DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Школьники старших классов рассказали, как облегчить конструкцию вертолета

Школьники старших классов рассказали, как облегчить конструкцию вертолета

Изобретение сложных технических устройств подчас кажется неосуществимой затеей, ведь для строительства летательных аппаратов требуются материалы, цеха и команда специалистов. В последнее время промышленные предприятия испытывают нехватку кадров. Чтобы избежать этого в перспективе, необходимо начать искать будущих инженеров и конструкторов уже в школе.

11 мая Казанский вертолетный завод провел третью конференцию «Первые шаги в науку». Она позволила школьникам представить свое видение техники будущего. По словам замдиректора КВЗ по техническим вопросам Вадима Лигай, поиск и проведение конференций для будущих специалистов завода поднимает авторитет технических профессий. Представителя Вертолетного завода поддержал и исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов:

— Вы выбрали непростой путь, а, значит, уже сейчас понимаете всю серьезность своего решения, — обратился спикер к участникам конференции. Молодость обладает преимуществом: вы всегда найдете нетривиальные способы решения для привычных задач.

Одна из таких задач — облегчить конструкцию вертолета. Кажется, что современные материалы позволяют экономить на весе летательного аппарата, а, значит, делают его быстрее и экономичнее в расходе топлива. Однако важно не только качество материала, но и плотность каждой его детали. Команда 10Б класса гимназии №8 (г.Казань) в составе Юлии Старостиной, Алексея Селихова, Роберта Ершова, Ирека Галимзянова, воспользовавшись 3D-принтером и программным обеспечением для имитации нагрузки, выяснила, как выбрать плотность деталей, уменьшив вес всего вертолета и не потеряв при этом в его прочности.

Другой подход выбрала сборная команда старших классов школы №54 (г. Казань). У каждого вертолета под ногами пилота есть смотровое стекло, позволяющее ему видеть место приземления. Такой способ обзора, на первый взгляд, прост и позволяет уменьшить количество электроники в вертолете. Однако стекло увеличивает вес аппарата и нарушает аэродинамику корпуса. Ученики предложили отказаться от иллюминатора в пользу камеры и монитора. На площадке можно начертить QR-код, который позволит полностью автоматизировать посадку. Но как камера «прочитает» код, если площадку не будет видно из-за дыма или тумана? В этом случае придется полагаться на стандартные радары, вмонтированные в дно вертолета.

Отойдя от темы авиации, десятиклассницы Карина Гайсина и Зарина Сафарова напомнили о существовании футуристической пушки Гаусса, знакомой поклонникам научной фантастики и компьютерных игр. В основе ее работы лежит принцип электромагнетизма Карла Гаусса. Ствол пушки изготовлен из диэлектрика, плохо проводящего ток, в то время как сам заряд намагничен. Патрон разгоняется за счет соленоидов, поочередно притягивающих его на протяжении всего ствола. Девушки продемонстрировали модель прямо в конференц-зале.

Для создания боевой пушки Гаусса потребовалось бы слишком массивная конструкция, поэтому оружие не используют в военных целях. В то же время пушка Гаусса обладает преимуществами для ведения боевых действий: она бесшумна, работает без отдачи и может это делать даже в открытом космосе, что позволит перемещать орбитальные спутники и другие объекты.

На конференции прозвучали доклады и на другие темы: как рассчитать семейный бюджет, измерить расстояние с помощью подручных средств, решить экономические и тригонометрические задачи в ЕГЭ. По мнению доцента КНИТУ-КАИ Игоря Федорова, дети, несмотря на их выдающиеся способности, должны получать задачи, соразмерные своим возможностям. Слишком сложный проект ученик может не осилить, а простой заставит усомниться в своих силах:

— Каждому вундеркинду нужна «маршрутная карта», которая поможет ему развиваться на протяжении всей жизни, — считает ученый.

По итогам конференции участники получили ценные призы и возможность начать карьеру на Казанском вертолетном заводе.

Александр Токарев,
Медиалаборатория Университета Талантов

Фотографии доступны в альбоме официальной группы Университета Талантов ВКонтакте.