DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Прорывные компетенции на службе у родителей. Как семья может помочь одаренному ребенку?

Прорывные компетенции на службе у родителей. Как семья может помочь одаренному ребенку?

Большую часть времени молодые люди до 24 лет проводят на учебе. Институт или колледж во многом становятся для них если не вторым домом, то местом, где они получают поддержку преподавателей–наставников. При этом родители порой забывают о семейной поддержке, хотя они — первые наставники для своих детей. От отца и матери ребенка зависит, как сложится его будущее.

Чтобы определить роль родителей в современной семье и обществе, 22 октября Лабораторией родительского образования Университета Талантов был проведен образовательный тренинг «Навигатор для родителей». В школе-интернате №2 эксперт Университета Талантов, профессор Новосибирского государственного педагогического университета Татьяна Павлова и психолог Международной школы Казани Елена Саляхутдинова рассказали, в чем заключается одаренность детей и какие условия нужны для ее раскрытия.  

Одаренность и талант — для многих эти слова звучат как синонимы. Чаще всего под ними понимают навыки и способности, развитые сильнее, чем у большинства людей. Путаница в определениях возникла еще в начале XX века из-за споров психологов и педагогов. Понятие «одаренность» появилось в психологии благодаря американскому исследователю Гаю Уипплу, который подразумевал под "одаренными" людей со «сверхнормальными» способностями. В дальнейшем к спорам психологов добавился вопрос о соотношении таланта и одаренности. Отечественный психолог Алексей Леонтьев определил одаренность как совокупность врожденных характеристик человека, а талант — как личностное воплощение природных задатков. Например, человек может обладать способностями к музыке и творчеству, но в процессе самореализации он может стать как композитором, так дирижером или исполнителем.  

В то же время отдельно взятый талант не способен сделать человека выдающейся личностью. Отечественный психолог Сергей Рубинштейн в одной из своих работ в 1935 году привел пример биолога с феноменальной памятью. Ученый опубликовал научный труд с обширной библиографией из 300 названий, которую он продиктовал машинистке по памяти и без единой ошибки. Однако незаурядная память не сделала этого биолога незаурядным ученым.  

Основываясь на этих исследованиях, Университет Талантов совместно с сопредседателем Научно-экспертного совета госпрограммы, ректором Российского университета кооперации Сергеем Гилем и экспертом Университета Талантов, экспертом-практиком в области корпоративного обучения и личностного развития Марией Гитал разработали модель полноценного развития личности. Она состоит из пяти компонентов:  

1) Связи и нетворкинг — контакты и знакомства, получаемые за время карьерного роста. Они помогают человеку развиваться дальше;

2) Опыт — накопленные знания и навыки, позволяющие быстрее и эффективнее решать рабочие или учебные задачи;

 3) Достижения — общественно-признанные или просто значимые для человека заслуги в науке, предпринимательстве, спорте или искусстве;

4) Hard skills — профессиональные навыки, необходимые для выполнения конкретных задач;

5) Soft skills — надпредметные компетенции, которые помогают человеку развивать себя в любой сфере.  

Эксперт Университета Талантов Татьяна Павлова обратила внимание участников тренинга на soft skills. К «мягким» навыкам относятся: умение работать в команде, критическое мышление, планирование времени, самообразование. По мнению Татьяны Леонидовны, надпредметные или «прорывные» компетенции интересуют работодателей больше, чем знание определенных областей в науке и технике:  

— В современных компаниях больше ценят работников, способных планировать свое время или грамотно работать в коллективе, чем замкнутых или рассеянных. Профессиональным навыкам можно научиться на дополнительных курсах или во время работы. Для овладения надпредметными компетенциями требуются годы.  

«Прорывные» компетенции универсальны. Они помогают родителям в общении с одаренными детьми. При этом сами дети также учатся «мягким» навыкам на примере общения в семье. По мнению Елены Саляхутдиновой, для успешного усвоения и применения «прорывных» компетенций детьми, родителям необходимо создать доверительную и дружелюбную атмосферу в семье. Для этого они не должны бояться признавать ошибки и общаться с детьми на равных. Некоторых ситуаций родителям все же стоит избегать. Существует ложный родительский авторитет — его можно получить, например, с помощью подкупа: ребенок выполняет поручение в обмен на материальное вознаграждение. Такой подход формирует потребительское отношение в семье и заставляет детей требовать с каждым разом все больше и больше наград.  

Кроме родителей на тренинге присутствовали учителя и представители администраций татарстанских учебных заведений. Участники тренинга подняли вопрос — какую помощь учителя оказывают родителям одаренных детей? По мнению преподавателя английского языка казанского лицея №1 Ольги Постновой, главная роль школы и учителя осталась неизменной — дать учащимся общие знания, на основе которых выпускники смогут выбрать направление для развития. Роль родителей — в том, чтобы помочь детям не ошибиться в выбранном направлении.  

Еще один вопрос от родителей — что делать, если одаренный ребенок осваивает школьную программу с опережением? По мнению психолога бугульминской школы №12 Михаила Цибовича, переводить школьников на класс старше нужно только в крайнем случае. Такой шаг может привести к внутриличностным проблемам у ребенка: в будущем может возникнуть ощущение отчужденности или трудность в общении с коллегами. Гораздо лучше, по мнению специалиста, давать одаренным детям дополнительные задания, благодаря которым они смогут использовать весь учебный потенциал и остаться среди сверстников.  

Таким образом, главной темой тренинга Лаборатории родительского образования стали «прорывные компетенции» — универсальные навыки, с помощью которых родители могут стать наставниками для своих детей и помочь им вырасти самодостаточными личностями. «Мягкие» навыки входят в модель полноценного развития личности, включающую наличие достижений, связей, опыта и профессиональных навыков. Владея всем перечисленным, молодой человек сможет раскрыть свой потенциал максимально полно.  

Александр Токарев,
Медиа Лаборатория Университета Талантов