На проектной сессии мы обсуждали с коллегами проблемные темы: как школьникам избежать трудностей при выборе профессии и поступлении в вуз; что нужно сделать наставникам, чтобы раскрыть таланты и разглядеть профессиональные предпочтения учеников. От всего этого зависит, будут ли в нашей стране успешные, состоявшиеся личности.
Дети рассказали нам о недостатке информации о профориентации. Многие школьники 9-11 классов (и, в основном, восьмиклассники) еще не определились с будущей профессией. Дети интересовались у меня, как стать успешным в выбранной сфере. Тут, в первую очередь, нужна настойчивость (способность идти к поставленной цели несмотря ни на что), коммуникабельность (умение правильно налаживать связи с нужными людьми в нужной сфере), профессионализм (постоянное обучение, совершенствование навыков) и правильный внешний вид (умение хорошо выглядеть и одеваться по ситуации).
Я всегда говорю своим ученикам о том, что падать духом не нужно. Важно быть целеустремленными. Я могу лишь направить учеников, подсказать источники информации для саморазвития — все остальное зависит от самих детей. В наше время очень важно быть коммуникабельным, смелым, терпеливым и настойчивым. Нужно развивать эти качества у детей.
В Бугульме много подростковых центров, но ребята очень загружены в школе. Ученики четвертых и 9-11 классов из-за аттестации просто не успевают заниматься творческой деятельностью. Я замечаю это как педагог дополнительного образования. Мы как наставники отбираем из пришедших к нам детей тех, кто готов работать в определенной сфере, решаем с ними большие задачи и в целом развиваем их.
В Бугульме не хватает проекта для молодежи — все упирается в финансы. Нет денег — нет поддержки. Выехать в другой город на соревнования или олимпиады проблематично. Нужно искать спонсоров, а найти их в маленьком городе тяжело. Без государственной поддержки в Бугульме все же трудно.
Для успешной профориентации организации должны предоставлять школьникам возможность прийти на завод или в лабораторию. Все — для того, чтобы увидеть, чем занимаются сотрудники компаний и попробовать себя в той или иной профессии на практике. Когда школьник пройдет несколько предприятий, он поймет, где ему интересно и чем он хотел бы заниматься в будущем.
Гульназ Хайруллина,
Медиа Лаборатория Университета Талантов