Доктор психологических наук, профессор кафедры общей и коррекционной психологии и педагогики Института развития образования Татарстана, директор международных программ образования и науки Института содействия интеллектуальным интеграциям RBS-IFIE (Вена, Австрия), член Временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) Университета Талантов Ирина Сибгатуллина стала одним из приглашенных экспертов на Молодежной школе талантов, прошедшей в конце августа в Казани. Ее лекция об одаренности вызвала большой интерес и отклик у участников Летней школы. После проектной сессии Ирина Фагимовна рассказала нам о том, почему знания психологии неизбежны для каждого из нас и насколько различается управление талантами в России и в Австрии.
— Ваша главная стезя — психология. Как Вы считаете, нужно ли ею владеть каждому человеку?
Не каждый человек сталкивается с научной психологией. Но мы ежедневно видим элементы бытовой психологии: взаимоотношения, формы коммуникаций, психологические риски, воздействие города-мегаполиса на каждого из нас и прочее. В этом смысле, человеку не избежать знаний психологии.
— Вы параллельно работаете в России и Австрии. Насколько отличаются подходы к управлению талантами в двух странах?
В Австрии нет специальных государственных программ поддержки талантливой молодежи. Австрийская школа менее формализованная в своих практиках, чем российская. В этой стране ученик знает по 4-5 языков, но по математике он отстает. Например, такого понятия, как предметная олимпиада, в Австрии не существует. Тогда как в нашей стране ему уделяют особое внимание.
— Расскажите, когда Вы начали участвовать в проектах Университета Талантов?
Меня и моих коллег из Института развития образования Татарстана пригласили вступить во Временный научно-исследовательский коллектив, и мы с удовольствием начали сотрудничать с Университетом Талантов.
— Как Вы можете оценить систему образования в Татарстане?
В ней всегда была система поддержки талантов. Многие регионы двигаются в этом направлении. Но Татарстан не жалеет на это средств, поддерживает инноваторов и всегда заинтересован в развитии молодежи. Мои коллеги из других регионов всегда удивлялись тому, что в Татарстане поддержка талантливой молодежи стала нормой.
— Насколько сегодня важна роль наставников?
К большому сожалению, в 1990-е годы институт наставничества в России ушел на второй план. Но его потребности никуда не делись. Любой родитель заинтересован, чтобы у его ребенка был наставник. Татарстан — один из первых регионов, которые начали поддерживать институт наставничества. Мне бы очень хотелось, чтобы поддержка касалась и финансовой стороны. Если педагог вынужден выживать, то это приводит к минимизации количества его воспитанников. Это не означает, что материальная сторона для педагога должна стать ведущей, но она должна быть важной.
— Как Вы оцените роль Университета Талантов как института развития?
На мой взгляд, Университет Талантов решает вопрос определения пути становления звезды. Есть разные: кто-то выбирает путь «Хочешь стать звездой, гаси других»; кто-то — «Хочешь стать звездой — гори ярче». Есть третий, самый гуманный путь, который может стать девизом для наставничества: «Хочешь стать звездой — зажигай других». И его выбрал Университет Талантов. Здесь, действительно, помогают зажечь звезды и раскрывают таланты ребят. Кто-то участвует в «Чемпионате научных состязаний», кто-то — в Молодежной школе талантов и так далее. Кроме того, не только учащиеся и студенты, но и их наставники и родители имеют возможность участвовать в проектах Университета Талантов. Все это отличает его от других институтов развития и поднимает на уровень выше.
— Что, на Ваш взгляд, будут включать компетенции будущего?
Мультикультурную интегрированность педагогов Татарстана в мировые педагогические практики. В мире существует движение «Педагогика без границ», появляется много международных школ. В Австрии работают образовательные площадки, где формируют международные команды педагогов. Команда Университета Талантов однозначно может работать по этой технологии и обучать татарстанских и российских педагогов, чтобы впоследствии выйти на международную арену. Мне бы очень хотелось, чтобы в государственной программе «Стратегическое управление талантами в РТ на 2015-2020 гг» нашлось место международным программам педагогики, последипломного образования, магистратуры.
Алина Минневалиева,
Медиа Лаборатория Университета Талантов