DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Юные изобретатели Татарстана защитят свои проекты в федеральном центре для одаренных детей

Юные изобретатели Татарстана защитят свои проекты в федеральном центре для одаренных детей

У татарстанских школьников каникулы в самом разгаре, но участникам проектных олимпиад сейчас не до отдыха. 1 июля в образовательном центре «Сириус» в Сочи стартовала проектная образовательная программа «Большие вызовы», на которой школьники 8-10 классов со всей России — победители и призеры Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ — доведут до рабочей модели свои проекты в области технологического образования, физико-математических и естественных наук. Из 400 участников — 26 человек представляют Татарстан. Координатор проектной олимпиады «Генеральный конструктор» Ольга Шиндор рассказала, как проходил республиканский этап конкурса и что ждет татарстанских финалистов в Сочи.

— В чем особенность конкурса проектных и исследовательских работ школьников?

Татарстан оказался в числе регионов, которые проводили отбор проектов для дальнейшего участия в проектной программе образовательного центра «Сириус», где состоится всероссийский этап. При этом регионам позволили самостоятельно определять формат конкурса проектных работ на местном уровне. В таком формате конкурс проходит впервые, поскольку в 2016 году эксперты «Сириуса» сами отбирали участников образовательной программы. Теперь действует схема «50 на 50»: 200 человек попадут из числа финалистов региональных этапов, а другие две сотни участников выберут из оставивших заочные заявки на сайте конкурса.

— Как проходил республиканский этап?

Участники должны были провести свои проекты через три этапа. На школьном этапе Университет Талантов и Фонд «Талант и успех» стремились привлечь как можно больше учеников — не только олимпиадников, но и тех, кто способен заниматься проектным творчеством. До муниципального этапа мы допустили участников, прошедших школьный этап, и победителей других республиканских проектных конкурсов. На этом этапе участники объединялись в команды и выбирали проект, который затем развивали до начала республиканского этапа.

— Что такое проектное творчество?

Проектное творчество — это возможность воплотить идею в реальность. На начальной стадии у школьников есть идея или задача, направленная на улучшение определенной сферы нашей жизни. Работа над проектом, как правило, ведется в команде. И проект проходит все стадии от идеи до работающего образца и поиска потенциального инвестора.

— Сколько участников стали финалистами республиканского этапа?

Из 109 человек, дошедших до регионального уровня, мы отобрали 35 финалистов. Затем их проекты оценивал экспертный совет. Он выбрал участников, которые отправились на июльскую программу «Сириуса». В этом году проектная образовательная программа называется «Большие вызовы» и включает в себя 12 научных направлений, изложенные в Стратегии научно-технологического развития России и Национальной технологической инициативе.

— Что такое Национальная технологическая инициатива?

Это комплексная программа, призванная обеспечить лидерство российских компаний на новых высокотехнологичных рынках. По документу отечественную экономику разбили на кластеры, посвященные промышленным отраслям. Так, MariNet охватывает рынок морской навигации и инновационного судостроения, EnergyNet — энергетическую отрасль и способы интеллектуального распределения энергосетей, а NeuroNet — взаимодействие человека и компьютерных интерфейсов на уровне нейронов и мозга. Для каждого кластера подготовлена подробная «дорожная карта» с конкретными задачами, решения для которых школьники могут предложить в своих проектах.

— Какие направления проектных исследований были наиболее популярны среди школьников Татарстана?

Очень популярны оказались робототехника и IT. Также было представлено немало проектов в сфере инноваций в сельском хозяйстве. Вероятно, это связано со спецификой аграрных потребностей республики. Еще несколько проектов были связаны с авиацией, — в этом помог Казанский вертолетный завод, плотно работающий с казанской школой №54 и гимназией №8.

— По каким критериям члены жюри оценивали проекты на каждом этапе?

Каждый эксперт оценивал проект по регламентированной базе критериев — техническая проработка, план развития, актуальность и востребованность, уровень презентации. Мы также наблюдали за тем, насколько слаженно проходила работа в команде: проект защищал только один человек или вся группа.

— Сколько татарстанских школьников участвуют в проектной образовательное программе в «Сириусе»? Какие проекты они представляли на республиканском этапе?

Из 35 рекомендованных нами претендентов «Сириус» отобрал 26 человек. Самые яркие проекты здесь — «Вертикальная ферма» и GreenUFO, предлагающие размещать теплицы в автоматизированных высотных зданиях, «Система помощи посадки вертолетов», заменяющая пилоту смотровое стекло под ногами на камеру с датчиками приближения, и «СфераА», собирающая показания со всех видов бытовых счетчиков в единую базу данных. Нужно оговориться: в «Сириусе» участники будут заниматься уже другими проектами, но по той же или близкой тематике. Кроме того, финалисты заочного и региональных этапов оказались перемешаны между собой по направлениям «Агропромышленные и биотехнологии», «Большие данные», «Новые материалы» и т.д.

— А что из себя представляет образовательный центр «Сириус»?

По масштабу центр «Сириус» является крупнейшей площадкой в нашей стране. По уровню образовательной деятельности его сложно с чем-либо сравнить. За 24 дня участники получают значительный объем знаний, обеспечивающий им скачок в личностном развитии. При этом все образовательные проектные смены отличаются друг от друга: есть программы, посвященные различным направлениям — спорту, науке, искусству. Цель программы «Большие вызовы», которая проходит с 1-го по 25 июля в Сочи — развитие у школьников творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, техническому творчеству.

— В чем особенности проектной образовательной смены в «Сириусе»?

Там проходят лекции, семинары и мастер-классы широкого и узкого профиля. За 24 дня юные изобретатели и исследователи должны полностью разработать новый проект и презентовать его на итоговой конференции. В этом школьникам будут помогать эксперты и руководители смены. Также учащимся предоставят специализированные лаборатории и оборудование, которое позволит реализовать проект от идеи до работающего прототипа.

— Известны ли имена спикеров и других приглашенных экспертов?

Мы знаем некоторых из них. Ребята делятся с нами, пишут кто выступал, какие темы были. Например, 4 июля доктор филологических и биологических наук Татьяна Черниговская читала лекцию «Чеширская улыбка кота Шредингера» о современных достижениях когнитивной науки. Уровень спикеров очень высокий.

— Что даст финалистам победа на итоговой конференции проектной смены «Сириуса»?

Информация об официальном призе пока не разглашается. Но очевидно, что участники получат опыт работы над проектом под результат, научатся работать во вновь созданной команде, познакомятся с известными спикерами и другими одаренными молодыми исследователями со всей России

— Получат ли проекты сопровождение и поддержку после летней смены в «Сириусе»?

Всех участников проектной смены мы приглашаем поучаствовать в Молодежной школе талантов 2017. Кроме того, мы планируем организовать отдельное мероприятие, где школьники смогут поделиться своими впечатлениями и опытом после прохождения «Сириуса». Наша задача — не потерять контакт с этими ребятами.

Александр Токарев,

Медиа Лаборатория Университета Талантов

Фото: Семен Воронов, Булат Зиганшин, образовательный центр «Сириус»