DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Татарстанские школьники в «Сириусе»: «У всех участников разные направления, но нас объединяет одно — их важность для современного мира»

Татарстанские школьники в «Сириусе»: «У всех участников разные направления, но нас объединяет одно — их важность для современного мира»

С 1-го по 24 июля в образовательном центре «Сириус» в Сочи проходит проектная образовательная программа «Большие вызовы». «Сириус» создан фондом «Талант и успех». Его цель — раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка детей, одаренных в области искусства, спорта, естественнонаучных дисциплин и технического творчества. Ребят от 10-ти до 17 лет обучают более 100 лучших преподавателей и тренеров. Образовательная программа центра рассчитана на 24 дня. В течение этого времени школьники занимаются по своим проектным направлениям и посещают мастер-классы.

Участниками июльской проектной программы стали 26 ребят из Татарстана, прошедшие республиканский этап всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ школьников. Университет Талантов пообщался с пятью из них и попросил рассказать о прошлых и нынешних проектах, атмосфере лагеря и любви к проектному творчеству.

Диляра Габдулхакова, 17 лет

Учится 11 классе гимназии №96, Казань
Направление в рамках программы:
 «Освоение мирового океана»

В «Сириусе» загружен весь день: утром мы уезжаем на учебу в научный парк, откуда возвращаемся только в 9 вечера. Я ожидаю, что получу здесь новые опыт и знания, ведь нам преподают кандидаты наук из ведущих российских вузов. «Сириус» собрал ребят со всех уголков нашей страны, и это круто. Я уже успела подружиться с ними и найти общие темы для разговоров. Естественно, кроме занятий, мы успеваем поиграть в настольные игры. Для меня очень важно участие в «Сириусе» — здесь мы учимся работать в команде. При работе над проектом мы делимся друг с другом своим опытом, учимся взаимодействовать. Кроме того, мы получаем навыки работы над серьезным проектом, который можно будет воплотить в жизнь.

Для меня проектное творчество интересно тем, что ты начинаешь мыслить иначе, пытаешься найти выход в заданных условиях. Сперва я занималась исследовательской деятельностью и только потом узнала о существовании проектной деятельности. Думаю, она важна для моих сверстников, ведь новые технологии и разработки появляются благодаря проектам таких же молодых людей, как мы.

Проект, который я делала в Татарстане вместе с моей одноклассницей Алиной Гиззатуллиной, назывался «Портативный генератор воды». На Земле становится все меньше водных ресурсов, подходящих для человека. Заводы и фабрики выбрасывают отходы в воду, она загрязняется и становится непригодной для питья. Мы хотим решить эту проблему. Портативный генератор — это прибор, конденсирующий влагу в бутылку. Его прикрепляют к горлышку. Генератор можно использовать в походных условиях, когда нет возможности добыть воду иным способом. В конструкции прибора использован элемент Пельтье, состоящий из двух соединенных между собой керамических пластин. При подаче напряжения между ними возникает разность температур: одна пластина сильно нагревается, другая — охлаждается. С их помощью мы смогли провести конденсацию воды из влажного воздуха.

Проект, над которым мы работаем в «Сириусе», называется «Выращивание рыб в индустриальных условиях». Для исследования мы взяли два вида рыб — осетровые и африканские тиляпии. В рамках проекта мы изучаем, какая кормовая база лучше подойдет для их роста, и работаем с приборами, измеряющими химический состав воды и вес рыб.  

Ирек Галимзянов, 16 лет

Учится в 11 классе гимназии №8, Казань
Направление в рамках программы: «Современная энергетика»

Я увлекся техническими проектами в 10 классе. При работе над проектом ты получаешь новые знания, опыт публичного выступления, и мне это нравится. Думаю, проектное творчество стало актуальным среди учащихся. Технологии не стоят на месте, а, значит, молодежь должна стремиться открывать для себя новые знания.

Проект, который мы защищали в Татарстане перед «Сириусом», называется «Оптимизация деталей конструкции летательного аппарата». Нашей миссией было облегчение веса кронштейна с помощью программы NX (NX Advanced Simulation — многофункциональный модуль конечно-элементного моделирования с широкими возможностями визуализации результатов моделирования поведения конструкций — Прим. ред) и распечатки на 3D-принтере.

В образовательном центре «Сириус» я нахожусь впервые. Здесь впечатляет все: от условий проживания до процесса обучения. Лично я интересуюсь современной энергетикой и, естественно, в «Сириусе» выбрал это направление. Здесь классные преподаватели. Один из таких — Валиев Рустам Талгатович из Уральского федерального университета. Он преподает азы электроэнергетики.

Название нашего проекта — «Адаптивное оптимальное управление локальными энергосистемами microgrid». Его главная цель — обеспечение здания Главного медиацентра «Сириуса» локальной энергосистемой microgrid. Мы реализуем проект с помощью программы HOMER Amigo (мощный инструмент для проектирования и анализа гибридных систем энергообеспечения, в состав которых входят обычные генераторы, ветряные турбины, солнечные модули, аккумуляторы, топливные элементы, гидрогенераторы, биогенераторы и т. д. — Прим. ред) и стенд-тренажера СТИЭС-1 (учебно-лабораторный стенд-тренажер в виде комплекта модулей, на которые в процессе обучения монтируется оборудование — Прим. ред).

Евгения Порванова, 17 лет

Учится 11 классе химического лицея в поселке Дубровка, Зеленодольский район
Направление в рамках программы: «Микромир и микроскопия»

В «Сириусе» — благоприятная рабочая обстановка. График участников очень плотный, свободного времени практически нет. Исходя из названия «Сириуса» уже можно догадаться, что большую часть времени мы проводим за обучением. С утра мы уезжаем в научный центр и возвращаемся обратно только к вечеру. Но вкусная еда, хорошие условия проживания и понимающие преподаватели делают процесс пребывания в лагере еще приятнее. От участия в «Сириусе» я ожидаю получить не столько результат, сколько массу знаний в области микроскопии. Я углубленно изучаю физику, химию и биологию. В «Сириусе» я узнала, как устроен сканирующий зондовый микроскоп и прослушала лекции о молекулярных машинах.

Наш проект называется «Модификация титановых сплавов для использования в качестве имплантов». Мы хотим разработать технологию, которая позволит использовать обработанный сплав титана с минимальной приживаемостью клеток. При этом поверхность должна быть биосовместимой и не травить организм. Сейчас мы изучаем книгу Вадима Савича «Модификация поверхности титановых имплантатов и ее влияние на их физико-химические и биомеханические параметры в биологических средах». После прочтения мы будем изменять поверхность титановых сплавов с помощью термической и механической обработки и наблюдать, как меняются их свойства. Кроме меня над этим проектом трудятся Максим Марченко из Зеленодольского района, Анжелика Волкова и Данил Ишмуратов из Казани.

Проектное творчество позволяет выйти за рамки химии, биологии и физики, которую мы изучаем в школе. Мы можем применить свои знания на практике. Здесь также требуются смекалка и маркетинговая жилка. Ведь проект нужно не только составить, но и суметь его продвинуть инвестору.

Равиль Галиев, 16 лет

Учится 11 классе лицея-интерната №1, Альметьевск
Направление в рамках программы: «Бионические роботы и нейроинтерфейсы»

В конце февраля мы вместе с учеником нашей школы Булатом Хазиевым вдохновились идеей создать протез руки, управляемый силой мысли. Разработка должна помочь людям с ограниченными возможностями. В образовательном центре мы работаем над проектом «Управление устройством силой мысли». Благодаря специальной шапке, мы считываем сигналы, поступающие из нашего головного мозга. За этот проект я взялся неспроста: ведь он напрямую связан с моей предыдущей работой. Полученные данные мы будем использовать при разработке протеза руки. За этой темой — будущее. Еще недавно это было мечтой, а теперь я собираюсь воплотить ее в жизнь.

«Сириус» обеспечен всем. Здесь я чувствую себя отлично. Особенно меня порадовали новые знакомства. Каждый из ребят участвует в олимпиадах, многие даже занимали призовые места на международном уровне. У всех участников разные направления, но нас объединяет одно — их важность для современного мира.

Карим Алимкулов, 15 лет

Учится в 9 классе лицея №83, Казань
Направление в рамках смены: «Современная энергетика»

В «Сириусе» мы с командой работаем над проектом «Датчик сверхвысокочастотного излучения». Планируется, что датчик СВЧ-излучения будет оповещать людей о местах, где не стоит находиться, чтобы не получить облучение. До приезда в Сочи мы занимались проектом под названием «Дистанционное снятие показаний со всех видов счетчиков». Мы хотели разработать программу, объединяющую уже созданные приборы дистанционного снятия показания: написали базу данных, теперь дело за сервером. Наша главная цель — обеспечить прозрачность ресурсов, точность сбора показаний, экономию средств и энергоресурсов, облегчить жизнь потребителя услуг и поставщика. Нам не безразлично будущее энергетики.

Хочется отметить, что в «Сириусе» совсем другой подход к обучению, нежели в школе. Учителя дают новые знания, но в процессе работы над проектом нам приходится искать еще больше информации. Конечно, это еще больше вовлекает нас в проектную деятельность. Работая в команде, мы учимся уступать друг другу и распределять роли. Это поможет нам в будущем в вузе и на работе.


Алина Минневалиева,
Медиа Лаборатория Университета Талантов