Одаренность — качество не столько врожденное, сколько сформированное внешними факторами. Проявит ли себя молодой человек в школе и университете? Во многом это зависит от его окружения. Разработка интересных занятий для детей и сотрудничество образовательных учреждений в области поддержки молодых талантов стали темами I Городской научно-практической конференции «Развитие одаренности в современной образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы». Конференция прошла 28 апреля в Казанском лицее-интернате №2.
Представители школ и университетов Казани поговорили о том, что такое одаренность и как развить ее у детей и студентов совместными силами.
— Одаренность — это свойство человека, обладающего способностями в одной из сфер для решения незаурядных задач и получения выдающихся результатов, — уточнила директор Центра для одаренных детей Асия Рахматуллина. — Одаренные дети не всегда проявляют себя, их таланты могут быть скрыты.
Для поиска таких детей и условий их развития был создан Центр для одаренных детей. Филиалы центра открыты в 13 школах, лицеях и гимназиях Казани, где занятия проходят во внеурочное время. Дети получают знания в области естественных и технических наук, краеведения, искусства, педагогики и спорта. Система обучения в центре выстроена так, чтобы школьникам было легко включаться в процесс вне зависимости от того, начался учебный год или он уже заканчивается. Центр также проводит интенсивную подготовку к олимпиадам во время осенних и зимних каникул и сами олимпиады при поддержке вузов республиканского и федерального значения — КФУ, ТИСБИ, НИУ ВШЭ, РАНХиГС и других образовательных институций. Одна из них — Университет Талантов, чьи представители также участвовали в городской конференции.
— Мы солидарны с директором Центра дополнительного образования и считаем, что способности есть у каждого ребенка. Наша задача — создать в республике среду для развития талантливой молодежи, — подчеркнул исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов. По его мнению, кроме благоприятных внешних условий, для хорошей карьеры молодых людей важна и их личная инициатива. Поощряя ее, школьники и студенты могут стать самостоятельнее и активнее в учебе, а преподаватели, тренеры и наставники — свободнее от рабочей нагрузки.
Кандидат педагогических наук, доцент Института управления, экономики и финансов КФУ Галина Самигуллина рассказала о принципах обучения, основанных на разработках американской нейропедагогики. Она базируется на исследованиях отечественных ученых Льва Выготского и Ивана Сеченова.
- Мозг — это процессор мышления, воображения и эмоций
- Эмоции — фактор продуктивной деятельности мозга
- Запоминаются непроизвольные знания
- Развитие мозга стимулируется в атмосфере творчества
- Мозг одновременно анализирует и синтезирует знания
- Зона ближайшего развития – опора на полученные знания
- Поиск смысла через установления закономерностей
Новое знание базируется на старых данных, и для получения свежей информации нужно ознакомиться с предыдущими наработками. Интеллект — не врожденная, а приобретенная характеристика. Чем больше знает человек, тем лучше он анализирует и принимает новые данные. Эмоции определяют, какая область знаний подходит конкретной личности, и являются своеобразным нейрофизиологическим «подарком» за тяжелый умственный труд.
Учитывая разработки американских нейропедагогов, Галина Самигуллина представила несколько вариантов нестандартных задач по географии для учителей, повышающих квалификацию, и олимпиадников. К примеру, по фотографии острова необходимо было определить среднюю температуру воздуха и количество осадков за год. По мнению спикера, такие примеры способны задействовать весь творческий потенциал учащихся.
Последним на конференции выступил директор Казанского лицея-интерната №2 Ирек Ризванов. С момента открытия лицея в 1992 году его администрации удалось создать инфраструктуру, позволяющую ученикам полностью погрузиться в образовательный процесс, и жить в интернате в режиме 24/7. Доступ в лицей для мальчиков, начиная с пятого класса, открыт на конкурсной основе. 70% учителей — мужчины, средний возраст которых не превышает 36 лет. А большинство преподавателей, работающих в лицее, не старше 30 лет.
Развитие талантливой и перспективной молодежи возможно только совместными усилиями средних, высших и дополнительных образовательных учреждений. В связи с этим Центр одаренных детей и Университет Талантов подписали соглашение о сотрудничестве. Благодаря ему дети смогут подготовиться к школьным олимпиадам и представить собственные научные и предпринимательские проекты.
Александр Токарев,
Медиа Лаборатория Университета Талантов
Фотографии конференции доступны в официальной группе Университета Талантов ВКонтакте