DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Задачи на сообразительность. Как казанские школы развивают способности учащихся

Задачи на сообразительность. Как казанские школы развивают способности учащихся

Одаренность — качество не столько врожденное, сколько сформированное внешними факторами. Проявит ли себя молодой человек в школе и университете? Во многом это зависит от его окружения. Разработка интересных занятий для детей и сотрудничество образовательных учреждений в области поддержки молодых талантов стали темами I Городской научно-практической конференции «Развитие одаренности в современной образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы». Конференция прошла 28 апреля в Казанском лицее-интернате №2.

Представители школ и университетов Казани поговорили о том, что такое одаренность и как развить ее у детей и студентов совместными силами.

— Одаренность — это свойство человека, обладающего способностями в одной из сфер для решения незаурядных задач и получения выдающихся результатов, — уточнила директор Центра для одаренных детей Асия Рахматуллина. — Одаренные дети не всегда проявляют себя, их таланты могут быть скрыты.

Для поиска таких детей и условий их развития был создан Центр для одаренных детей. Филиалы центра открыты в 13 школах, лицеях и гимназиях Казани, где занятия проходят во внеурочное время. Дети получают знания в области естественных и технических наук, краеведения, искусства, педагогики и спорта. Система обучения в центре выстроена так, чтобы школьникам было легко включаться в процесс вне зависимости от того, начался учебный год или он уже заканчивается. Центр также проводит интенсивную подготовку к олимпиадам во время осенних и зимних каникул и сами олимпиады при поддержке вузов республиканского и федерального значения — КФУ, ТИСБИ, НИУ ВШЭ, РАНХиГС и других образовательных институций. Одна из них — Университет Талантов, чьи представители также участвовали в городской конференции.

— Мы солидарны с директором Центра дополнительного образования и считаем, что способности есть у каждого ребенка. Наша задача — создать в республике среду для развития талантливой молодежи, — подчеркнул исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов. По его мнению, кроме благоприятных внешних условий, для хорошей карьеры молодых людей важна и их личная инициатива. Поощряя ее, школьники и студенты могут стать самостоятельнее и активнее в учебе, а преподаватели, тренеры и наставники — свободнее от рабочей нагрузки.

Кандидат педагогических наук, доцент Института управления, экономики и финансов КФУ Галина Самигуллина рассказала о принципах обучения, основанных на разработках американской нейропедагогики. Она базируется на исследованиях отечественных ученых Льва Выготского и Ивана Сеченова.

-  Мозг — это процессор мышления, воображения и эмоций

-  Эмоции — фактор продуктивной деятельности мозга

-  Запоминаются непроизвольные знания

-  Развитие мозга стимулируется в атмосфере творчества

-  Мозг одновременно анализирует и синтезирует знания

-  Зона ближайшего развития – опора на полученные знания

-  Поиск смысла через установления закономерностей

Новое знание базируется на старых данных, и для получения свежей информации нужно ознакомиться с предыдущими наработками. Интеллект — не врожденная, а приобретенная характеристика. Чем больше знает человек, тем лучше он анализирует и принимает новые данные. Эмоции определяют, какая область знаний подходит конкретной личности, и являются своеобразным нейрофизиологическим «подарком» за тяжелый умственный труд.

Учитывая разработки американских нейропедагогов, Галина Самигуллина представила несколько вариантов нестандартных задач по географии для учителей, повышающих квалификацию, и олимпиадников. К примеру, по фотографии острова необходимо было определить среднюю температуру воздуха и количество осадков за год. По мнению спикера, такие примеры способны задействовать весь творческий потенциал учащихся.

Последним на конференции выступил директор Казанского лицея-интерната №2 Ирек Ризванов. С момента открытия лицея в 1992 году его администрации удалось создать инфраструктуру, позволяющую ученикам полностью погрузиться в образовательный процесс, и жить в интернате в режиме 24/7. Доступ в лицей для мальчиков, начиная с пятого класса, открыт на конкурсной основе. 70% учителей — мужчины, средний возраст которых не превышает 36 лет. А большинство преподавателей, работающих в лицее, не старше 30 лет.

Развитие талантливой и перспективной молодежи возможно только совместными усилиями средних, высших и дополнительных образовательных учреждений. В связи с этим Центр одаренных детей и Университет Талантов подписали соглашение о сотрудничестве. Благодаря ему дети смогут подготовиться к школьным олимпиадам и представить собственные научные и предпринимательские проекты.  

Александр Токарев,
Медиа Лаборатория Университета Талантов  

Фотографии конференции доступны в официальной группе Университета Талантов ВКонтакте