На Молодежной школе талантов 2017 уже рассказали о недалеком будущем, необходимых через 13 лет знаниях и навыках, а также о том, как дать толчок своим скрытым резервам и применить их наилучшим образом. В то же время, на пути любой карьерной траектории могут появиться личные или объективные препятствия. В такие моменты необходимо мысленно остановиться и спросить себя – что я делаю и правильно ли это для меня сейчас? Именно в этом заключается четвертая ценность Университета Талантов – «рефлексивная позиция к себе и окружающему миру», ставшая главной темой на Летней школе 21 августа.
Что же представляет из себя рефлексия? Зная английский язык, нетрудно догадаться, что рефлексия так или иначе подразумевает некое отражение. Английский философ Джон Локк, автор “Двух трактатов о правлении”, заложившего основы политического либерализма, также сформулировал рефлексию как “мысль о мысли”, ментально отраженную идею в восприятии разума. Человек во время рефлексии в определенном смысле созерцает собственные когнитивные и бессознательные потоки, как это делал Шерлок из одноименного британского сериала во время погружения в “чертоги разума”. Французский философ Пьер Тейяр де Шарден считал возможность думать о самой мысли как таковой чертой, отличающей человека от животного. Однако рефлексия - не врожденный дар, а навык, требующей тренировки, а иногда и помощи со стороны.
Координаторы проектных олимпиад Ольга Репина и Лилия Орлова считают, что с помощью рефлексии человек определяет значение своей деятельности. Понимая смысл своей работы, появляется осознанность, которая поможет молодежи поставить цель и развиваться дальше в выбранном профессиональном направлении. В противном случае человек не находит смысла в своей текущей деятельности и меняет траекторию своего развития, как это случилось у основателя консалтинговой компании Mitrofanov & Partners Сергея Митрофанова:
- Я родился в династии кораблестроителей, поэтому выбор моей будущей профессии был предопределен. Закончив учебу по специальности «гидродинамика», к началу 1990-х кардинально изменилась производственная среда, где мне предстояло работать. Тогда я «оглянулся» на сложившуюся ситуацию и понял, что нужно менять сферу деятельности. В дальнейшем я получил два экономических образования, и в настоящее время мы создаем бренды для технологических стартапов – тем самым, я нашел применение и для своих технических навыков.
Другим фактором, который поможет занять рефлексивную позицию к окружающему миру – знание иностранных языков, каждый из которых – верхний пласт культуры, дающий понимание для происходящих событий в конкретном обществе. Владение немецким языком стало важным фактором в карьере Екатерины Егошиной, с марта 2017 года занявшей пост директора Германо-Российского института новых технологий КНИТУ-КАИ. По мнению руководителя двуязычной магистерской программы, благодаря саморефлексии она преодолела стереотипы, препятствующих профессиональному развитию: например, привязанность к одному месту работы, неадекватная оценка своих качеств или отречение от своей «малой родины». Главный совет Екатерины – адекватно принимать себя вместе со своими недостатками и преимуществами.
Булат Фасхиев, ученик 7 класса Арской школы №3 видит необходимость в рефлексии, когда ему нужна помощь при разработке программного кода:
- Во время оптимизации программ и мобильных приложений важно сконцентрироваться на процессе, чтобы обнаружить скрытые баги и неисправности. В некотором смысле такой поиск ошибок – особая форма рефлексии над окружающим, в роли которого выступает программный код, и над самим собой, поскольку в такие моменты ты ищешь подходящее для себя решение проблемы.
Наставник также может помочь своим подопечным отвлечься от трудовой суеты и обратить внимание на то, что происходит вокруг. По мнению преподавателя Инженерного лицея КНИТУ-КАИ Инсафа Гатауллина, рефлексия по отношению к себе и к окружающему миру важна на старте технологического проекта:
- Я стал наставником, поскольку навыки, которые развивает Университет Талантов, могут пригодится в моей педагогической работе. Учитель, как и наставник, должен периодически ставить учащихся в рефлексивную позицию – это помогает им выявить собственные интересы, а также те сферы, где их можно применить. Сам наставник также должен периодически отвлекаться от общения с учениками, анализируя проделанную работу и исправляя прошлые ошибки.
22 августа на Молодежной школе талантов пройдет публичная экспертиза проектов. Участники смогут презентовать свои идеи, представленные в виде стендовых докладов. Оценку презентаций будут проводить приглашенные эксперты и координаторы Университета Талантов, а наставники помогут участникам Летней школы подготовить свои выступления.
Александр Токарев,
Медиа Лаборатория Университета Талантов