DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Хочу, могу, надо. Как помочь татарстанским талантам построить свой путь развития?

Хочу, могу, надо. Как помочь татарстанским талантам построить свой путь развития?

Каждый задается вопросом о поиске своего жизненного пути. Но, по большому счету, он сводится к вполне конкретной задаче — выбору специализации в вузе и будущего места работы. В далеком прошлом выпускники школ не испытывали проблем с профориентацией благодаря четкой системе взаимодействия учебных заведений и предприятий, а сотрудники производств работали на одном месте годами, передавая опыт молодым специалистам. В 1990-х старая система профориентации рухнула, не оставив выпускникам школ и вузов другой альтернативы самоопределения. В итоге многим из них пришлось переучиваться или работать не по специальности. За 20 лет изменились страна и мир: привычные, старые промышленные отрасли развивались, появились и абсолютно новые сферы — IT, робототехника, биотехнологии, наноматериалы. Однако, замена старой системе профориентации так и не возникла. И новое молодое поколение россиян долгое время было не в курсе современных трендов, ориентируясь в выборе профессии на мнения родителей, друзей или учителей.


Сегодня ситуация меняется. Появляются новые институции, помогающие молодым людям сформировать стратегию своего развития и применения талантов, выбрать любимое дело и увидеть существующие возможности. Одна из них — Университет Талантов. Его приоритетная задача — содействие молодежи в трудоустройстве, при котором талант и потенциал будут реализованы максимально. Выбор каждого человека специфичен. Поэтому благодаря Программе индивидуальной продюсерской поддержки для молодежи с выдающимися способностями, студенты Университета Талантов — победители олимпиад и конкурсов — получат набор инструментов, которые помогут им стать востребованными специалистами и самостоятельно построить свою карьерную траекторию.  

Участниками вводного образовательного модуля «Моя персональная стратегия развития», который прошел 28-го и 29 октября, стали более 60 молодых людей из Казани, Елабуги, Набережных Челнов, Арска и Бугульмы. В течение двух дней талантливые татарстанцы от 12-ти до 30 лет вместе с наставниками строили свои первые планы личного и карьерного развития. По словам координатора Программы продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями Адели Ахметовой, при этом участники модуля анализировали себя с трех сторон:  

«Хочу» — Каким я вижу себя в будущем? Какие у меня мечты и желания, перерастающие в профессиональные цели?

«Могу» — Что я могу делать лучше всего? Какими знаниями, компетенциями, навыками, здоровьем я обладаю? Как я могу их развивать?

«Надо» — Какие профессии актуальны и востребованы обществом? Какие тренды существуют?  

На «пересечении» ответов на эти вопросы находится профессиональная цель или проект, занимаясь которыми человек испытывает удовольствие, реализует свой потенциал и остается востребованным у работодателей. Но на практике найти дело жизни, отвечающее всем критериям, крайне сложно. Стратегия выбора профессиональной цели может быть совершенно разной: кто-то оттолкнется от востребованности обществом, кто-то — от мечты. Но важно, чтобы человек концентрировался не на одном факторе, а брал в учет и другие. Тогда он увидит дополнительные возможности для развития.  

Студенты Университета Талантов пройдут годичную образовательную программу, состоящую из серии модулей. Их цель — научить молодого человека строить пути к достижению целей.  

Ответить на вопрос «Что я хочу делать?» помогут курс работы с индивидуальным планом развития, встречи с лидерами и познавательные материалы. Впрочем, помочь определиться с любимым занятием могут даже компьютерные игры.  

В обществе принято пренебрежительно относиться к видеоиграм. В моем же случае игра Watch Dogs, сюжет которой развивался вокруг хакинга (взлом устройств и компьютерных программ — Прим.ред.), показала, насколько сильно люди, владеющие IT-знаниями, способны влиять на окружающий мир. После игры я заинтересовался поиском неполадок в кодах программ, за что Google наградил меня материально и пригласил на экскурсию в Силиконовую долину. После поездки в США я планирую вернуться в Татарстан и воспользоваться полученными знаниями для воплощения своего проекта, — делится своей историей девятиклассник гимназии №26 Набережных Челнов Кирилл Ульянов.  

Ответ на вопрос «Что я могу делать?» студенты Университета Талантов найдут благодаря курсу по управлению проектами, стажировкам на предприятиях, консультациям экспертов, диагностике «прорывных компетенций» с помощью тренингов и профессиональным пробам. На вопрос «Что нужно делать?» помогут ответить Курс карьерной навигации, переговоры и другие инструменты.  

В Университете Талантов также существуют проектные олимпиады и конкурсы, прокачивающие сразу два аспекта — «Хочу» и «Могу». Сюда входят:  

«Генеральный конструктор» — проектная олимпиада, участники которой представляют новые решения в области инженерии и техники;

«Предпринимательские игры» — проектная олимпиада, где молодежь защищает свои бизнес-проекты;

«Чемпионат научных состязаний» — конкурс, позволяющий молодым ученым рассказать о своих исследованиях и продемонстрировать их практическую значимость;

«Кооперация Талантов» — конкурс, жюри которого отбирает лучшие статьи студентов Университета Талантов для публикации в журналах за счет средств госпрограммы.  

Попробовать себя в союзе «Могу» – «Надо» можно, решая кейсы предприятий, районов или всей республики. Предложив решение, например, для сложного технического вопроса, будущие инженеры помогут разобраться с текущей проблемой компании и понять, нравится ли им эта сфера или нет.  

Особая роль в воплощении индивидуального плана развития молодежи отведена наставникам. Именно они помогают молодежи ориентироваться в существующих возможностях, подсказывают актуальные направления в науке, технике, предпринимательстве или спорте и направляют к экспертам в той или иной сфере.  

Наставница Университета Талантов, заместитель директора по научно-исследовательской работе елабужской гимназии №4 Анна Ишкиняева рассказала о важности индивидуальной работы со студентами:  

Я участвую в тренингах, проектных сессиях и других проектах и событиях Университета Талантов с 2015 года. За это время они стали более структурированными и информативными. За последние два дня, помимо изучения большой образовательной программы, наставники индивидуально поработали с каждым из участников модуля. Это позволило им понять, какую цель студенты Университета Талантов должны ставить перед собой, чтобы достичь ее и получить максимальный результат.  

Прошедший вводный модуль стал первым в Программе индивидуальной продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями. В дальнейшем участники модуля «Моя персональная стратегия развития», официально ставшие студентами Университета Талантов, получат еще больше знаний о пяти «прорывных компетенциях», проработают каждую из них, а также прокачают свои «Хочу», «Могу» и «Надо». Эти знания помогут молодежи воплотить личные планы развития и сделать шаг, чтобы в будущем стать успешными и востребованными в республике.  

Александр Токарев,
Медиа Лаборатория Университета Талантов