DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Новый старый предмет. Что нужно знать о возвращении астрономии в школьную программу

Новый старый предмет. Что нужно знать о возвращении астрономии в школьную программу

День знаний уже близок, а вместе с ним — возвращение в школьную программу астрономии, исключенной в 2008 году. Новый предмет будет преподаваться в тестовом режиме по собственному решению школ с 1 сентября 2017 года, а с 1 января 2018 года появится во всех общеобразовательных учреждениях. Университет Талантов рассказывает о том, как школьные уроки астрономии трансформировались на протяжении века и какими они могут стать уже в этом учебном году.

История преподавания

Астрономические знания в рамках смежных предметов в российских и зарубежных школах начали преподавать с XVIII века. Как отдельный предмет астрономия оформилась в начале XX века и занимала 1-2 академических часа в неделю в 7-8 классах. Согласно исследованию доктора физико-математических наук Александра Румянцева, после Октябрьской революции в стране наблюдалось снижение качества преподавания астрономии, которая  перестала быть элитарным предметом, доступным лишь учащимся из высших сословий дореволюционной России. Дидактика астрономии постепенно совершенствовалась вплоть до 1950-70 годов благодаря трудам педагогов и астрономов Дмитрия Александрова, Николая Шанина и Михаила Набокова. В 1960-е на фоне успехов СССР в освоении космоса и отправки первого космонавта на околоземную орбиту у советских учащихся вырос интерес к астрономии за пределами школьного курса. Перестройка привела к кризису в системе образования, который в 1993 году оттеснил астрономию до уровня факультативного предмета. А в 2008 году астрономию и вовсе перестали преподавать в российских школах. 

Инициатива министерства  

После 2008 года депутаты Госдумы и чиновники Министерства образования России неоднократно поднимали вопрос о возвращении астрономии в школьную программу. В феврале 2016 года министерство в ответ на предложение Госдумы о введении астрономии в школьную программу допустило такую возможность, но конкретных действий не предпринимало.

Через месяц после утверждения на пост нового министра образования страны Ольги Васильевой, в августе прошлого года на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» она озвучила предложение вернуть астрономию в качестве предмета в общеобразовательные учреждения. Заявление вызвало ответные вопросы: кто будет преподавать астрономию и за счет каких предметов удастся выделить дополнительные академические часы? В частности, директор Новосибирского планетария Сергей Масликов заявлял, что появление новых учителей астрономии стоит ждать не раньше, чем через пять лет, поскольку требуется время на повышение квалификации педагогов.  

Астрономия вместо второго иностранного  

В апреле этого года Ольга Васильева заявила, что справиться с преподаванием астрономии могут учителя физики, поскольку ее отдельные элементы всегда были включены в школьную программу. По мнению эксперта Университета Талантов и тренера тьюторов Международной школы талантов–2017 Кирилла Смирнова, учителей физики отправят на курсы повышения квалификации, а общая нагрузка на учащихся не превысит 35 часов в год  — это примерно один урок в неделю.  

— Думаю, изучение астрономии как научной дисциплины вне физики позволит дать школьникам расширенное понимание о космосе. При увеличении расходов на вспомогательные учебные материалы в классах возможно появление не только телескопов, но и отдельных мобильных планетариев, — предполагает тренер.  

Увеличения нагрузки на учащихся, по словам Ольги Васильевой, не произойдет. Время на уроки астрономии министерство собирается выделить за счет часов, введенных для преподавания второго иностранного языка. Министр объяснила свое решение тем, что уроки по дополнительным иностранным языкам не дают необходимых знаний грамматики и не повышают разговорных навыков учеников.  

3 августа стал известен окончательный план министерства образования РФ по поводу возвращения астрономии в российские школы. По мере готовности, которую школы определят для себя самостоятельно, астрономию начнут преподавать либо с 1 сентября 2017-го, либо после 1 января 2018 года. А к 2019 году знания школьников об астрономии проверят с помощью Всероссийской проверочной работы по этому предмету. 

Александр Токарев,

Медиа лаборатория Университета Талантов