями, моделями поведения. Межпоколенческая теория стала настолько популярной, что на ее примере ученые начали описывать общества других стран. Елена Саляхутдинова на примере отношения представителей разных поколений к работе пояснила, как теория проявилась в России:

Условно три ныне живущих поколения обозначают X, Y и Z. Поколение X, или люди примерно от 40 лет и старше, привыкли к стабильной работе с высоким социальным статусом и гарантиями. Эта работа может быть рутинной или даже бессмысленной — как например, бюрократическая работа в администрациях или школах. Поколение Y, или миллениалы, требовательнее к своим обязанностям и хотят видеть результат, понимая, зачем они выполняют поручения начальства. Поколение Z — те, кто сейчас не старше 14 лет — ориентируются, прежде всего, на свои предпочтения. Они никогда не будут делать работу, которая им не нравится.

Несмотря на прихоти поколения Z, по прогнозам аналитиков, им придется столкнуться с серьезным вызовом — всесторонней оптимизацией, которая начнет вытеснять профессии водителя, бухгалтера, судьи, лаборанта. В конкуренции с машинами у человека остается главное преимущество — креативность и общение с другими людьми. По мнению  психологов Роберты Михник-Голинкофф и Кэти Хирш-Пасек, молодому поколению нужно овладеть шестью навыками, близкими к «прорывным» компетенциям Университета Талантов: сотрудничество и работа в команде, ‎общение с незнакомыми людьми, ‎усвоение больших объемов информации, ‎критическое мышление, ‎творчество и креативный подход в своей работе, уверенность в своих действиях.

Как же помочь детям овладеть новыми навыками и стать востребованными специалистами? Этот вопрос в разных формулировках задали на Республиканском родительском собрании, которое также прошло в формате онлайн-трансляции. Своим опытом воспитания поделился один из экспертов собрания, предпринимательница Алиса Лисовая. По ее мнению, самая большая ошибка, которую может совершить родитель в воспитании ребенка — навязать ему свое мнение о выборе профессии. То же самое можно сказать и в глобальном масштабе — гонка за трендами, например, в IT-индустрии, может напрочь погубить таланты ребенка в других сферах — живописи, психологии или в рабочих специальностях.

— Сейчас у молодежи есть невероятное количество возможностей учиться, делать карьеру, а мы, родители, о многом просто не знаем, — рассказывает участница Республиканского родительского собрания Ольга Минкина. — Порой отмахиваясь от этого по незнанию, мы отбиваем в детях желание интересоваться своим будущим. Моей дочери 14 лет. Я вижу, что появилось много новых профессий, и о некоторых из них я ничего не могу ей рассказать. Мне было очень интересно узнать о возможностях для молодежи в нашей республике, востребованных профессиях. Так что собрание было для меня полезным.

По мнению участников собрания, родительское образование — то, что действительно необходимо мамам и папам. Наталья Баталова воспитывает 11-летнюю дочь и учится быть родителем-наставником в Лаборатории родительского образования Университета Талантов — так она получает вдохновение и знания о том, как по-новому воспитывать детей.

— Я была на обучающем модуле для наставников, педагогов и родителей. Поняла, что мы мало информированы, не ищем необходимую информацию о поступлении в вуз, новых профессиях, хотя все есть в Интернете. На родительских собраниях Университета Талантов есть возможность пообщаться со специалистами. Это помогает поднять воспитательную планку, понять, как лучше поступить в той или иной ситуации с ребенком, осознать схожесть проблем у всех родителей, обсудить их, и, возможно, прийти к общему решению. Проблема отцов и детей, недопонимание между поколениями были и будут всегда. Когда родитель развивается, идет в ногу со временем и общается с другими на тему воспитания, то этот процесс проходит гораздо легче. Думаю, каждый родитель должен обязательно быть авторитетом для своего ребенка, чтобы он не искал таковых где-то на стороне. После собрания обязательно буду мониторить полезные возможности для своих детей и читать книги по педагогике. В воспитании важно постоянное развиваться, родитель должен расти вместе со своим ребенком, — говорит Наталья.

Несмотря на популярность бренда WorldSkills в Татарстане, у родителей в связи со слухами о глобальной автоматизации возник другой вопрос — что будет с рабочими профессиями, если вскоре ручной труд сменится машинным? По мнению тренера Центра развития MAXat Рината Миргаязова, некоторых специалистов экономически не выгодно заменять машинами. Например, труд каменщика будет стоить дешевле, чем разработка аналогичного робота, способного выполнять те же действия. Кроме того, ручной труд, результат которого — сложные технические устройства, одежда, элементы декора или кондитерские изделия, всегда будут ценить, ведь мастерство создания таких вещей сравнимо с искусством.

За две встречи татарстанские родители узнали о том, как сменяются поколения людей, чем интересуется молодежь,и какой главный тренд образования будущего. Речь об акценте на базовых навыках и компетенциях, которые помогут человеку работать с другими людьми и построить успешную карьеру. В то же время, не стоит гнаться за трендами — главным фактором выбора профессии или дела жизни ребенка должен стать его личный осознанный выбор, который должны поддержать родители одаренной молодежи.

— Родителей нигде не учат быть родителями, а дети растут, время проходит очень быстро, — рассуждает участник собрания Самат Хабибуллин. — Считаю, что родительское образование очень важно и актуально, нужно проводить такие собрания как можно чаще. Рассказы спикеров о разных подходах к воспитанию, профессиональных трендах, примеры из их практики — все это было полезно. Исследования Университета Талантов о том, насколько совпадают и не совпадают мнения о выборе будущей профессии у молодежи, родителей и педагогов, тоже очень показательны. Событие выдалось продуктивным. Спасибо за такую возможность развиваться.

Александр Токарев,
Эльсинора Габдуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов