Вопрос об успешном трудоустройстве является самым важным для карьеры молодых специалистов. В то же время один из факторов, от которого будет зависеть качество работы — наличие у выпускников специального образования. На заседании кадрового комитета «Иннокама», которое прошло 13 октября в Елабужском институте КФУ, руководители кадровых отделов предприятий и образовательных учреждений республики обсудили подходы к подготовке молодых специалистов и проблемы, с которыми сталкиваются школьники, студенты и сами работодатели. Одна из них — нехватка информации о возможностях для обучения и практики.
Напомним, «Иннокам» — это кластер предприятий, образовательных и научных учреждений, которые совместно создают и внедряют новые разработки в области нефтехимии и автомобилестроения. Кластер находится рядом с крупными промышленными городами Татарстана — Елабугой, Набережными Челнами, Нижнекамском и Менделеевском.
У многих девятиклассников возникает дилемма: учиться ли еще два года в школе или поступать в колледж? С одной стороны, 10–11 классы дают учащимся полное представление о базовых школьных предметах, которые становятся основой для понимания более сложных академических дисциплин в вузе. Вдобавок, по словам проректора КНИТУ-КХТИ Любови Овсиенко, школа остается местом, где учащиеся получают общее образование, а, значит, у них есть время, чтобы определиться с дальнейшей специализацией. Однако за эти два года школьники упускают возможность получить конкретные навыки.
Чтобы решить обе проблемы сразу, в Казани в КНИТУ-КХТИ создали Центр профессионального образования школьников. Учащиеся смогут там пройти и школьную программу и программу техникума, а также получить стажировку на предприятии — «Казаньоргсинтез», FordSollers в Елабуге или «Татнефть». По мнению Любови Овсиенко, Центр готовит наиболее востребованных и дефицитных специалистов в технической сфере: операторов нефтепереработки, лаборантов-экологов, аппаратчиков производства синтетических смол. После обучения студенты получат сертификат государственного образца. Затем выпускники Центра смогут поступить в КНИТУ-КХТИ по внутренним экзаменам. ЕГЭ при этом сдавать не нужно.
В промышленных городах Татарстана предприятия и вузы плотно сотрудничают для улучшения профориентации молодежи. В Нижнекамске один из крупнейших российских производителей синтетического каучука, полиэтилена, полистирола и другого химического сырья «Нижнекамскнефтехим» активно проводит стажировки и профориентацию. По словам начальника отдела кадров компании Лилии Зариповой, в 2016 году «Нижнекамскнефтехим» принял на работу 426 выпускников ссузов. Предприятие также тесно сотрудничает с Нижнекамским химико-технологическим институтом (НХТИ): в прошлом году 826 студентов прошли стажировку на «Нижнекамскнефтехиме». Компания поощряет техническое творчество и научную деятельность сотрудников и ежегодно проводит 30 конкурсов профессионального мастерства.
В то же время, по мнению собравшихся партнеров «Иннокамы», о развитой кадровой политике «Нижнекамскнефтехима» знают только образовательные организации, с которыми компания тесно сотрудничает. У остальных о предприятии складывается стереотип как о закрытой и недоступной компании. Разрушить эти представления могут организации, целенаправленно занимающиеся профориентацией. Например, Казанский открытый Университет Талантов 2.0 может помочь в информировании молодежи о существующих программах стажировок, грантов и целевых местах с помощью своего сайта, страниц в социальных сетях и других медиа. Исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов предложил кадровым специалистам привлечь к работе наставников, которые просто и понятно расскажут молодежи о возможностях в татарстанских компаниях. Также Университет создает базу олимпиад и конкурсов — их победители пополнят кадровый резерв компаний республики.
Другая проблема, волнующая предприятия и их рекрутеров — недостаток практического опыта у выпускников вузов. Эта проблема, по мнению заместителя директора ЦПК-Татнефть Олега Павловского, порой принимает курьезный вид:
— Недавние студенты часто не могут выполнить простейшие операции — например, поменять манометр на сборочной линии. Чтобы подготовить будущих сотрудников предприятий к трудовым будням, необходимо взаимодействие между вузами и обучающими центрами при заводах.
В Татарстане уже существуют профориентационные программы и стажировки на предприятиях. Необходимо лишь создать удобную и понятную для молодежи систему, включающую максимальное количество предприятий республики. Что касается программ для подготовки будущих специалистов, то их нужно разрабатывать совместно с компаниями и включать практику на рабочих местах.
Александр Токарев
Медиа лаборатория Университета Талантов