DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Как поддерживать талантливую молодежь? В Казани прошло заседание Научно-экспертного совета госпрограммы

Как поддерживать талантливую молодежь? В Казани прошло заседание Научно-экспертного совета госпрограммы

Государственная программа «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы» стартовала более двух лет назад. Оператор по ее реализации — Университет Талантов — привлекает внимание общественности к теме управления талантами (talent management) c целью выстраивания системы сопровождения одаренной и талантливой молодежи в республике.  

26 сентября в Министерстве образования и науки РТ на расширенном заседании Научно-экспертного совета (НЭС) госпрограммы эксперты обсудили, какие меры поддержки молодежи с выдающимися способностями уже существуют в Татарстане, что планируется ввести, и каким образом развивается институт наставничества в республике. Среди членов НЭСа — преподаватели, ученые, проректоры вузов, наставники, а также представители компаний и предприятий.  

Модераторами заседания выступили: заместитель министра образования и науки Татарстана Тимерхан Алишев, ректор Набережночелнинского государственного педагогического университета, сопредседатель Научно-экспертного совета Файруза Мустафина и исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов.  

Заседание НЭСа началось с обсуждения наставничества в Татарстане. Заместитель министра образования и науки Татарстана Тимерхан Алишев позитивно оценил педагогические практики и научные разработки, которые разработаны и применяются в проектном обучении молодежи в Университете Талантов. Замминистра отметил, что в этом году министерству образования и науки Татарстана удалось подготовить группу наставников, которые будут работать с молодыми учителями по программе, основанной на образовательном опыте республики и международных практиках — например, сингапурской. Так, в 2013 году совместно с сингапурской компанией Educare удалось повысить квалификацию 30 тыс. татарстанских педагогов. Наработанные связи с азиатским партнёром можно использовать и для сопровождения одаренной молодёжи.  

О модели наставнической поддержки в Университете Талантов подробно рассказала координатор всероссийской «Олимпиады наставников» и декан факультета наставников Лилия Орлова. Поддержка наставников представлена в виде пирамиды, в основании которой лежит поиск наставников из различных сфер: науки, культуры, социального творчества, предпринимательства, производства и других. Специалисты из перечисленных сфер попадают в Университет Талантов через его открытые мероприятия и становятся наставниками участников проектных олимпиад: «Предпринимательские игры» и «Генеральный конструктор». В дальнейшем наставники могут участвовать в «Олимпиаде наставников», чтобы продемонстрировать полученные навыки в работе с одаренной и талантливой молодежью. Таким образом, наставники развиваются параллельно с их подопечными. В частности, по словам координатора проектной олимпиады «Генеральный конструктор» Ольги Шиндор, наставники развивают 10 востребованных компетенций, необходимых для сопровождения одаренной молодежи. Наставник может оказаться в роли:

  • Фасилитатора, раскрывающего потенциал молодого человека, стимулирующий его к развитию и взаимодействию с группой

  • Модератора, умеющего планировать и проводить групповых дискуссий, а также публично выступать перед молодежью

  • Наставника карьерной навигации, владеющего знаниями об актуальных кадровых программах и способного выстроить карьерную траекторию для подопечных

  • Тренера прорывных компетенций, умеющего развивать у талантливой молодежи навыки soft-skills с помощью тренингов

  • Наставника проектного творчества, способного выявить проблемы создаваемого вместе с группой проекта и довести продукт до конечной реализации

  • Наставника предпринимательского творчества, который мотивирует и помогает подопечного организовать собственный бизнес

  • Наставника инженерного творчества, понимающего современные технологические тренды и способствующего воплотить инженерные задумки одаренных людей

  • Наставника, организующего научные и интеллектуальные состязания для развития эрудиции подопечных

  • Продюсера, который ищет площадку для реализации и инвесторов, способных проспонсировать идеи творческой молодежи

  • Наставника родительского образования, который обучает родителей создавать комфортные условия для раскрытия потенциала талантливых молодых людей

Свою идею поддержки студентов в получении необходимых знаний предложила эксперт НЭСа, заведующая кафедрой философии и права КГАУ Фарида Нежметдинова:  

— Когда в российские вузы только внедряли двухуровневую модель образования с бакалавриатом и магистратурой, мы предлагали ввести в республике систему внутривузовской мобильности студентов. Благодаря ей учащиеся могли бы свободно выбрать для себя лучшего преподавателя по необходимому им предмету. Такую программу можно опробовать и среди наставников Университета Талантов.  

Другой важный компонент в раскрытии талантов и развитии потенциала у молодых людей — непосредственная работа с каждым из них. О модели программы индивидуальной продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями рассказала ее координатор Аделя Ахметова. Будущих студентов Университета Талантов отбирают среди победителей олимпиад и проектных конкурсов, входящих в Республиканский Реестр конкурсных мероприятий. Также поступить в Университет могут молодые люди, предложившие решение нерешенных задач в академической сфере или кейсы конкретных компаний и предприятий. Сертифицированные наставники проводят со студентами интервью, на котором определяют уровень развития «прорывных» компетенций и выстраивают дальнейший план развития. Главная цель — трудоустройство молодого человека.  

Программу индивидуальной продюсерской поддержки, по предложению эксперта НЭСа, проректора по непрерывному образованию КНИТУ-КХТИ Любови Васильевной Овсиенко, можно составлять для конкретного молодого человека не один раз, а несколько, изменяя план обучения и его цели. Таким образом, пройдя курс обучения один раз, студент сможет пройти его ещё раз, развивая свои компетенции и навыки для продвижения по карьерной лестнице в компании или для дальнейшего продвижения своего проекта в науке, производстве или бизнесе.  

В заключении заседания, Тимерхан Булатович рассказал о своем видении развития госпрограммы:  

— Университет Талантов работает с широкой аудиторией. В нее входит несколько возрастных групп с разными психологическими особенностями восприятия и общения, которые необходимо учитывать при обучении. Особый акцент необходимо сделать на группе от 15-ти до 18 лет, когда ребятам необходимо помочь сформировать представление о дальнейшей карьере — академической или прикладной.  

В конце заседания Научно-экспертного совета Файруза Зуфаровна подвела итог прошедшей дискуссии:  

Сегодня в рамках заседания нам удалось получить предложения по развитию государственной программы. Например, о проведении мониторинга и аудита, которые должны проводиться независимой организацией на всех этапах реализации госпрограммы. 

Все предложения членов НЭС будут учитываться при дальнейшей реализации госпрограммы. Благодаря этому поддержка талантливой молодежи в республике станет более квалифицированной и нацеленной на результат.  

Александр Токарев,
Медиа лаборатория Университета Талантов