Сегодня ситуация меняется. Появляются новые институции, помогающие молодым людям сформировать стратегию своего развития и применения талантов, выбрать любимое дело и увидеть существующие возможности. Одна из них — Университет Талантов. Его приоритетная задача — содействие молодежи в трудоустройстве, при котором талант и потенциал будут реализованы максимально. Выбор каждого человека специфичен. Поэтому благодаря Программе индивидуальной продюсерской поддержки для молодежи с выдающимися способностями, студенты Университета Талантов — победители олимпиад и конкурсов — получат набор инструментов, которые помогут им стать востребованными специалистами и самостоятельно построить свою карьерную траекторию.
Участниками вводного образовательного модуля «Моя персональная стратегия развития», который прошел 28-го и 29 октября, стали более 60 молодых людей из Казани, Елабуги, Набережных Челнов, Арска и Бугульмы. В течение двух дней талантливые татарстанцы от 12-ти до 30 лет вместе с наставниками строили свои первые планы личного и карьерного развития. По словам координатора Программы продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями Адели Ахметовой, при этом участники модуля анализировали себя с трех сторон:
«Хочу» — Каким я вижу себя в будущем? Какие у меня мечты и желания, перерастающие в профессиональные цели?
«Могу» — Что я могу делать лучше всего? Какими знаниями, компетенциями, навыками, здоровьем я обладаю? Как я могу их развивать?
«Надо» — Какие профессии актуальны и востребованы обществом? Какие тренды существуют?
На «пересечении» ответов на эти вопросы находится профессиональная цель или проект, занимаясь которыми человек испытывает удовольствие, реализует свой потенциал и остается востребованным у работодателей. Но на практике найти дело жизни, отвечающее всем критериям, крайне сложно. Стратегия выбора профессиональной цели может быть совершенно разной: кто-то оттолкнется от востребованности обществом, кто-то — от мечты. Но важно, чтобы человек концентрировался не на одном факторе, а брал в учет и другие. Тогда он увидит дополнительные возможности для развития.
Студенты Университета Талантов пройдут годичную образовательную программу, состоящую из серии модулей. Их цель — научить молодого человека строить пути к достижению целей.
Ответить на вопрос «Что я хочу делать?» помогут курс работы с индивидуальным планом развития, встречи с лидерами и познавательные материалы. Впрочем, помочь определиться с любимым занятием могут даже компьютерные игры.
— В обществе принято пренебрежительно относиться к видеоиграм. В моем же случае игра Watch Dogs, сюжет которой развивался вокруг хакинга (взлом устройств и компьютерных программ — Прим.ред.), показала, насколько сильно люди, владеющие IT-знаниями, способны влиять на окружающий мир. После игры я заинтересовался поиском неполадок в кодах программ, за что Google наградил меня материально и пригласил на экскурсию в Силиконовую долину. После поездки в США я планирую вернуться в Татарстан и воспользоваться полученными знаниями для воплощения своего проекта, — делится своей историей девятиклассник гимназии №26 Набережных Челнов Кирилл Ульянов.
Ответ на вопрос «Что я могу делать?» студенты Университета Талантов найдут благодаря курсу по управлению проектами, стажировкам на предприятиях, консультациям экспертов, диагностике «прорывных компетенций» с помощью тренингов и профессиональным пробам. На вопрос «Что нужно делать?» помогут ответить Курс карьерной навигации, переговоры и другие инструменты.
В Университете Талантов также существуют проектные олимпиады и конкурсы, прокачивающие сразу два аспекта — «Хочу» и «Могу». Сюда входят:
«Генеральный конструктор» — проектная олимпиада, участники которой представляют новые решения в области инженерии и техники;
«Предпринимательские игры» — проектная олимпиада, где молодежь защищает свои бизнес-проекты;
«Чемпионат научных состязаний» — конкурс, позволяющий молодым ученым рассказать о своих исследованиях и продемонстрировать их практическую значимость;
«Кооперация Талантов» — конкурс, жюри которого отбирает лучшие статьи студентов Университета Талантов для публикации в журналах за счет средств госпрограммы.
Попробовать себя в союзе «Могу» – «Надо» можно, решая кейсы предприятий, районов или всей республики. Предложив решение, например, для сложного технического вопроса, будущие инженеры помогут разобраться с текущей проблемой компании и понять, нравится ли им эта сфера или нет.
Особая роль в воплощении индивидуального плана развития молодежи отведена наставникам. Именно они помогают молодежи ориентироваться в существующих возможностях, подсказывают актуальные направления в науке, технике, предпринимательстве или спорте и направляют к экспертам в той или иной сфере.
Наставница Университета Талантов, заместитель директора по научно-исследовательской работе елабужской гимназии №4 Анна Ишкиняева рассказала о важности индивидуальной работы со студентами:
— Я участвую в тренингах, проектных сессиях и других проектах и событиях Университета Талантов с 2015 года. За это время они стали более структурированными и информативными. За последние два дня, помимо изучения большой образовательной программы, наставники индивидуально поработали с каждым из участников модуля. Это позволило им понять, какую цель студенты Университета Талантов должны ставить перед собой, чтобы достичь ее и получить максимальный результат.
Прошедший вводный модуль стал первым в Программе индивидуальной продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями. В дальнейшем участники модуля «Моя персональная стратегия развития», официально ставшие студентами Университета Талантов, получат еще больше знаний о пяти «прорывных компетенциях», проработают каждую из них, а также прокачают свои «Хочу», «Могу» и «Надо». Эти знания помогут молодежи воплотить личные планы развития и сделать шаг, чтобы в будущем стать успешными и востребованными в республике.
Александр Токарев,
Медиа Лаборатория Университета Талантов