Раскрыть потенциал молодежи — непростая задача для преподавателей, тренеров и наставников. И один из действенных способов это сделать — использовать фасилитацию. 7–8 октября в Институте экономики, управления и финансов КФУ Университет Талантов провел для слушателей курса «Управление продюсированием талантов» обучающий модуль по фасилитации. Вместе с руководителем направления менеджерского развития и кадрового резерва «Альфа-Банк» Светланой Осинцевой, руководителем отдела подбора и обучения банковской группы Ольгой Гришкун и доктором педагогических наук Флерой Мухаметзяновой рассказываем о том, что это такое и как ее использовать на практике.
Еще недавно руководители крупных компаний строили взаимоотношения с подчиненными по принципу прямого управления. Теперь же в менеджменте новый тренд — доверительные отношения с младшими сотрудниками. Руководство компаний создает психологически комфортную обстановку для самореализации людей вне зависимости от сферы — будь-то производство, искусство, предпринимательство или образование. Эта тенденция относится к фасилитации, которая выросла из педагогики и психологии: тренеры с психологическим и педагогическим опытом использовали этот способ для обучения сначала школьников и студентов, а после — персонала компаний.
Истоки фасилитации
На фасилитацию в современном понимании повлияли три подхода: сократический метод, принципы коучинга Милтона Эриксона и субъектно-деятельностный подход Сергея Рубинштейна.
Термин «фасилитация» закрепился в психологии и педагогике в середине XX века, но схожий способ обучения известен еще с пятого столетия до нашей эры. Его назвали по имени основателя классической греческой философии Сократа — сократический метод.
Суть метода — в наводящих вопросах учителя, которые помогали ученику вывести из общих понятий конкретное определение. Например, Сократ спрашивал у ученика: «Что такое отвага?» Он отвечал, что отвага — это бесстрашие воина на поле боя. Затем философ снова задавал вопрос — «Есть ли отвага у больного, готового пройти неприятный курс лечения?» Таким образом Сократ вопрошал до тех пор, пока не выяснял максимально точно, что из себя представляет какое-либо явление. Такая форма сократического метода приравнивается к дедукции — получении частных утверждений из общего положения.
Спустя столетия появились новые идеи, ставшие базой для фасилитации. Например, теория американского психотерапевта, автора одного из способов гипноза Милтона Эриксона. Согласно ей, каждый человек хорош сам по себе и действует, исходя из лучших намерений. Такая оптимистичная позиция, по мнению Светланой Осинцевой, определяет поведение человека, от которого зависят результаты его работы.
Теория субъектно-деятельностного подхода основателя советской психологической школы Сергея Рубинштейна тоже повлияла на финальное определение фасилитации. По этому подходу, субъектность — это способность человека действовать и развиваться самостоятельно, сохранять активность в течение длительного времени.
Все три подхода и заложили основные принципы фасилитации — самостоятельность, позитивность и открытость в общении.
Фасилитация в наши дни
Автором термина «фасилитация» считают американского ученого Карла Роджерса. Так он называл способ обучения, при котором наставник или учитель искренне общается с учащимися и направляет их к самостоятельному, опытному знанию. Роджерс базировался на экспериментах над животными и людьми. Они показали, что подопечные легче выполняют простые задачи, если рядом находятся такие же подопечные или наставник. Но при более сложных задачах эффект меняется на противоположный: ученики не могут выполнить поставленные задачи под вниманием окружения и замыкаются в себе. Это явление получило название «ингибиция».
На основе экспериментов возникло представление о социальной фасилитации. По словам Флеры Мухаметзяновой, с ее развитием в науке появилось понятие педагогической фасилитации. Оно работает при соблюдении трех условий:
— Заинтересованность учащихся в знании;
— Соответствие слов и поведения наставника жестам и мимике;
— Сохранение психологического комфорта и безопасности подопечных.
По исследованиям психологов, жесты, интонации и мимика занимают 60-80% всего общения. Поэтому наставник должен учитывать то, как он общается с подопечными — как звучит его речь, как он жестикулирует: первую очередь ученики неосознанно обращают внимание именно на невербальные знаки.
Смысловая часть общения с учащимися строится на «сильных вопросах». Однако «сильный» не подразумевает жесткую позицию фасилитатора. Напротив, ему следует избегать вопросов, навязывающих чужое мнение или ставящих ученика в тупик. Успешной фасилитации способствуют только открытые и понятные для подопечного вопросы, подходящие к конкретному моменту обучения. Они позволят определить цель, к которой стремится подопечный и близость к ее достижению.
Наставник и фасилитация: в чем связь?
Наставничество — один из способов помочь талантливой молодежи раскрыть потенциал. Фасилитация же является ключом к созданию благоприятной атмосферы для обучения, в которой наставник помогает подопечным самостоятельно понять будущие цели и необходимые для этого навыки.
По словам преподавателя мензелинской средней школы №2 Анны Кузнецовой, Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения уже включает элементы фасилитации для учащихся 5-9 классов. Вместо того, чтобы с назвать в начале урока его тему и прочитать лекцию, учителя дают школьникам подсказки об этом. Например, преподаватель истории может дать несколько описаний эпохи средневековья, на основе которых ученики определят временной период.
Фасилитация также сочетается с проектной деятельностью. Учитель географии школы Иннополиса Дмитрий Шакирзянов рассказывает, что ему вместе с учениками удается воссоздать объемную модель рельефа России на примере простого опыта. Для этого нужно поджечь и затушить водой горсть сахара. Опыт демонстрирует два основных геологических фактора появления гор — активность земных недр и влияние воды. Проектный подход позволяет школьникам понять на практике, как и почему изменяется рельеф земли.
— Для введения в школьное образование новых методов обучения нужно привлекать молодых, но опытных учителей и наставников. Поэтому нужно создавать такие условия, чтобы на одну вакансию приходилось не меньше трех кандидатов. К примеру, в Финляндии, в стране с одной из наиболее признанных и развитых образовательных систем, на место школьного учителя приходится десять кандидатов. Это показывает престиж профессии преподавателя, — считает Дмитрий.
Для России фасилитация пока остается новым методом, требующим интеграции в образовательный и управленческий процессы в школах, вузах и на предприятиях. Его распространение позволит молодежи самостоятельно раскрывать свой потенциал. Происходящее позитивно повлияет на уровень знаний учащихся и повысит производительность будущих работников компаний.
Александр Токарев,
Медиа Лаборатория Университета Талантов