Изобретение сложных технических устройств подчас кажется неосуществимой затеей, ведь для строительства летательных аппаратов требуются материалы, цеха и команда специалистов. В последнее время промышленные предприятия испытывают нехватку кадров. Чтобы избежать этого в перспективе, необходимо начать искать будущих инженеров и конструкторов уже в школе.
11 мая Казанский вертолетный завод провел третью конференцию «Первые шаги в науку». Она позволила школьникам представить свое видение техники будущего. По словам замдиректора КВЗ по техническим вопросам Вадима Лигай, поиск и проведение конференций для будущих специалистов завода поднимает авторитет технических профессий. Представителя Вертолетного завода поддержал и исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов:
— Вы выбрали непростой путь, а, значит, уже сейчас понимаете всю серьезность своего решения, — обратился спикер к участникам конференции. — Молодость обладает преимуществом: вы всегда найдете нетривиальные способы решения для привычных задач.
Одна из таких задач — облегчить конструкцию вертолета. Кажется, что современные материалы позволяют экономить на весе летательного аппарата, а, значит, делают его быстрее и экономичнее в расходе топлива. Однако важно не только качество материала, но и плотность каждой его детали. Команда 10Б класса гимназии №8 (г.Казань) в составе Юлии Старостиной, Алексея Селихова, Роберта Ершова, Ирека Галимзянова, воспользовавшись 3D-принтером и программным обеспечением для имитации нагрузки, выяснила, как выбрать плотность деталей, уменьшив вес всего вертолета и не потеряв при этом в его прочности.
Другой подход выбрала сборная команда старших классов школы №54 (г. Казань). У каждого вертолета под ногами пилота есть смотровое стекло, позволяющее ему видеть место приземления. Такой способ обзора, на первый взгляд, прост и позволяет уменьшить количество электроники в вертолете. Однако стекло увеличивает вес аппарата и нарушает аэродинамику корпуса. Ученики предложили отказаться от иллюминатора в пользу камеры и монитора. На площадке можно начертить QR-код, который позволит полностью автоматизировать посадку. Но как камера «прочитает» код, если площадку не будет видно из-за дыма или тумана? В этом случае придется полагаться на стандартные радары, вмонтированные в дно вертолета.
Отойдя от темы авиации, десятиклассницы Карина Гайсина и Зарина Сафарова напомнили о существовании футуристической пушки Гаусса, знакомой поклонникам научной фантастики и компьютерных игр. В основе ее работы лежит принцип электромагнетизма Карла Гаусса. Ствол пушки изготовлен из диэлектрика, плохо проводящего ток, в то время как сам заряд намагничен. Патрон разгоняется за счет соленоидов, поочередно притягивающих его на протяжении всего ствола. Девушки продемонстрировали модель прямо в конференц-зале.
Для создания боевой пушки Гаусса потребовалось бы слишком массивная конструкция, поэтому оружие не используют в военных целях. В то же время пушка Гаусса обладает преимуществами для ведения боевых действий: она бесшумна, работает без отдачи и может это делать даже в открытом космосе, что позволит перемещать орбитальные спутники и другие объекты.
На конференции прозвучали доклады и на другие темы: как рассчитать семейный бюджет, измерить расстояние с помощью подручных средств, решить экономические и тригонометрические задачи в ЕГЭ. По мнению доцента КНИТУ-КАИ Игоря Федорова, дети, несмотря на их выдающиеся способности, должны получать задачи, соразмерные своим возможностям. Слишком сложный проект ученик может не осилить, а простой заставит усомниться в своих силах:
— Каждому вундеркинду нужна «маршрутная карта», которая поможет ему развиваться на протяжении всей жизни, — считает ученый.
По итогам конференции участники получили ценные призы и возможность начать карьеру на Казанском вертолетном заводе.
Александр Токарев,
Медиалаборатория Университета Талантов
Фотографии доступны в альбоме официальной группы Университета Талантов ВКонтакте.