В школе учащиеся получают
поддержку от учителя и овладевают необходимыми знаниями. Однако будущим
поколениям – носителям новых профессий требуется помощь и во внеучебное время.
Тут на авансцену вступают родители, всегда готовые поддержать своих детей,
помочь им развиться и выбрать правильный путь дальнейшего обучения или карьеры.
25 апреля в Тетюшах состоялся тренинг «Доверительные отношения с ребёнком как основа самостоятельности» в
рамках Республиканской научно-практической конференции школьников «Камаевские
чтения – 2017». Среди обучающихся присутствовали родители, а также педагоги и
администрация школ. Организаторами тренинга выступила «Лаборатория родительского образования» Университета Талантов.
«Неопределенность, в которую могут попасть мы и наши дети, становится
обыденной. Работодатели понимают это и хотят, чтобы новые кадры были готовы к
неожиданностям», - открыла тренинг Алина
Горячева, координатор «Лаборатории родительского образования».
Чтобы развить инициативность молодого поколения, нужно соблюсти 4 условия самореализации детей и молодежи:
Овладение лучшими знаниями и компетенциями в той области, которая наиболее близка молодому человеку
Знание и понимание своих сильных сторон и зон роста или развития
Позитивная практика применения своего потенциала и компетенций
Рефлексивная позиция по отношению к себе и окружающему миру
Подходя к главной теме мероприятия, Гульнара Шамсутдинова, тренер «Лаборатории родительского образования», рассказала о важности наставничества в семье. Государственная программа «Стратегическое управление талантами в РТ на 2015-2020 годы» предполагает, что количество перспективных детей возрастет в том случае, если у каждого будет свой наставник. А поскольку сразу найти такое количество наставников не просто, то такими наставниками, в некоторой степени, должны стать родители. При этом, общие навыки наставничества универсальны, и могут помочь вне зависимости от карьерной траектории ребенка.
«Даже если мама или папа музыкант, а дочь или сын - программист, всегда
можно развивать надпредметные компетенции. Родитель-наставник сможет найти
подход к своему ребенку», - уверяет Гульнара Шамсутдинова.
Доверие – краеугольный камень
для благоприятной среды в семье, где значительную часть времени проводят дети.
У каждого из них разные стартовые способности, но при прочих равных у ребенка,
который вырос в благополучной среде, всегда больше шансов на повышение
успеваемости, качественной социализации и дальнейшего развития.
Как и в любом тренинге, вместо
лекции, аудиторию ждало активное взаимодействие с тренером и между собой.
Присутствующих родителей разделили на три группы, каждой из которых предложили
вспомнить все положительные черты своих детей и поделиться ими.
«Как часто вы хвалите своих ребят? Проблема в том, что даже взрослым
нужно одобрение. Вспомните, как вы себя чувствовали, когда вас хвалило или
ругало начальство. Также и дети хотят понимать, что они делают правильно»,
- поясняет Гульнара Шамсутдинова.
Далее участникам тренинга
предложили расписать свои положительные и негативные стороны в семейном
общении. Ожидание тренера оправдались и здесь – по ее словам, большинство
негативных способов воспитания мы переняли от своих матерей и отцов, а они – от
дедов и бабушек. Некогда эффективный метод «кнута и пряника» не работает с
современными детьми – они начинают закрываться и искать понимания вне семьи,
часто натыкаясь на неблагополучные компании. Поэтому Гульнара Шамсутдинова пояснила, что важно держать контакт с детьми
и выстраивать общение в игровой форме: «Это
также помогает выстраивать границы поведения в доме и за его пределами. Жесткое
табу может оттолкнуть ребенка».
После проведения тренинга директор
Тетюшской школы №1 им. Героя Советского Союза Ханжина П.С. Татьяна Торгашова рассказала о том, как в учебном заведении
развиваются таланты и способности учеников.
- Расскажите, как началось сотрудничество школы с Университетом Талантов?
- Мы начали взаимодействовать
с тех пор, как появился Университет Талантов. За это время от нашей школы
обучилось два наставника. Блок по работе с родителями для нас оказался в
новинку.
- Сейчас прошел тренинг в рамках «Лаборатории родительского образования». Готовы ли вы внедрить его во внеучебный процесс?
- Родители позитивно
откликнулись на прошедшее мероприятие, и я думаю, что мы должны развиваться и в
этом направлении.
- Ваша школа производит хорошее впечатление, особенно это видно по поведению детей. Как вам удалось добиться такого результата?
- Одним из критериев
оценки качества образования в школе является культурный уровень учеников.
Например, гости сразу замечают, когда школьники здороваются с ними – это
располагает к себе и создает хорошее впечатление. Но если дети не проявляют
инициативу, то начинают здороваться наши педагоги. Обычно детям становится
стыдно, и они уже не совершают оплошностей.
- Что, на ваш взгляд, является самым важным в семейном общении?
- Прежде всего –
доверительные отношения и пример родителей. Детям не обязательно полностью
повторять судьбу старших, но их образ всегда будет проявляться в поведении. От
этого никуда не деться, и родители должны помнить об этом.
- Родители, педагоги и дети – как вы организуете между ними диалог?
- Мы объединяем эти три группы через совместную организацию и проведение праздников. Также особую роль здесь традиционно играют классные руководители, помогающие наладить контакт с детьми и родителями в то время, когда они находятся порознь. Не всегда старшее поколение оказывается отзывчивым, но опыт сегодняшнего тренинга вселяет надежды на то, что у детей есть светлое будущее.
Александр Токарев,
Медиа Лаборатория Университета Талантов
Фотографии с тренинга доступны в официальной группе Университета Талантов ВКонтакте.