Учитель математики Алмаз Хамидуллин работает в казанском лицее-интернате №2 с одаренными школьниками. Неоднократный победитель российских и международных конкурсов и олимпиад недавно вошел в пятерку лучших преподавателей страны по итогам конкурса «Учитель года — 2017» и получил поздравление от Президента России Владимира Путина. Мы поговорили с Алмазом о работе с талантливой молодежью и принципах современного учителя.
— Расскажите, как Вы учились в школе? Был ли у Вас наставник?
Я родился в Нижнекамске, учился в лицее-интернате № 24. С шестого класса участвовал в математических олимпиадах. Моим первым наставником была мама. Она тоже учитель математики и старалась развивать у меня логическое мышление с помощью задач. В седьмом классе моим наставником стал Фаниль Ханифович Таймасов — известный в Нижнекамске преподаватель математики. Он обладал мощной харизмой, нравился ученикам, как человек, и тем самым привлекал внимание к предмету. Благодаря ему, я проникся уважением и любовью к математике.
— В 2010 году вы окончили МГУ по специальности «Прикладная математика и информатика». Когда вы поняли, что ваше призвание — учить детей математике?
Во время учебы в МГУ я узнал о факультете дополнительного педагогического образования, куда я поступил на третьем курсе. Когда я проходил практику в одной из московских школ, мне предложили работу в Нижнекамске — не просто преподавать математику, но и готовить ребят к олимпиадам. Меня это заинтересовало, и я принял предложение. Первый год работы был нелегким, но мне понравилось. Сейчас я вижу, что реализовываюсь в этой профессии, и мне хочется развиваться в этой сфере.
— Вы работаете в лицее для одаренных детей. Как считаете, правильно ли делить ребят на одаренных и неодаренных?
Мы, преподаватели лицея, прекрасно понимаем, что так делать нельзя, и считаем одаренными всех детей. Но существует понятие «академическая одаренность» — это хорошая успеваемость по школьным предметам. Помимо академической есть и другая «одаренность». Конечно, оценка одаренности ребенка должна быть всесторонней. Школьное деление условно, просто оно привычно и понятно в педагогической среде.
— Вы готовите ребят к олимпиадам по математике. Как это происходит?
Считаю, что самое главное — зажечь в ребенке внутренний огонь, заинтересовать его, показать, как предмет пригодится ему в жизни. Когда у ученика есть мотивация, подготовка проходит легче. Для понимания математики важно, чтобы ученик самостоятельно решил задачу, нашел к ней ответ, сделал для себя открытие, иначе он не усвоит материал. Педагогу остается лишь направлять инициативного ученика, подсказывать ему, консультировать. Обычно я сначала выступаю в роли мотиватора, а потом работаю с ребятами как наставник-предметник.
— Вы стали финалистом конкурса «Учитель года — 2017», пройдя несколько ступеней подготовки и очный этап в Москве. Что для Вас стало самым важным и полезным на конкурсе?
Возможность саморазвиваться. Мы, взрослые, должны учить детей на собственном примере постоянно двигаться вперед. Для меня этот конкурс — школа развития. За год я провел больше двадцати открытых уроков, не считая мастер-классов и обязательного эссе. Эти задания позволили мне развиваться в быстром темпе как личности и учителю.
— Уникальность Вашей конкурсной работы в том, что Вы показываете детям связь математики с реальной жизнью. А как еще Вы привлекаете внимание ребят к своему предмету?
Объяснять ученикам роль математики очень важно, ведь в отличие от физики и химии, математика — не такая наглядная наука. Впрочем, даже геометрию ребята не всегда хорошо понимают, потому что не видят, как ее можно использовать в жизни. Помимо этого я стараюсь показать школьникам роль математики в других областях знаний. Ведь без нее не обходится изучение химии, физики, астрономии, экономики и других предметов. Понимание того, что математика пригодится ученикам уже в школе, повышает их мотивацию и результаты обучения.
— Вы ежедневно работаете с детьми, а, значит, создаете будущее страны. Какими навыками и компетенциями, по-Вашему, в перспективе должна обладать молодежь?
Лично я считаю очень важным толерантное отношение к разным народам и нациям, ведь глобализация стремительно проникает в нашу жизнь. Нужно прививать его нашим детям, чтобы предотвратить в будущем конфликты и войны.
Также необходимо учить детей правильно работать в Сети. Речь не только о кибербезопасности, но и умении правильно преподносить себя и свои ценности в социальных сетях. Ни для кого не секрет, что многие работодатели проверяют потенциальных сотрудников, просматривая их личные страницы в Интернете. И сейчас мы стараемся научить школьников умению перестраиваться в меняющемся мире.
— А каким должен быть наставник будущего?
Думаю, как и сейчас, наставнику необходимо мотивировать подопечных, быть мотивированным самому и любить свое дело.
— Назовите три главных принципа, которых Вы придерживаетесь в своей работе?
Во-первых, уважительное отношение ко всем детям; понимание ценности личности ученика. Ведь каждый из них обладает огромным потенциалом и может в будущем изменить мир в лучшую сторону.
Во-вторых, нацеленность на результат. Важно показывать своим подопечным целеустремленность на личном примере.
В-третьих, при работе в школе очень важно постоянно контактировать с родителями учеников, выстраивать треугольник «учитель — ученик — родитель». Все участники должны сообща двигаться в одном направлении.
— Что Вы думаете о поддержке талантливой молодежи в Татарстане и России?
Съездив на всероссийский конкурс «Учитель года», я еще раз убедился в том, что в Татарстане очень благоприятная среда для развития молодежи. В республике большое количество лицеев, работающих с талантливой молодежью. Думаю, молодым людям нужно обязательно использовать эти возможности.
Эльсинора Габдуллина,
Медиа Лаборатория Университета Талантов