Летом выпускники казанских школ вместе с поступлением в вуз успевают защитить честь города, республики и страны на интеллектуальных соревнованиях. Неделю назад выпускник казанского лицея №131 Руслан Котляров завоевал золотую медаль на 49-й международной олимпиаде по химии, прошедшей в таиландском городе Накхон Патхом. Университет Талантов поговорил с ним о том, как проходила подготовка к олимпиаде и какую роль наставники сыграли в жизни ученика.
— Руслан, когда ты заинтересовался химией?
Родители говорят, что когда мне было пять лет, я нашел дома старый школьный учебник по химии. В этой книжке и по сей день остались мои детские пометки карандашом. Серьезно я занялся химией в 7 классе, когда поступил в лицей. Моя учительница химии давала задачи, а я готовился к олимпиадам, пробовал себя в них. В 8 классе я участвовал во всероссийской олимпиаде, где, выступая как девятиклассник, завоевал абсолютное первое место. История повторилась и в 9 классе. Так меня отобрали на Менделеевскую олимпиаду, где я получил пятое абсолютное место равноценное золотой медали. А на Международной олимпиаде я завоевал серебряную медаль.
В этом году я снова стал победителем на всероссийской олимпиаде, завоевал золотую медаль на Менделеевской олимпиаде и прошел отбор на международную олимпиаду, где занял 15-е место и получил золотую медаль.
— Что включал в себя отбор на Международную олимпиаду?
Мне предстояло преодолеть пять этапов. Сначала — школьный, муниципальный, региональный и всероссийский уровень. Десять человек из числа обладателей первых 15 мест всероссийской олимпиады отправились на Менделеевскую олимпиаду, а четверо — на международную.
— Как шла подготовка к соревнованиям?
Я готовился к олимпиаде под руководством учителей: на сборах нам, как участникам российской команды, читали лекции. Занимался и самостоятельно: решал комплекты заданий, найденные в интернете, штудировал учебники по органической и физической химии.
— Кто был твоим наставником?
Меня готовила учительница химии лицея №131 Эльфия Рустямовна Сафонова. Она занималась со мной после уроков, давала задачи, рекомендовала литературу. Так я получил теоретическую базу. Много знаний мне дала директор лицея №131 Хабибуллина Альфия Блигвардовна — она ведет химический кружок в нашей школе. Еще будучи учеником 11 класса, в рамках кружка я преподавал десятиклассникам химию: читал лекции, давал задачи. Кстати, химия как предмет начинается в 8 классе. Но из-за того, что я начал изучать ее годом ранее, то не ходил на уроки: я опередил школьную программу, меня бы попросту больше ничему не научили на занятиях.
— Расскажи о задачах, которые вы решали на олимпиаде.
«Там не будет заданий, на которые вы бы не смогли найти ответы», — подбадривали нас учителя по пути на соревнования. Так оно и было. Задания простые — главное, успеть их выполнить: на решение дают 10 часов. На практике мы соединяли растворы и записывали показания. Теоретическая часть включала задачи на расчет концентрации — нужно было выполнить только математические расчеты.
— Какие задания тебе даются легче?
На олимпиаде есть задания по неорганической, органической, физической и аналитической химии. Мне легко дается органическая химия — нужно синтезировать ту или иную молекулу. Многие сравнивают химию с искусством. Я согласен с этим, ведь в химии красиво все: и молекулы, и законы, и таблица Менделеева.
— Что для тебя было самым трудным на олимпиаде?
Погода. В Таиланде очень влажный климат. Температура воздуха была 30 градусов. А во время практического тура в помещении, где проходила олимпиада, не было кондиционера. Мы надевали халат, закрытую обувь, очки. Шорты разрешили только из-за погоды.
— А что тебе больше всего понравилось?
Все было организовано на высшем уровне: и гостиница, и питание. Но мы очень удивились расписанию: подъем в 5:30 утра по местному времени и в 1:30 по московскому. Правда, к концу олимпиады организаторы разрешали спать на 30 минут подольше. А еще мы посетили много экскурсий, были в Бангкоке.
— Какую команду ты считал сильнейшим конкурентом?
Азиатов в целом. Учащиеся этих стран традиционно сильные. Например, в Китае если ученик получает серебряную медаль на международной олимпиаде, готовившего его учителя увольняют. В сфере образования азиатских стран действует соревновательная система, чувствуется давление на ученика — как со стороны родителей, так и школы. Поэтому ребята нацелены только на победу.
— Что тебе дала победа на международной олимпиаде?
Красивую медаль. Победа подняла мне самооценку, я почувствовал уважение даже со стороны незнакомых мне людей.
— А право на льготное поступление в вуз?
Для этого достаточно победы на всероссийской олимпиаде. Но я еще не решил, куда хочу поступать. Скорее всего, буду учиться в России.
— Был ли ты изначально настроен на победу?
Если честно, нет. Подумал, напишу как напишу и забыл об этом.
— Кем ты видишь себя в будущем?
Сотрудником химической отрасли. Хочу заниматься органическим синтезом и синтетической биологией. Если органический синтез позволяет создавать молекулы, то синтетическая биология — делать из одноклеточных организмов много полезных вещей. Например, солнечные батареи.
— Какой химик является для тебя профессиональным ориентиром?
Сегодня органический синтез углубленно изучают в США. Поэтому я бы хотел попасть к химику Филу Бэрану в аспирантуру или постдокторантуру.
Алина Минневалиева,
Медиа Лаборатория Университета Талантов