DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено

"Большие вызовы"

Всероссийский конкурс научно-технологических проектов школьников, проводимый ОЦ «Сириус», Министерством образования и науки РТ и Университетом Талантов
Дата проведения:
18 января – 31 марта
Место проведения:
— О мероприятии

Всероссийский конкурс научно-технологических проектов – это масштабное состязание для старшеклассников, которые занимаются научной или исследовательской деятельностью.

Образовательный центр «Сириус», Министерство образования и науки Республики Татарстан и Университет Талантов предлагает школьникам республики оформить свои идеи, разработки и исследования в проект, представить их для оценки экспертов и попробовать стать участниками летней образовательной смены «Большие вызовы».

Кто может участвовать в конкурсе?

  1. школьники 8-10 классов
  2. участвовать можно как командой, так и самостоятельно
  3. для конкурса необходим командный или индивидуальный проект, выполненный самостоятельно (без прямого участия родителя или наставника) и попадающий в одно из направлений.

Направления конкурса*:

  1. агропромышленные и биотехнологии
  2. беспилотный транспорт и логистические системы
  3. большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и кибербезопасность
  4. генетика, персонализированная и прогностическая медицина
  5. когнитивные исследования
  6. космические технологии
  7. нанотехнологии
  8. нейротехнологии и природоподобные технологии
  9. новые материалы
  10. современная энергетика
  11. умный город

*познакомиться подробнее с направлениями можно здесь (https://konkurs.sochisirius.ru/contest_directions#dir208)

 

Этапы конкурса:

1 этап – школьный.

Сроки проведения: с 15.01.2019 до 31.01.2019.

Что нужно сделать: решить проектную конкурсную задачу.

Как это сделать:

  1. Скачать задания на сайте utalents.ru в разделе Конкурса. Они будут доступны 2 дня.
  2. Решить задачу.
  3. Загрузить решение задачи на сайт utalents.ru в формате документа word, скан-копии рукописного текста, либо видео ролика длительностью не более 5 минут.

Что будет оцениваться: оригинальность предложенного технического решения задачи, не имеющего аналогов в Интернете.

2 этап – муниципальный

Сроки проведения: с 01.02.2019 до 05.03.2019.

Что нужно сделать: защитить идею проектного решения.

Что будет оцениваться: актуальность проекта, его инновационность, соответствие направлениям Конкурса.

3 этап – региональный

Сроки проведения: с 01.03.2019 до 31.03.2019.

Что нужно сделать: представить свой проект. На данном этапе вы можете представить проект, над которым вы работали.

Что будет оцениваться: целеполагание, анализ существующих решений и методов, методика работы, качество результата, индивидуальный вклад в проект. Подробнее познакомиться с критериями можно в Положении.

Победители заключительного этапа смогут принять участие в Летней проектной школе Университета Талантов и получить поддержку для развития своего проекта. Также Комиссия ОЦ «Сириус» проведет экспертизу работ и пригласит лучших участников на образовательную смену «Большие вызовы» в июле 2019 года.

Для участия в конкурсе необходимо зарегистрироваться по форме ниже.

В заявку необходимо приложить описание и презентацию проекта.

Требования к оформлению описания и презентации.

 1. Требования к оформлению текстовой части (описанию):

- объем текста – до 8000 знаков без учета фотоматериалов, схем и графиков;

- формат Word (.txt, .doc, .docx, . odt );

- размер шрифта – 14, межстрочный интервал – 1,5;

- объем файла не более 2 Мб;

- в тексте могут содержаться рабочие гиперссылки на фотографии, видео, модели, программные коды, таблицы, схемы, графики, чертежи и другие материалы проекта или исследования;

- необходимо отразить следующие вопросы:

  • научная, исследовательская, практическая проблема, которую решает проект (целеполагание);
  •  анализ исследований/разработок по теме проекта, обзор существующих решений, перспективы использования результатов;
  • описание технологий, методов и оборудования, использованных в проекте;
  • описание основных результатов проекта (чего удалось достичь, решена ли научная, исследовательская или практическая проблема, каков личный вклад участника).

2. Требования к оформлению презентации:

- формат *.ppt, *.pptx, *.pdf;

- объем не более 7 слайдов (до 10 Мб).

3. Титульная страница должна содержать:

- фамилию, имя, отчество участника Конкурса;

- регион, город, название образовательной организации (школы);

- тему проекта;

- фамилию, имя, отчество научного руководителя (при наличии).

 Важные документы, с которыми нужно ознакомиться до подачи заявки:

  • положение о Региональном конкурсе (скачать здесь)
  • что можно считать проектом в рамках конкурса (скачать здесь)
  • направления олимпиады (скачать здесь)
  • критерии для оценки проекта (скачать здесь)
  • список конкурсов-партнеров (скачать здесь).

Ключевые даты и события Всероссийского конкурса научно-технологических
проектов «Большие вызовы» в 2018-2019 учебном году

  • 15.01.2019-01.03.2019 - регистрация участников дистанционного трека Конкурса
    15.01.2019-10.03.2019 - регистрация участников регионального трека Конкурса
    15.02.2019-01.03.2019 - регистрация региональных координаторов
    26.02.2019-15.03.2019 - регистрация региональных экспертов
    10.03.2019-10.04.2019 - процедура взаимной экспертизы
    20.03.2019-10.04.2019 - проверка участниками Конкурса своих академических
    достижений

    10.04.2019-15.04.2019 - подведение итогов регионального и дистанционного треков
    Конкурса
    15.04.2019 - публикация списка участников финального отборочного (очно-заочного) этапа
    15.04.2019 - публикация регламентов проведения финального отборочного (очно-заочного)
    этапа (отдельно по каждому направлению Конкурса)
    15.04.2019-15.05.2019 - финальный отборочный (очно-заочный) этап
    15.05.2019 - публикация списков участников финала Конкурса – Научно-технологической
    программы «Большие вызовы»
    01.07.2019-24.07.2019 - финал Конкурса Научно-технологической программы «Большие
    вызовы»

30 и 31 марта 2019 года на базе Образовательного центра «Дуслык» состоится региональный этап конкурса.

Участникам необходимо взять с собой следующие документы: 

  • справка об отсутствии контакта с инфекционными заболеваниями по месту жительства и учебы в последние 3 недели до даты проведения этапа (справка действительна в течение 3 дней)
  • справка об отсутствии педикулеза
  • копия свидетельства о рождении для участников младше 14 лет
  • копия паспорта (страницы с основной информацией и пропиской) для участников старше 14 лет
  • копия страхового медицинского полиса
  • копия ИНН
  • копия СНИЛС
  • согласие родителей (скачать здесь).

ПРОТОКОЛ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЭТАПА (скачать здесь).

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ К УЧАСТИЮ В ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ КОНКУРСА (скачать здесь).

18 апреля в 16:00 состоится вебинар для рекомендованных к участию в заключительном этапе конкурса "Большие вызовы". На вебинаре будут рассмотрены основные вопросы участия в заключительном этапе.

Ссылка на вебинар: 

📰

— Новости по теме

Все новости
Участники конкурса «Большие вызовы» из Республики Татарстан в «Сириусе»

24 июля 2023

Участники конкурса «Большие вызовы» из Республики Татарстан в «Сириусе»

15 школьников из Республики Татарстан — участники программ по проектному творчеству Университета Талантов и заключительного этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» — сейчас находятся в Образовательном центре «Сириус». Ребята прошли командные и индивидуальные отборы и стали участниками научно-технологической проектной программы «Большие вызовы — 2023».

Работа на программе ведется по 13 направлениям конкурса «Большие вызовы». Участники поделились с нами своими впечатлениями.

«Умный город»

В рамках направления участники разрабатывают проект АСОСА — это автоматизированная система оценки стоимости автомобиля. Используя различные методы машинного обучения, ребята реализовывают сервис, который будет предсказывать стоимость б/у автомобилей для банков — это необходимо при оценке суммы залога. В разработке ребятам помогают эксперты — data scientist из «Газпромбанка». Это специалисты по обработке, анализу и хранению больших массивов данных.

Никита Виват, призер республиканского этапа конкурса «Большие вызовы»:

— Мне очень пригодился проектный опыт, приходится постоянно комбинировать свои hard skills. Атмосфера максимально приближена к реальности: ограниченные сроки и еженедельные отчеты позволяют погрузиться в ту среду, которая недоступна обычному школьнику. Главным открытием на программе стало то, что в нашей стране огромное количество талантливых ребят, которые в своем возрасте уже добились небывалых высот. Это мотивирует заниматься проектами на более серьезном уровне.

Кроме занятий, для участников программы проводят различные мероприятия. Например, ребята встретились с олимпийским чемпионом Никитой Нагорным, который поделился советами и зарядил мотивацией.

«Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение»

В этом направлении ребята создавали проект под руководством компании «Медси». В будущем они смогут продолжить работу над ним в контуре компании.

Амир Хазеев, призер республиканского и заключительного этапов конкурса «Большие вызовы»:

— На смене мне удалось попробовать себя в различных направлениях IT-сферы и понять, какая из них мне ближе всего. Это самое большое для меня открытие. Было интересно пообщаться с людьми из разных уголков страны, посетить экскурсии и послушать лекции от ведущих профессоров и лекторов нашей страны.

«Беспилотный транспорт и логистические системы»

В рамках этого направления участники решали одну из проблем сферы сельского хозяйства: в основном используемые сейчас дроны опрыскивают поля сверху, а нижняя часть остается необработанной. Специалисты Опытно-конструкторского бюро П.О. Сухого предложили усовершенствовать эту систему опрыскивания, создав беспилотный дрон, который сможет обрабатывать растения равномерно.

На программе участники совместно с ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» придумали строение и функционал комплектующих изделий, собрали стенд для отработок программ и режимов опрыскивания сельскохозяйственных летательных аппаратов. С помощью стенда ребята рассмотрели режимы работы двигателей квадрокоптера, их компоновки и оценили эффективность каждого варианта. 

Мурат Билалов, победитель республиканского этапа конкурса «Большие вызовы»:

— В нашей команде было 6 ребят и 3 преподавателя. На протяжении всей программы мы поддерживали друг друга, учитывали мнение каждого, вместе работали и отдыхали, радовались и переживали. Теперь могу с уверенностью заявить, что мы стали одной неразрушимой семьей, которая в любой момент готова прийти на помощь.

В свободное от занятий время участники поднялись на Розу Пик — эта точка находится на высоте 2320 метров над уровнем моря. Пришлось преодолевать долгий путь, но вид на смотровой площадке того стоил! По пути ребятам рассказали про курорт Роза Хутор и поведали историю близлежащих мест.

«Передовые производственные технологии»

Участники работали над проектом от Госкорпорации «Росатом» по созданию фотополимерной смолы, которая считается основой для SLA-печати на 3D-принтерах. Команда провела маркетинговое исследование, с помощью которого выяснили: почти все компании страны в этой отрасли применяют смолу импортного производства или материал с минимальной локализацией производства в России.

Ребята разработали фотополимерную смолу для 3D-печати с локализацией 98%. Ее характеристики схожи с аналогами зарубежных предприятий, а в некоторых аспектах — даже лучше их. В разработке ребятам помогал профессор химии. Это был полезный опыт в том числе и для тех, кто планирует сдавать ЕГЭ по данному предмету.

Тимур Шарафутдинов, призер республиканского этапа конкурса «Большие вызовы»:

— Я не ожидал, что буду работать с таким важным и масштабным проектом от «Росатома». Мой опыт в проектах помог успешно выступить на защите. Теперь планируется запустить малотоннажное производство, чтобы в нашей стране пользовались отечественными материалами для SLA-печати на 3D-принтерах.

«Нанотехнологии»

Одной из команд достался проект «Нанокатализаторы на основе солей переходных металлов: оценка стабильности и эффективности в промышленно значимых окислительно-восстановительных процессах».

Чтобы справиться с задачей, ребятам приходилось прибегать к нестандартным решениям — например, проводить синтез катализаторов с целью дальнейшего изучения их наноразмерности и эффективности.

Иван Кичменев, победитель республиканского этапа конкурса «Большие вызовы»:

— Методы для создания проекта требовали точных измерений, поэтому на программе нас познакомили с аналитическими приборами, которые используются в лабораториях. Особенно меня впечатлил АСМ — атомный силовой микроскоп. Буду использовать эти приборы для своих исследований.

«Новые материалы»

Участники работали на уникальном оборудовании над проектом «Проводящие покрытия из серебряных и углеродных нанопроволок». Они разрабатывали тактильный резистивный датчик на основе серебряных и углеродных нанопроволок, которые могут применяться для обретения чувствительности роботов и протезов. Помогали ребятам преподаватели из Московского физико-технического института.

Анастасия Григорьева, призер республиканского этапа конкурса «Большие вызовы»:

— В рамках проекта возникали сложности, но мы справились. Ведь если человек сильно горит чем-либо, то он любыми путями дойдет до своей цели. Здесь я в очередной раз убедилась, что двигаюсь в правильном направлении, узнала много нового и получила заряд на дальнейшие действия. Полученный на смене опыт мне пригодится в будущем, ведь я планирую поступить на химфак и там продолжить заниматься научной деятельностью.

Проектный опыт, который уже имели ребята, помог им в создании проектов — нужно было сделать колоссальную работу за короткий срок, а для этого важно правильно распределять цели в команде и рационально распоряжаться предоставленным временем.

Арина Кашицина, призер республиканского этапа конкурса «Большие вызовы»:

— «Сириус» открывает много новых возможностей для каждого обучающегося. Благодаря «Большим вызовам» я влюбилась в науку еще больше! В дальнейшем хочу продолжать работу над экологическими и химическими кейсами.

«Когнитивные исследования»

Ребята разрабатывали методику развития базовых когнитивных функций с применением современных технологий. Навыки сбора и анализа статистических данных, дизайна эксперимента, грамотного изложения мыслей для написания научных тезисов помогли участникам успешно защитить проект. В планах — дальнейшее развитие проекта, прохождение стажировки и подготовка научной статьи. 

Ясмина Дощанова, призер республиканского этапа конкурса «Большие вызовы»:

— «Сириус» помогает раскрыть свою многогранность и весь спектр талантов. Я поняла, что я очень многофункциональный человек. Самое интересное на программе — это, конечно же, работа над проектом и общение с экспертами. Очень ценно встречаться с профессионалами своего дела и понимать, что в юном возрасте ты уже смело можешь оперировать научной информацией.

Другая команда изучала способы дистанционного мониторинга психофизиологического состояния человека. Ребятам предстояло найти подходящую литературу и получить ответы на фундаментальные вопросы. Ребятам пригодились тайм-менеджмент, социальные навыки, умение работать с различным оборудованием и программами для статистики.

Ясмина Исмагилова, призер республиканского этапа конкурса «Большие вызовы»:

— В будущем я хочу продолжить изучение темы, которую нам дали на программе, но подойти к задаче с другой стороны. Я бы хотела создать компьютеризированную версию методик и регрессионную модель для предсказания работоспособности человека по его голосу, внешнему виду, речи, для прохождения когнитивных тестов. Также я проходила кастинг на ведущего закрытия «Больших вызовов». Желающих собрали и дали скрипт речи и небольшой отрывок для импровизации. Я волновалась, но неожиданно открыла в себе талант к выступлениям на большую публику, что кажется мне очень полезным для будущей научной деятельности.

Также у ребят была возможность посетить лекции не только по своему профилю, но и по другим направлениям: искусственному интеллекту, наноматериалам, изменениям генетического кода. Перед ребятами выступили известные математики — Андрей Михайлович Райгородский и Алексей Владимирович Савватеев.


Мобильное приложение для олимпиадников, летающий купол и экодом: школьники Татарстана представили свои проектные и исследовательские работы

25 марта 2020

Мобильное приложение для олимпиадников, летающий купол и экодом: школьники Татарстана представили свои проектные и исследовательские работы

Талантливая молодежь и одаренные дети создают умную среду обитания и контролируют окружающую среду, приспосабливают космос для жизни человека, находят полезную для себя информацию в BigData и конструируют электромобили. Школьники работают над задачами, стоящими перед учеными и технологами. 

Чтобы заявить о своих идеях и разработках, для них существует множество конкурсов. Одним из таких является Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы». Его проводит Образовательный центр «Сириус» совместно с региональными центрами поддержки одаренных детей. В Татарстане учредителями конкурса выступают Министерство образования и науки Республики Татарстан и Образовательный Фонд «Талант и успех», региональным оператором – Университет Талантов. 

22 и 23 марта состоялся финал регионального этапа, участниками которого стали более 40 школьников. Учащиеся 7-11 классов из Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска, Зеленодольска и Кукмора представили 27 проектов. Защита проектов проходила онлайн по 8 направлениям:

  • Нейротехнологии и природоподобные технологии;
  • Когнитивные исследования;
  • Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение;
  • Умный город и безопасность;
  • Новые материалы;
  • Агропромышленные и биотехнологии;
  • Беспилотный транспорт и логистические системы;
  • Современная энергетика.

Работы оценивали более 15 экспертов. По сравнению с конкурсами прошлых лет в этом году есть ряд существенных отличий по критериям оценки работ участников конкурса. Разделены понятия научно-исследовательских и прикладных проектных работ. Критерии оценки для них – разные. Выделены обязательные требования к содержанию работы: она должна быть оригинальной, этичной и полезной на практике.

В самом названии конкурса «Большие вызовы» кроется весь смысл – вызовы сопровождают нас всю жизнь. Когда школьник попадает в среду, где у молодежи есть желание творить, создавать проекты, которые изменят в дальнейшем жизнь, он и сам меняется. Благодаря новому окружению, появляется огонь в глазах и тебе хочется менять этот мир к лучшему


Алексей Хабибуллин, директор по довузовскому образованию Университета Иннополис, оценивал работы участников по направлению «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и кибербезопасность»:

– Важны не конкурсы, а возможность удовлетворять свое любопытство, способность и желание ставить вопросы и искать на них ответы. Любая подобная работа начинается с вопроса и желания сделать мир лучше. Дальше – формирование команды, поиск ответов, гипотезы, их проверка, прототипы и все остальное. Конкурсы стимулируют к этому и дают возможность структурировать свою работу. Но в принципе, можно то же самое делать и без конкурсов.  

Участникам конкурсов важно больше общаться с людьми. Когда хочешь улучшить чью-то жизнь, то невозможно это сделать без постоянного контакта с этим человеком. Поэтому все свои гипотезы надо проверять на реальных пользователях. И не забывать про экспертную поддержку: есть вопросы – задавать.

В ходе защиты авторы проектов рассказали о своих изобретениях и исследованиях, а также ответили на вопросы о научных возможностях разработок, перспективах их внедрения в производство. Помимо этого, каждый участник отработал навыки публичных выступлений и презентаций и получил рекомендации от экспертов, чтобы улучшить свой проект. 

Альбина Миссарова и Илдан Петров, учащиеся 10 класса IT-лицея КФУ (г. Казань), участники направления «Умный город и безопасность» защитили проект «Feel parking» и стали победителями. Альбина отмечает, что любые конкурсы – это хороший опыт научиться презентовать свой проект, как настоящий продукт. Получить отзывы и рекомендации. Она считает, что важно не боятся просить помощи и задавать вопросы. На конкурсах полезно заводить знакомства, потому что все занимаются похожим делом и развиваются в одной и той же сфере.

– Конкурсы развивают в тебе такие компетенции, как коммуникабельность, креативность, критическое мышление. Ты также учишься принимать критику от опытных экспертов. В наше время автовладельцы тратят много личного времени на поиск свободного парковочного места. Чтобы решить эту проблему, мы решили создать удобный сервис, который поможет водителю в поиске свободного парковочного места.

На данный момент – это алгоритмы поиска свободных мест, но мы планируем создать и мобильное приложение. Мы получаем данные с камеры, установленной во дворе, а далее программа определяет свободно место или занято. Если свободно, то выделяет зеленым прямоугольником, а если занято – красным. Благодаря программе создается база данных, с помощью которой можно будет предсказывать загруженность, – отметила Альбина.  

Владимир Ларюхин, ученик 10 класса лицея №1 (г. Зеленодольск), участник направления «Беспилотный транспорт и логистические системы» второй год подряд становится победителем регионального этапа конкурса. По его словам, приобретенные полезные контакты намного важнее звания «победитель»:

– В самом названии конкурса «Большие вызовы» кроется весь смысл – вызовы сопровождают нас всю жизнь. Когда школьник попадает в среду, где у молодежи есть желание творить, создавать проекты, которые изменят в дальнейшем жизнь, он и сам меняется. Благодаря новому окружению, появляется огонь в глазах и тебе хочется менять этот мир к лучшему. 

В прошлом году Владимир стал только участникам заключительного этапа. Он отметил, что для победы в таких конкурсах нужен опыт и знания программирования. За год он изменил подход ведения проектов. Благодаря рекомендациям экспертов пошло дальнейшее развитие проекта. Он считает, что если что-то не получается, нужно остановиться и посмотреть как это можно исправить.   

– Летающий купол – это дрон, который летает на эффекте Коанда. Он отличается от других квадрокоптеров повышенной грузоподъемностью, может летать до 8 часов, когда обычные дроны летают по 20 минут. Как пришла идея проекта? Я несколько лет занимаюсь квадрокоптерами, и одну из своих моделей я решил модернизировать: поставить более качественную камеру. Но у меня это не получилось, так как взлетная масса моего квадрокоптера была мала и он просто не взлетел. Я понял, что это слабое место и задал себе вопрос – как это исправить? В итоге нашел решение этой проблемы. Сейчас у меня есть несколько прототипов, и я собираю еще одну модификацию с улучшенными характеристиками. В планах на будущее – участвовать в Startup village в Москве, – рассказал о своем проекте Владимир. 

Победители регионального этапа финал пройдут дистанционно,  с 10 апреля по 15 мая. Этап будет состоять из двух туров: выполнения задания от экспертных комиссий направления, которое поступит участнику в личный кабинет, и индивидуального собеседования по видеосвязи. Победители и призеры конкурса станут участниками научно-технологической образовательной программы «Большие вызовы», которая пройдет в сочинском «Сириусе» с 1 по 24 июля. Помимо этого, победители регионального этапа конкурса смогут принять участие в Летней проектной школе Университета Талантов и получить поддержку для развития своего проекта. 

Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

«Большие вызовы»: школьники Татарстана спроектировали систему автоматической сортировки, систему для тушения пожаров и голосовой ассистент-навигатор

1 апреля 2019

«Большие вызовы»: школьники Татарстана спроектировали систему автоматической сортировки, систему для тушения пожаров и голосовой ассистент-навигатор

Конкурентоспособность страны на мировой арене определяется уровнем технологического развития и подготовки достойных кадров. Для этого важно создать условия, чтобы молодые люди могли заниматься исследовательским и научно-техническим творчеством, реализовывать свои проекты и развивать системное мышление, инициативность и другие надпредметные компетенции.

Образовательный центр «Сириус» помогает школьникам оформить свои идеи, разработки и исследования в проект, представить их для оценки экспертов и в дальнейшем реализовать их. Совместно с Министерством образования и науки РТ и Университетом Талантов 30 и 31 марта в Казани прошел региональный этап Всероссийского конкурса научно-технологических проектов школьников. В нем приняли участие 40 учеников 8–10 классов, которые представили свои проекты на муниципальном этапе. В этом году конкурс в Татарстане проходил по 11 направлениям: агропромышленные и биотехнологии; беспилотный транспорт и логистические системы; большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и кибербезопасность; генетика, персонализированная и прогностическая медицина; когнитивные исследования; космические технологии; нанотехнологии; нейротехнологии и природоподобные технологии; новые материалы; современная энергетика; умный город.

В первый день участникам была предоставлена возможность провести предзащиту своих проектов, выслушать обратную связь от опытных экспертов и провести работу над ошибками. Школьники брали для проектов такие темы, которые их сильно волнуют или непосредственно касаются в повседневной жизни. Например, это были разработки протеза верхней конечности, усовершенствование методики выращивания плесневых грибов для сыроваренной промышленности или умный ассистент для помощи незрячим людям.

Геннадий Немтырев, ученик 10 класса Лицея № 182 (г. Казань), вместе со своими одноклассниками Арсланом Набиуллиным, Дарьей Поздеевой, Юлией Борисовой разработал проект «Safety ride»:

– Мы хотим, чтобы велосипедисты в темное время суток были более видимыми. Сделать это можно при помощи специальных поворотников на перчатках. Они установлены на липучках, при нажатии специальной кнопки загорается светодиод. Это актуально, поскольку в последнее время увеличивается количество аварий с велосипедистами.

В команде между участниками распределены обязанности. Первый участник работает с 3D-принтером, продумывает корпус и другие детали для проекта. Второй составляет программу, ищет аналоги более дешевых и удобных для проекта микрочипов. Третий занимается дизайном и подбором материалов: перчаток, светодиодов, проводов. Четвертый выполняет роль финансиста и маркетолога: считает затраты на проект, сколько нужно денег для открытия производства.

Ученики 10 класса Лицея-интерната для одаренных детей с углубленным изучением химии (г. Зеленодольск) Макар Нуриев и Эмиль Ибрашев работают над созданием протеза руки для людей с ограниченными возможностями. Согласно проекту протез будет обладать всеми функциями природной человеческой руки. На 3D-принтере молодые люди распечатали протез, подключили к сервоприводам и модулям электромиографии. Протез запрограммирован на плате Arduino. В планах у авторов довести проект до состояния открытой разработки и дальнейшего производства.

После предварительной защиты участники прошли тренинг по ораторскому мастерству от Дианы Валиуллиной, координатора проектов по работе с молодежью. За 1,5 часа ребята узнали ответы на самые часто задаваемые вопросы о публичных выступлениях, секретах уверенной речи и узнали друг друга поближе во время командных тренингов. Участники пришли к выводу, что необходимо учтиво реагировать на замечания экспертов, а интересующие моменты лучше обсудить после выступления и в личной беседе. Также важно контролировать волнение, несмотря на то, что оно иногда подводит даже самых опытных спикеров.

Во второй день прошла защита, которая шла параллельно на двух площадках. Было представлено множество технологических проектов: от новой балльно-рейтинговой системы и безопасного квадрокоптера до автоматизированного робота-манипулятора и костюма для виртуальной реальности.

Альбина Миссарова и Илдан Петров, ученики 9 класса IT-Лицея КФУ, решили помочь работникам почтовых служб:

– Мы поняли, что некоторые сервисы в России, например, почта, работают неоперативно, и решили это изменить. Сложности были с реализацией конструкции «руки помощи», потому что весь процесс проходил вручную в лаборатории. На создание одного образца у нас ушло 5–6 месяцев. При этом около 1–2 месяцев уходит только на тестирование и улаживание возникших неполадок. Мы участвовали уже во многих форумах, в том числе в «Наш Татарстан», где смогли победить среди студентов. Это помогает большему количеству людей узнать о нас. Сейчас главная задача – найти заинтересованное лицо, которое будет готово внедрить наши разработки.

Участники представили множество полезных проектов в направлении «Беспилотный транспорт и логистические системы». Они способны не только осуществлять автоматическую сортировку почтовых посылок и потушить пожар, но и помочь незрячим людям обходить различные препятствия. Максим Лемешко и Алмаз Долгоаршинных, ученики 9 класса Инженерного лицея-интерната КНИТУ-КАИ (г. Казань), спроектировали устройство из специальных нательных модулей. Голосовой ассистент-навигатор будет помогать человеку ориентироваться на улице, сигналы будут подаваться в наушник и в вибромоторы. Идея проекта пришла авторам после просмотра фильма «Куилл», из которого они сделали вывод, что содержать собаку-поводыря слишком дорого. Тогда они решили создать более дешевую и более функциональную альтернативу. Джалил является тимлидером, занимается программированием OpenCV, raspberry pi, telegram api, на нем держится все программное обеспечение. Максим создает корпус устройства на 3D-принтере, а также ремни крепления для монтажа на тело человека. Алмаз создает электросхемы для всех модулей, печатает платы, занимается пайкой.

В завершение проектной смены эксперты выбрали 38 участников, которые будут рекомендованы для участия в следующем этапе «Больших вызовов». Очно-заочный этап отбора будут проводить эксперты Образовательного центра «Сириус» в апреле-мае этого года. Все авторы проектов получили возможность принять участие в Проектной олимпиаде Университета Талантов, а также в фестивале технического творчества «ВОРК», который состоится с 14 по 16 июня. Эксперты пожелали участникам продолжать совершенствовать свои разработки.

Айдар Акмалов, исполнительный директор Университета Талантов, поздравил ребят с успешной защитой:

– Здорово, если во время реализации проектов вы приближаетесь к своей профессиональной цели: стать инженером или разработчиком новой программы. В таком случае время, которое вы тратите на проектное творчество – максимально полезное. Возможность поехать в «Сириус» – шанс увидеть лучшее оборудование страны по вашему направлению, познакомиться и поработать с передовыми экспертами.

Финал проектного состязания пройдет в июле 2019 года в Образовательном центре «Сириус», где 400 школьников со всей страны будут решать кейсы по перспективными научным направлениям, предложенные ведущими российскими технологическими компаниями, научными организациями и вузами.

Фоторепортаж

Екатерина Дьякова,
Медиалаборатория Университета Талантов

Эффективные ракеты-носители, выращивание плесневых грибков для сыра и умные города в проектах школьников Татарстана

11 марта 2019

Эффективные ракеты-носители, выращивание плесневых грибков для сыра и умные города в проектах школьников Татарстана

Будущее – за инновациями и талантливыми молодыми людьми, которые их создают. В этом молодежи помогают конкурсы, которые позволяют развить свои идеи, правильно разработать и представить проекты. Одним из таких конкурсов является Всероссийский конкурс научно-технологических проектов школьников, который организует Образовательный центр «Сириус» совместно с региональными центрами поддержки одаренных детей. Организаторами конкурса в нашей республике являются Министерство образования и науки Республики Татарстан и Университет Талантов.

9 марта состоялся муниципальный этап Всероссийского конкурса научно-технологических проектов школьников. Учащиеся 8–10 классов из Казани, Зеленодольска и Азнакаево представили 24 проекта. Выступить с защитой можно было очно и онлайн.

Экспертами муниципального этапа стали:

  • Айдар Фаритович Акмалов, исполнительный директор Университета Талантов;
  • Наталья Александровна Аппалонова, координатор Проектной олимпиады Университета Талантов, региональный координатор проектов конкурса «Большие вызовы», федеральный эксперт Росмолодежи по проектам физических лиц;
  • Разина Рамазановна Нигматуллина, руководитель направления «Экспертно-аналитическое сопровождение» Университета Талантов, доктор биологических наук, профессор кафедры нормальной физиологии Казанского государственного медицинского университета, эксперт регионального этапа конкурса;
  • Эмиль Василович Шамсутдинов, кандидат технических наук, проректор по научной работе Казанского государственного энергетического университета, эксперт регионального этапа конкурса;
  • Вадим Сергеевич Гуськов, заместитель директора по информационной работе и педагог дополнительного образования в IT-лицее, эксперт регионального этапа конкурса;
  • София Миргалимовна Сюркова, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и декан экономического факультета Университета управления «ТИСБИ»;
  • Ярослав Александрович Кончаков, учитель технологии Школы Иннополис.

Эксперты оценивали проекты участников по следующим критериям:

  • Научная, исследовательская, практическая проблема, которую решает проект (целеполагание);
  • Анализ исследований/разработок по теме проекта, обзор существующих решений, перспективы использования результатов;
  • Описание технологий, методов и оборудования, использованных в проекте;
  • Описание основных результатов проекта.

В ходе защиты ребята получили рекомендации от экспертов, смогли понять, какие ошибки были допущены и как можно улучшить проект. В течение марта ребята, чьи проекты допустили к участию на региональном этапе, смогут доработать их с учетом озвученных рекомендаций.

Наталья Аппалонова отметила, что любая проектная деятельность успешна, когда она строится на позиции сотворчества: наставники передают свои опыт и знания, а молодые люди апробируют свои идеи и получают инструменты для их реализации. Именно в таком симбиозе можно достичь синергетического эффекта и результат будет идти на благо нашей республики и страны в целом.

– Участие молодежи в конкурсах проектов важно, потому что вся наша жизнь – один глобальный проект. Если дети не будут уметь реализовывать научные и теоретические знания, то и в их собственной жизни не будет высоких достижений. Управление проектом под результат, основы проектной деятельности – те азы, которые современная молодежь должна знать и применять на практике, – отметила координатор.

Сами участники тоже заинтересованы в развитии Татарстана и России в самых разных направлениях. Динара Абдуллова, ученица 10 класса Лицея-интерната для одаренных детей с углубленным изучением химии (г. Зеленодольск), защитила проект «Усовершенствование методики выращивания плесневых грибов для сыроваренной промышленности». По словам Динары, идея в голову пришла внезапно, но позже они с одноклассником Максимом Марченко поняли, что это действительно важно для российской сыроваренной промышленности:

– В России в связи с политическими санкциями рынок сыров стал очень дорогим, тем более стали дорогими сыры с плесенью. Но сыр с плесенью – очень полезный продукт, люди производят его с того же времени, как начали производить хлеб. Мы хотим, чтобы сыр с плесенью стал вкусным, качественным и доступным в нашей стране. Максим уже участвовал в конкурсе «Большие вызовы» в 2017 году, сейчас мы тоже хотим попасть туда, ведь это – большой шанс, большие возможности.

Участники представили проекты в следующих направлениях:

  • Нейротехнологии и природоподобные технологии;
  • Агропромышленные и биотехнологии;
  • Генетика, персонализированная и прогностическая медицина;
  • Когнитивные исследования;
  • Космические технологии;
  • Нанотехнологии;
  • Беспилотный транспорт и логистические системы;
  • Умный город.

Больше всего работ было представлено в последнем направлении, что говорит о высокой заинтересованности школьников в развитии современных городов, создании максимально комфортных и безопасных условий жизнедеятельности для людей.

Тимур Гарифуллин, ученик 8 класса Лицея-инженерного центра (г. Казань), поделился, что 3D-принтер он создает и использует не в первый раз:

– Я сделал для себя вывод, что такие устройства в стандартных конфигурациях довольно дорогие, хотя в быту они становятся все более востребованными. Может сломаться важная мелкая деталь, и ее будет необходимо быстро заменить. 3D-принтер может легко справиться с этой задачей. Замечания экспертов очень ценные. Благодаря им я улучшаю свой проект, учусь правильно представлять его на публике.

По мнению эксперта конкурса Вадима Гуськова, с каждым годом проектная деятельность молодежи в Татарстане становится все сильнее. Он отметил, что подтягиваются ребята не только из лицеев, но и из обычных общеобразовательных школ, а сами проекты становятся интереснее и продуманнее:

– Здесь ребята живут проектом, у них развивается творческое мышление, ведь это не банальное решение стандартной задачи по формуле. На защите участники представили сильные проекты, некоторые из которых я уже видел ранее, и я очень рад, что ребята двигаются только вперед. Будем ждать их на региональном этапе с уже готовым продуктом.

Региональный этап Всероссийского конкурса научно-технологических проектов школьников состоится с 30 по 31 марта. Напомним, что победители регионального этапа получат шанс стать участником образовательной программы «Большие вызовы», которая пройдет в июле этого года в Образовательном центре «Сириус». Участники будут посещать лекции и мастер-классы российских ученых-экспертов, встретятся с ведущими предпринимателями страны и будут применять свои знания на практике на высокотехнологичном передовом оборудовании в лабораториях и мастерских Парка науки и искусства «Сириус».

Фоторепортаж

София Бармина,
Медиалаборатория Университета Талантов

В Татарстане стартует региональный этап Всероссийского конкурса научно-технологических проектов школьников

21 февраля 2019

В Татарстане стартует региональный этап Всероссийского конкурса научно-технологических проектов школьников

Разработка и реализация проектов помогает молодым людям развивать когнитивность, научиться работать в команде, креативно мыслить и в будущем стать конкурентоспособными специалистами. Школьники 8–10 классов могут приобрести незаменимый опыт и внести свой вклад в поиск ответов на «большие вызовы», изложенные в Стратегии научно-технологического развития России,  приняв участие во Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов, который организует Образовательный центр «Сириус» совместно с региональными центрами поддержки одаренных детей.

Муниципальный этап конкурса продлится до 28 февраля, а региональный этап пройдет с 1 по 31 марта 2019 года.

Организаторы конкурса в нашей республике – Министерство образования и науки Республики Татарстан и Университет Талантов. Для участия необходимо представить командный или индивидуальный проект, выполненный самостоятельно (без прямого участия родителя или наставника). Соревнование проводится по следующим направлениям:

  • агропромышленные и биотехнологии;
  • беспилотный транспорт и логистические системы
  • большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и кибербезопасность;
  • генетика, персонализированная и прогностическая медицина;
  • когнитивные исследования;
  • космические технологии;
  • нанотехнологии;
  • нейротехнологии и природоподобные технологии;
  • новые материалы;
  • современная энергетика;
  • умный город.

О каждом направлении подробнее можно узнать по этой ссылке. Заявку можно подать здесь.

Школьники, победившие в региональном этапе конкурса, смогут принять участие в Летней проектной школе Университета Талантов и получить поддержку для развития своего проекта. Также по решению комиссии Образовательного центра «Сириус» лучшие участники будут приглашены на июльскую образовательную смену «Большие вызовы» (г. Сочи).

В прошлом году в конкурсе приняли участие свыше 80 школьников 8–10 классов со всей республики. Представляли проекты учащиеся школ, специализированных лицеев, детского технопарка «Кванториум» и Центров детского творчества Казани, Альметьевска, Нижнекамска, Набережных Челнов, Зеленодольска, Чистополя, Бугульмы, Кайбицкого и Алексеевского районов. Победителями регионального и призерами заключительного этапа конкурса стали учащиеся Инженерного лицея КНИТУ-КАИ (г. Казань) Илья Лошкарев (11 класс), Джалил Хисалиев (9 класс) и Данила Юдин (10 класс). Ребята представили проект беспилотного летательного аппарата и его математическую модель.

– Мы впервые работали по новой программе, в новой сфере. В команде все было в новинку. Рассчитывали попасть на такой проект, где все знаем, а вышло все по-другому. Это даже хорошо. Мы полностью реализовали цифрового двойника для нашего беспилотника и даже перевыполнили план. Наша цифровая модель – это система, которая анализирует параметры и прогнозирует полет, работу силовых и различных узлов. Это можно использовать в любом промышленном предприятии. На энергетическом предприятии цифровой двойник нужен, так как часто случаются аварии. Корпорации остались довольны нашим проектом, – поделился Илья Лошкарев.

Здесь вы можете ознакомиться с полным интервью с участниками проектной смены.

В проектном решении будут оцениваться актуальность и инновационность, анализ существующих решений и методов, методика работы, качество результата, индивидуальный вклад в проект. С требованиями к оформлению и презентации можно ознакомиться здесь.

Партнеры Всероссийского конкурса научно-технологических проектов –  Курчатовский институт, Московский физико-технический институт, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова, госкорпорация «Роскосмос», ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королева, Яндекс, РОСНАНО, BIOCAD и многие другие ведущие российские технологические компании, научные организации и вузы. В рамках июльской программы они предложат молодым исследователям для решения кейсы, соответствующие перспективным для российской науки направлениям.