Правильный выбор профессии во многом определяет жизненный путь человека. По данным Федеральной службы государственной статистики, в Татарстане в течение года после окончания вуза трудоустраиваются 80% выпускников. Среди них есть и те, кто работает не по специальности. Как не ошибиться с выбором профессии и поступить в нужный вуз?
13-го и 14 мая в Казанском кооперативном институте прошел обучающий модуль «Организация профессиональных проб и экскурсий на предприятии» в рамках курса «Управление продюсированием талантов». В течение двух дней представители образовательных организаций и предприятий изучали компетенцию «Наставник карьерной навигации», помогающую выстроить технологию карьерного роста одаренных детей и молодежи.
Обучающий модуль помог установить связи между образовательными учреждениями и предприятиями: его участники обменивались идеями и выстраивали планы на дальнейшее сотрудничество. Тренер Университета Талантов Людмила Тобулток делилась с участниками реальными кейсами и опытом профориентации школьников в других городах и странах.
По итогам модуля его участники спланировали совместную профориентационную работу, поделились впечатлениями об образовательной программе и важности профессионального самоопределения в жизни школьника.
Советами для успешной профориентации поделилась Светлана Туктамышева, координатор проекта «Профессиональные пробы и профориентация»:
— Для чего нужны профпробы?
Профессиональное самоопределение — это очень важная часть жизненного самоопределения молодого человека, потому что с ней связана будущая жизнь. Выбор профессии должен исходить из ответов на три вопроса:
— Что я люблю больше всего?
— Что у меня получается лучше всего?
— Что в общем поле «люблю» и «получается» приносит тебе доход?
«Что я люблю?» — это интересы, потенциал, наши занятия в детстве. Чтобы понять, какое дело у тебя получается лучше всего, нужно его попробовать. Организованные нами профпробы помогают молодым людям понять, что им интересно и где им хотелось бы развиваться. Существует мировой стандарт: к 8-10 классу нужно пройти десять профпроб, а до 25 лет — 40.
Правильный профессиональный выбор — это один из залогов счастливой жизни человека, когда он любит свое дело, успешен в нем и получает от него доход .
— Существует ли возраст, в котором молодому человеку нужно попробовать себя в профессии?
Преподаватели говорят, что интерес у ребенка возникает в 7 классе, в 9 классе он повышается. Тогда нужно решать, останешься ли ты в школе или пойдешь в ссуз. Хотя существует мнение, что начинать пробовать себя в профессии нужно с дошкольного возраста: неслучайно в крупных российских городах есть такие проекты как «КидСпейс» и «Кидзания».
— Как правило, родители влияют на выбор ребенка. Какой совет Вы могли бы им дать?
Будучи мамой, я хочу сказать, что нужно показать ребенку как можно больше существующих профессий и в дальнейшем поддержать его выбор. Родителям важно подготовить ребенка к тому, что ситуация на рынке труда может измениться: в современных экономических условиях ты можешь выбрать профессию, которой завтра уже не будет. Нужно быть гибким, и в этом помогают “прорывные компетенции”.
— Школа также оказывает влияние на профессиональное самоопределение ребенка. Как она может помочь?
В рамках обучающего модуля впервые состоялось взаимодействие между школами, вузами, ссузами и предприятиями. Преемственность «школа — ссуз — вуз — предприятие» очень важна: эти институции должны работать во взаимодействии, совместно проводить профпробы и экскурсии. Желательно, чтобы в школе и на предприятии существовал институт наставничества. Следует понимать, что формирование профессионального самоопределения школьников — очень долгая и кропотливая работа: мы сеем зерно весной, а урожай получаем осенью. Несмотря на долгий процесс получения результатов, работа в этом направлении приносит удовольствие.
— Что должен помнить выпускник при выборе профессии и поступлении в вуз?
Система ЕГЭ предполагает, что ты должен быть готов к экзаменам, поэтому о выборе профессии нужно задумываться заранее. Среди “прорывных компетенций” есть “когнитивность” — анализ полученной информации. Будущему выпускнику нужно посмотреть атлас профессий, узнать, какие тенденции существуют на рынке труда, задать как можно больше вопросов взрослым, которые находятся рядом с ним. Затем поработать с инструментом «Что я люблю? Что у меня получается? Что принесет мне доход?», расписать и сравнить результаты, поискать профессию на стыке специальностей и приобрести дополнительные навыки кроме тех, которым нас учат в школе.
Гульназ Хайруллина,
Медиа лаборатория Университета Талантов
Фотоотчет с мероприятия доступен в альбоме в группе Университета Талантов ВКонтакте.