Если первый день Летней школы был посвящен будущему одаренной молодежи и подготовке к Четвертой промышленной революции, то второй — анализу сильных сторон и зон роста, а также поиску подходящей сферы деятельности. Об этом и многом другом участникам Летней молодежной школы рассказали эксперты Университета Талантов.
По мнению тренеров Молодежной школы талантов Светланы Туктамышевой и Татьяны Зариповой, определить подходящую для человека профессию не так уж и сложно — достаточно ответить на 3 вопроса:
- что я люблю делать больше всего?
- что у меня получается делать лучше всего?
- что мне может помочь принести доход?
На базе ответов участники построили схему, состоящую из трех пересекающихся кругов. Диаграмма обозначила подходящую для них сферу деятельности.
Помимо хорошо развитых компетенций и навыков, у человека есть нераскрытые возможности и зоны роста. Найти их — одна из задач, которая стоит перед рекрутерами — специалистами, которые занимаются подбором новых работников в организации. Проректор-начальник управления развития Университета «Иннополис», психолог и тренер Алия Саматова рассказала, как устроена современная HR-сфера в предпринимательской и производственной среде. Самые сложные должности с точки зрения подбора персонала — руководители среднего и высшего звена. На такие позиции сложно подобрать персонал. Кандидатов, претендующих на управленческие должности, оценивают и диагностируют на наличие следующих компетенций:
- возможность построения партнерских отношений с подчиненными на рпавных;
- умение делегировать полномочия, чтобы каждый сотрудник мог раскрыть свои таланты;
- нацеленность на результат с грамотной постановкой задачи.
Рекрутеры оценивают наличие этих компетенций с помощью тестирования и решения кейсов.
Ученица Летней школы - ученица 10 класса Лицея «Иннополис» Алия Салихзянова вспоминает о своем первом строгом отборе по компетенциям:
— Этим летом мне впервые пришлось столкнуться с тем, как рекрутер оценивает тебя и твои способности. Во время кастинга в English Summer Language Camp претендентам задавали каверзные вопросы и просили презентовать себя, что оказалось крайне непросто для школьников без опыта прохождения собеседований. Прошедшее собеседование помогло мне получить опыт общения с HR-специалистом и показать себя с лучшей стороны.
Молодым специалистам без опыта работы трудно сориентироваться в разнообразии профессий и сфер деятельности, а также сопоставить их со своими желаниями и возможностями. Чтобы помочь молодежи с выбором, иногда нужен наставник. В Университете Талантов специалистов, которые работают с молодежью, обучают компетенции “наставник карьерной навигации”. По словам преподавателя курса «Карьерное консультирование» института практической психологии НИУ ВШЭ Людмилы Тобулток, эта роль наставника соответствует англоязычному понятию «карьерный консультант». Главная задача такого наставника — управление карьерным путем подопечного с помощью подбора подходящих программ обучения, анализа рынка вакансий и обратной связи после его трудоустройства. Консультант также должен учитывать Теорию хаоса карьеры (The Chaos Theory of Careers) американских психологов Джима Брайта и Роберта Прайора. Согласно ей трудовой путь человека нелинеен и зависит от внешних обстоятельств, которые могут помочь или создать проблемы для клиента.
— После лекции Людмилы Тобулток я узнала о том, что наставник должен внимательно следить за обучающими программами, а также быть в курсе преподавательского состава на кафедрах и факультетах в вузах. Приток новых кадров в академическую среду очень важен, поскольку молодые преподаватели помогают студентам чувствовать себя комфортней во время обучения: учащимся проще общаться с теми, кто ближе им по возрасту, — рассказывает магистрант программы «Управление талантами» НГПУ и наставник Университета Талантов Алина Валеева. — На мой взгляд, духовная связь и эмпатия останутся важными в работе наставника и через 13 лет. Ведь именно взаимопонимание помогает учителю раскрывать потенциал ученика. Духовная связь также не должна быть скована бюрократией. В этом смысле Университет Талантов — пример того, как может развиваться образовательная и профориентационная сфера в России.
По итогам второго дня Летней школы участники и наставники узнали о том, как обнаружить собственные скрытые навыки и способности, помочь другим раскрыть потенциал и выстроить на его основе карьерный путь. 20 августа главной темой школы станет «положительная практика применения себя» — одна из четырех ценностей Университета Талантов. Благодаря ей участники поймут, как использовать обнаруженные скрытые навыки на личное благо и благо общества.
Александр Токарев,
Медиа Лаборатория Университета Талантов