Набережные Челны – прогрессивный в работе с талантливой молодежью город. Учащиеся школ и вузов принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах Университета Талантов – оператора Государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы». Практика профессиональных проб в Набережных Челнах также широко распространена. Это хороший способ познакомить молодежь города с предприятиями и подсказать по какой дороге идти в будущее.
9 декабря ученики и студенты, представители ведущих предприятий и муниципалитета Набережных Челнов собрались на подготовительном форуме (префоруме) Университета Талантов.
Начальник отдела профориентации Набережночелнинского филиала КНИТУ-КАИ им. Туполева Лилия Талипова рассказала о уже проводимой профориентационной работе с учащимися:
«В школах мы проводим профессиональные пробы и мастер-классы, которые направлены на акцентирование тех или иных ключевых компетенций для определенных профессий. Одним из важнейших пунктов работы является анкетирование, где дети указывают, какие профессии их интересуют, кем они видят себя в будущем. Хотя многие еще не знают, кем они станут, но с радостью участвуют в программах - пробуют всё, чтобы понять для себя, что же им ближе. Мы стараемся их мотивировать к участию в программе: те, кто проявляет себя во время профпроб, получают сертификаты о прохождении программы. При поступлении в КАИ эти сертификаты дают дополнительные баллы к ЕГЭ. Сейчас мы хотим расширять профориентационную работу: приходить во все школы города, участвовать в таких же программах других предприятий».
В ходе префорума участники дополняли уже существующие в городе программы профориентации, разрабатывали сценарии новых моделей на примере предприятий и их взаимосвязь с проработкой 5 прорывных компетенций, выделенных в Госпрограмме:
- управление проектами «под результат»
- командность и эффективность сотрудничества
- видение и лидерство
- открытость, инициативность, предприимчивость
- когнитивность
По итогам префорума было выделено 9 обязательных пунктов в новой модели профессональных проб и профдебютов:
- 1)Договоренность с предприятием для выстраивания связки: школа- вуз/ссуз – предприятие
- 2)Обзорная экскурсия по предприятию
- 3)Интенсив от эксперта компании
- 4)Определение наставника на время профпробы
- 5)Наблюдение за работой специалистов
- 6)Практическая часть – 1 день (реальная или смоделированная профпроба, работа вместе с наставником)
- 7)Создание индивидуальной карты профессионального развития с оценкой наставника, эксперта, самооценки, а также с рекомендациями по дальнейшим действиям, исходя из матрицы освоения компетенции
- 8)Предложение от работодателя
- 9)Индивидуальный документ о прохождении профпроб – внесение в базу данных, построение колеса умений
Заместитель директора корпоративного университета КАМАЗ Татьяна Голубицкая рассказала о своем видении профессиональных проб и о том, как они реализуются на предприятии.
Татьяна, как Вы видите организацию профессиональных проб в работе с талантливой молодежью?
- На мой взгляд, профпробы обязательно должны работать в связке «учебное заведение-предприятие». Также профессиональные пробы должны стать не разовым, а системным мероприятием, в котором школа помогает таланту определиться со сферой, а вуз подтолкнуть к нужной профессии. Кроме того, самым важным аспектом профпроб, без которого они не будут работать - это настоящая проба работы своими руками.
Как организована система профессиональных проб и профдебютов на КАМАЗе?
- Ежегодно мы проводим «Дни КАМАЗа» в школах, куда также приглашаем представителей вузов города. У нас выработано несколько программ для разных возрастных групп: для младших классов - это простые игры, раскраски, для средней группы – квесты и конкурсы. Для учеников старших классов мы организуем площадки профпроб, где они сами своими руками могут попробовать ту или иную деятельность. У кого-то выполнять задания получается быстрее, у кого-то – медленнее. Это тоже своего рода отбор по качествам. Некоторые ребята уже во время профпроб начинают проектировать новые решения вопросов, таких мы сразу замечаем и в дальнейшем работаем с ними отдельно: знакомим с профессионалами нашего предприятия, спонсируем образовательные поездки.
Также, в этом году КАМАЗ организовал конкурс на лучший профориентационный проект, в котором могли принять участие школы и вузы. Конкурс был схож с префорумом: участники также представляли модели профориентации, которые включали в себя сценарии профпроб. Модели, которые были отобраны жюри, получат реализацию уже в следующем году на базе КАМАЗА.
Что Вам дал сегодняшний префорум?
- Сегодняшнее мероприятие было полезно тем, что я увидела: дети хотят участвовать в профпробах, хотят их проектировать. Им сами это интересно, ведь, в первую очередь, пробы направлены именно на них, как на целевую аудиторию. Меня насторожило, что участники считают, что только в результате практики они смогут понять, нужно им заниматься той или иной деятельностью, или нет. Ещё я поняла, что много инструментов в организации профессиональных проб наше предприятие может перенять у Университета Талантов. В будущем нам бы хотелось реализовывать совместные проекты.
Как именно Университет Талантов может помочь вам?
- Передать опыт в разработке профориентационных программ, а также все, что касается наставничества. Нам очень нужны менторы, которые будут сопровождать таланты. Талантливую молодёжь, которая не ищет место работы с наибольшей оплатой, а руководствуется возможностями площадки для реализации собственных идей. Мы ищем именно такие таланты, которые могут создать новое в условиях ограниченности ресурсов. И таким ребятам нужны наставники, которые помогут реализовывать потенциал с максимальной продуктивностью.