23 августа стал заключительным днем на Летней молодежной школе «Открытие талантов». На протяжении шести интенсивных дней около 400 талантливых молодых людей и 100 наставников Татарстана получали новые знания от приглашенных экспертов-лекторов, вдохновлялись личными историями успеха и участвовали в тренингах и мастер-классах, направленных на развитие «прорывных» компетенций: когнитивности, прогнозирования, лидерства и других.
Днем ранее прошла стратегическая сессия с представителями образовательных, молодежных и государственных организаций-партнеров Университета Талантов, а также с представителями бизнеса и IT-сферы. После групповой дискуссии эксперты оценили молодежные и наставнические проекты на публичной экспертизе.
Первые четыре дня Летней школы были посвящены главным ценностям Университета Талантов, которые соответствуют условиям самореализации молодого человека и отражены в диссертации доктора пед. наук, сопредседателя Научно-экспертного совета госпрограммы С.С. Гиля «Муниципальная система социально-педагогической поддержки молодежных инициатив: теория и практика»:
- Приобретение и овладение актуальными социально-психологическими знаниями;
- Раскрытие субъективных качеств личности;
- Практическое воплощение субъективных качеств в различных видах деятельности, самодеятельности;
- Рефлексивная позиция и обратная связь.
Первая ценность Университета Талантов – «Лучшие знания о жизнедеятельности» – особо актуальна в связи с грядущей четвертой промышленной революцией. Лучшие знания, по мнению исполнительного директора Университета Талантов Айдара Акмалова, – это качественная и наиболее подходящая для личной самореализации информация.
Один из участников интенсива — ученик 6 класса менделеевской школы №1 Антон Максутин считает, что через 13 лет мир не будет таким фантастичным, каким его представляют писатели и футурологи:
— Через 13 лет новые технологии, например, искусственный интеллект и беспилотный транспорт, станут обыденностью. Увеличится спрос на IT-специалистов. Обществу понадобятся предприниматели как люди, внедряющие новые технологические решения в повседневную жизнь. Думаю, как сейчас, так и в будущем, молодым людям необходимо развивать свои умственные и лидерские компетенции, и быть готовыми к инновациям.
Прогнозы футурологов и других специалистов говорят, что для успешного построения карьеры будущему поколению необходимо развивать не только умственные способности, но и акцентировать внимание на профессиональных навыках. По мнению тренеров Молодежной школы талантов Светланы Туктамышевой и Татьяны Зариповой, в ближайшие годы от молодых людей общество будет требовать максимальных знаний и навыков, поскольку развитие технологий провоцирует появление новых профессиональных сфер и отдельных специальностей.
Вторая ценность Университета Талантов – «Личные преимущества и зоны роста» – содержит уже известные человеку полезные навыки и компетенции, а также способности, которые можно развить самостоятельно или с помощью наставника. Понимая значимость всестороннего развития, ученица 7 класса средней школы №15 в Набережных Челнах Эвелина Еникеева рассказала о том, как ей удается сочетать свои творческие и предпринимательские интересы:
– Мне трудно предсказать, какие профессии станут актуальными в обществе, или что будет интересовать конкретно меня. Сегодня я не ограничиваю себя и развиваюсь – например, делаю фетровые или вязаные игрушки, и продаю их через соцсети или на хенд-мейд ярмарках. Так я развиваю не только творческие, но и предпринимательские навыки.
Молодые люди, раскрывая собственный потенциал, приобретают новые навыки и компетенции. Это дает им возможность увидеть разные сценарии карьерного роста. Но есть вероятность, что «сценарии» так и останутся нереализованными, если не начать действовать.
Третья ценность Университета Талантов – «Положительная практика применения себя» – помогает найти ответ на вопрос о целесообразности той или иной активности, и понять, куда двигаться. Наставник направления «HiPo-акселератор» Чулпан Ахметшина размышляет о будущем и называет подходящие для молодых людей практики:
– Молодежи нужно представлять, чем она будет заниматься через 10 лет. Только поставив цель, она сможет понять, какие компетенции необходимо развивать и какая практика подойдет лучше. Четкое представление молодого человека о себе в будущем позволит выстроить профессиональную подготовку, которая со временем перерастет в карьерный путь.
Активность и практика представляют собой динамичную характеристику развития молодежи. Однако, также важна и «статика» – возможность мысленно остановиться и оценить происходящее, как в окружающем пространстве, так и внутри себя. Такая воображаемая остановка позволит рассмотреть события со всех сторон, будто в отражении. Подобная «зеркальность» по отношению к объективным явлениям и внутреннему миру личности – это ключ к пониманию четвертой ценности Университета Талантов – «Рефлексивной позиции к себе и окружающему миру».
Своим мнением о рефлексии поделился Григорий Фелизнов, студент Чебоксарского кооперативного техникума:
– Я считаю, что рефлексия – это способ вести диалог с собой, оценивая себя и задавая вопросы о наиболее значимых событиях. Рефлексия также является средством от монотонности, которая способна захватить человека и увести его подальше от потенциальных возможностей изменить себя к лучшему.
Окунувшись и пропустив через себя все четыре ценности Университета Талантов, участники Летней школы представили свои проекты на публичной защите. Качество работ оценивали республиканские и федеральные эксперты в сфере развития человеческого капитала.
В финальный, шестой день образовательного модуля Университета Талантов, эксперты подвели итоги Молодежной школы талантов. Топ-100 участников Летней школы, среди которых авторы таких проектов, как: Aslet, Watch School и Мобильная снегоплавильная установка, смогут стать студентами Университета Талантов и продолжить обучение по индивидуальному плану развития. Это даст им возможность попасть на тренинги, лекции и мастер-классы, а также получить индивидуальную поддержку от наставников. Кроме того, студенты пройдут профессиональные пробы и примут участие в проектных олимпиадах, организованных партнерами Университета – Казанским вертолетным заводом и Всероссийским детским центром «Орленок».
Помимо Топ-100 участников, эксперты также выделили 10 лучших наставнических практик. Победители продолжат обучение в Университете Талантов в рамках курса «Управление продюсированием талантов«» и станут сертифицированными наставниками.
Следующим этапом, где таланты Татарстана представят свои проекты и расскажут о ходе их реализации, станет передвижная выставка «Мой город. Мой талант», которая пройдет в городах республики осенью.
Александр Токарев,
Медиа Лаборатория Университета Талантов