DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
​Бизнес для женщин, маркетинг инноваций или о том, как Eminem поможет тебе выучить английский

​Бизнес для женщин, маркетинг инноваций или о том, как Eminem поможет тебе выучить английский

О маркетинговых исследованиях для высокотехнологичного бизнеса рассказала нам Екатерина Егошина, героиня рубрики «Истории успеха». Екатерина – успешный пример человека, который после 13 лет жизни в Санкт-Петербурге возвращается в родной Татарстан, чтобы продолжить свою историю в Татарстане. В прошлом Екатерина – доцент кафедры маркетинга и коммуникаций Университета ИТМО и директор центра проектного управления и продвижения, сейчас - молодой и перспективный директор Германо-российского института новых технологий (ГРИНТ).

- Екатерина, ты родом из Набережных Челнов почему вдруг решила когда-то уехать из Татарстана, и почему именно в Петербург?

- В школе я была победителем олимпиад – 8 место по английскому языку по России и 9 место по республике среди русских детей по татарскому языку. После школы передо мной, как и перед всеми абитуриентами, стоял выбор университета, тогда я рассматривала МГИМО и МГУ. Но судьба сыграла со мной интересную штуку: до поступления в Москву я на неделю поехала отдыхать в Санкт-Петербург. В Москве всегда суетно, а приехав в Петербург, я почувствовала себя «в своей тарелке» и решила, что точно остаюсь. Мне сказали: «СПбГУ в том конце Невского», когда я пошла по нему, то случайно встретила знакомого из Набережных Челнов, который шел подавать документы в Высшую школу менеджмента, и я увязалась за ним. Это стало моим судьбоносным шагом к успеху (смеется).

- Как считаешь, это фортуна?

- Я считаю это огромное везение. Если бы мне дали право снова выбрать место обучения, я бы вновь поступила в Высшую школу менеджмента. Это лучшая бизнес-школа Восточной Европы с международными аккредитациями. Было очень сложно учиться: никаких «студенческих тусовок», КВНа и вечеринок. Но я нисколько не жалею.

- Какая история скрывается до возвращения на родину, в Казань? Чем ты занималась в Санкт-Петербурге?

- Я закончила Высшую школу менеджмента СПбГУ по специализации «Международный маркетинг». В то же время ездила в Германию на учебу, проходила практику в немецкой компании. Когда вернулась, год работала в ОАО «Комстар-ОТС» в отделе обслуживания клиентов. Это была моя первая работа после учебы, и она мне крайне не понравилась.

- Почему не понравилась?

- Не люблю офисную, скучную работу с бумажками и вечными звонками. Мне всегда хотелось делать что-то, связанное с проектной работой, минимизацией рутины. Я быстро уволилась, решив поступать в аспирантуру Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета на маркетинг. И здесь со мной случился второй счастливый поворот судьбы: при университете открылась лаборатория, которая является маркетинговым отделом для университета. Здесь мы проводили анализ рынка образовательных услуг, сравнивали стратегии университетов и разрабатывали стратегию продвижения вуза. И в это же время начали работать с промышленными партнёрами ‒ работодателями, которые представляют собой, как правило, высокотехнологичный бизнес. Так появилась моя основная сфера, в которой я развивалось до сих пор, хотя даже не изучала это ‒ маркетинговые исследования для высокотехнологичного бизнеса. Это впоследствии оказалось востребованным в немецких компаниях. Я проработала в Германии в общей сложности полтора года.

- Не было желания остаться за рубежом?

- Было! Я даже проходила собеседования, обычно доходила до последнего этапа и проваливалась (смеется). Но я, правда, этому очень рада! Сейчас я бы не хотела жить за границей. Я рада, что не получилось никуда уехать.

- Как развивалась работа в лаборатории?

- За счет наличия большого количества запросов от наших партнеров в университете выросла наша компетенция в маркетинге инноваций. Мы стали работать как маркетинговое агентство при университете, что потом выросло в полноценный маркетинговый консалтинг. Когда мы стали целенаправленно работать с экосистемой инноваций Санкт-Петербурга, мы вышли на инкубатор Университета ИТМО – это один из активнейших университетов на этом рынке. Начали работать с их проектами, инициировали образовательный проект «Маркетинг инноваций». Руководству Университета ИТМО понравилось, и для нас даже открыли кафедру маркетинга инноваций.

- Какую должность ты там занимала?

- Сначала я была доцентом. Все время преподавала и через полгода стала начальником отдела маркетинга инновационной деятельности. Мне тогда было 28 лет. Мы вывозили на выставки наших ученых, помогали им с исследованиями. Я сама везде принимала участие, выступала перед инвесторами, участвовала в международных выставках, например, в Гонконге, куда нас пригласили, потому что бизнес-план, который я готовила для наших ученых, вошел в топ-5 международного конкурса. Через год мой отдел трансформировался в Центр проектного управления и продвижения. Мы не просто помогали продвижению готовым проектам, но и развивали новые. Также как и Университет Талантов, мы развивали идеи, помогали с исследованиями и искали партнёров.

- Чем ещё, помимо работы в Центре проектного управления и продвижения Университета ИТМО, ты занималась?

- Работая в Университете ИТМО, я попала на стажировку в Венчурный фонд для женщин-предпринимателей в Сан-Диего. Это был акселератор для Высокотехнологичных стартапов под руководством женщин. Там я познакомилась с удивительной женщиной-инвестором, она хорошо разбирается в технологиях и имеет жизненную философию – помощь женщинам. Я прониклась этой идеей и, вернувшись в Петербург, мы провели два стартап-уикенда для женщин-предпринимателей. Сейчас в Университете ИТМО инициирован женский акселератор между Москвой и Петербургом. Я курирую программу развития женского лидерства в сфере высшего образования совместно с университетом Калифорнии в Лос-Анжелесе. В Университете ИТМО мы стали первыми, кто начал развивать тему высокотехнологичного женского бизнеса в России.

- Почему, спустя 13 лет ты приняла решение вернуться домой, на родину?

- Давно хотелось переехать в Казань. В одно время работала с IT-парком. В прошлом году вместе мы организовали несколько мероприятий. Я часто приезжала и, сейчас, похоже, насовсем сюда перебралась (смеется). Мне кажется, что Казань ‒ более комфортный город для жизни, чем Петербург и Москва. Я живу здесь первую неделю и наслаждаюсь всем: здесь лучше климат, всегда есть солнце и чисто. Мне нравится инфраструктура и люди, потому что здесь немного другая культура, направленная на поддержку спортивной инициативы. С кем не пообщаюсь в Казани - все инициативные и активные. Проще говоря, переезд для меня – это шанс повысить качество жизни.

- Почему ГРИНТ? Что тебя привлекло?

- ГРИНТ – это очень сложный, но очень амбициозный проект. Мне такие нравятся (смеется). Мне очень понравился ректор КАИ – Альберт Харисович Гильмутдинов. Он заразил меня своей мечтой, говоря: «Это будет передовой магистерско-аспирантский институт». Это крупнейший образовательный проект между Германией и Россией! К счастью, мой опыт переезда в Германию сыграл мне на пользу, потому что я говорю по-немецки. Сейчас я комфортно себя чувствую в обществе немецких коллег. Я очень люблю немецкий язык и получаю удовольствие от общения с коллегами. Идея такого целенаправленного внедрения лучших практик в инженерное образование Татарстана на пользу местным предприятиям, это очень здорово. Этот проект сильно коррелирует с тем, как сильно развивается Татарстан.

- На скольких языках ты разговариваешь?

- Я хорошо знаю английский, немецкий и французский, уже немного подзабыла татарский (смеется). Сейчас изучаю арабский. Пять сур Корана уже выучила.

- Тебе легко давались языки в школе?

- У меня был замечательный учитель английского языка (училась в школе №76, г. Набережные Челны) ‒ Флюра Анваровна Мифтахутдинова. Она ‒ удивительный человек. В шестом классе она разглядела во мне какой-то потенциал «схватывания языков». Флюра Анваровна отправляла меня в школы английского языка, отпрашивала с уроков и готовила к олимпиадам, занималась со мной каждую неделю после уроков совершенно бесплатно. Я старалась ее не подвести и прошла в десятку финалистов на всероссийской олимпиаде по английскому языку. То же самое для меня сделала моя учительница по-татарскому Айсылу Жэудэтовна Залялова. Она много занималась со мной и готовила к олимпиадам по-татарскому для русских детей, благодаря чему в Набережных Челнах у меня было 1 место и 9 место в республике.

- Есть какой-то секретный прием при изучении языков?

- Главное - практиковаться, слушать песни, повторять фразы, общаться с людьми и смотреть фильмы с субтитрами. Я так заучивала Eminemа: если ты знаешь его песни, то ты априори говоришь по-английски (смеется).
Главное ‒ выходить из зоны комфорта, ведь в стрессовой ситуации начинаешь соображать лучше. Я, например, ездила на русско-алжирский форум, и мне нужно было представить наши инновации в сфере биотехнологий на французском языке. Я нашла репетитора, подготовила с ним презентацию, выучила термины и выступила без проблем.

- В какой сфере применяешь все накопленные знания?

- Мне безумно нравится сфера образования. Я вижу огромное количество задач в нем, и мне нравится, что есть куда стремиться. Я преподаю, общаюсь со студентами, школьниками, в то же время с директорами крупных заводов и международными партнёрами, для чего постоянно нужны языки.

- Какие ближайшие планы на будущее?

- Развитие в образовании благоприятной среды для раскрытия таланта и потенциала обучающихся всех возрастов. Мне кажется, что идеальный университет – это тот, в котором каждый может реализовать любые свои амбиции. Не ходит на пары и сидит за столом, а приходит туда, потому что понимает, что именно в этом учреждении он может расти и развиваться.

- А ты реализовала свои амбиции будучи студенткой в университете?

- Да, конечно. Я хотела получить максимально большой опыт в разных сферах. Видимо, я всегда интуитивно понимала, что мне нравится, и университет дал мне для этого площадку. Проектная работа была ориентирована на работу с реальными кейсами, некоторые из которых были на английском языке. У меня и половина диплома на английском. Проекты и задания в Высшей Школе Менеджмента были абсолютно реальные, из бизнеса. Например, мне нужно было просчитать бизнес-план по привозу фанеры из Финляндии в Петербург. Приходилось узнавать детали у представителей в таможне, писать в Лесотехнический университет и в финские компании.

- В чем был интерес решения подобных кейсов?

- Я всегда представляла себя в сфере консалтинга. Мне это интересно, потому что надо набирать портфель проектов и набивать руку. Да, и без практики теория бесполезна. Я считаю, если просто ходить на пары ‒ то это годы, абсолютно вычеркнутые из жизни. Я не хочу разбрасываться ни одним днем своей жизни.

- Ты работаешь в сфере образования. Что думаешь о современном образовании?

- Могу тут же сказать, что Университет Талантов в принципе опережает парадигму образования, потому что университет – это не стены. Это среда и возможности. Полагаю, лет через двадцать, не будет вообще такого понятия, как классический университет, а будет набор возможностей человека для обучения и построения карьеры, эта тенденция видна сейчас на примере современных приложений и систем для дистанционного обучения. Сфера образования меняется, когда «в кармане» есть любые знания. И если мы хотим, чтобы наша молодежь была интеллектуальной элитой, нужно помогать им формировать навыки нахождения своей ниши. Чтобы они могли сами инициировать свои идеи. Университет Талантов ‒ единственная в стране платформа такого рода.

И напоследок, могу сказать одно ‒ уже с детства надо начинать закладывать мысль о том, что нужно постоянно учиться, всю свою сознательную жизнь.

Беседовала Анастасия Иванова,
корреспондент Медиа лаборатории Университета Талантов