DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено

VII Республиканский форум «ОТКРЫТИЕ ТАЛАНТОВ: экосистема выявления, развития и трудоустройства талантливых и одаренных детей и молодежи»

Самое ожидаемое событие года в гибридном формате!
Дата проведения:
14 декабря – 19 декабря
Место проведения:
Уточняется
📝 О Форуме

Форум «Открытие талантов 2020» – это площадка для конструктивного диалога представителей образовательных организаций всех уровней, бизнес-индустрии, органов государственной власти, республиканских и федеральных экспертов, талантливой молодежи республики и соотечественников.

Форум пройдет в гибридном формате: очно и дистанционно. Будут доступны различные форматы общения и обсуждения (панельные дискуссии с онлайн-трансляцией, онлайн-дискуссии, научно-методическая конференция).

📌 Трек 1. Наставник и карьерный консультант

14.12.2020 16:00-18:30

16:00-17:00 – Экспертная сессия (панельная дискуссия с онлайн-трансляцией).

Вопросы для обсуждения:

Актуализация понятия наставника в профессиональной самореализации школьников, студентов, молодых специалистов. Практики подготовки наставников. Компетенции наставника и карьерного консультанта: в чем схожесть, принципиальные различия.

17:00-18:30 Мастер-класс «Как собрать онлайн курс подручными средствами», Мария Коновалова, г. Москва (EdMarket), онлайн-подключение.

17:00-18:30 Мастер-класс «Профориентация школьников» Алена Михалева, Co-founder Международной Ассоциации Профориентации Карьерный консультант, психолог, психотерапевт

Приглашаем к участию: наставников, педагогов основного, дополнительного образования, преподавателей высшего образования, наставников предприятий, представители министерств, ведомств, муниципальных районов.


📌 Трек 2. Наставничество в режиме онлайн

15.12.2020 16:00-18:30

16:00-17:00 – Дискуссия-обсуждение (панельная дискуссия с онлайн-трансляцией).

Вопросы для обсуждения:

Эволюция понятия «наставник». Модели наставничества. Почему я хочу быть наставником и что меня мотивирует в работе? Актуальность наставничества в мире искусственного интеллекта.

17:00 - 18:30 Мастер-класс «Цифровые инструменты в работе с учениками», Анастасия Тюрина, г.Москва, (генеральный директор Инновационного центра Высшей школы экономики), онлайн-подключение.

17:00 - 18:30 Мастер-класс «Карьера для студентов», Арина Егорова, г.Москва (Начальник отдела «Управление развития карьеры и взаимодействия с выпускниками» ВШЭ).

Приглашаем к участию: действующих наставников, педагогов и методистов основного, дополнительного образования, преподавателей высшего образования, студентов.

📌 Трек 3. Научно-методическая конференция «Управление талантами: стратегии и технологии развития потенциала»

16.12.2020, 10:00 – 12:00 Пленарное заседание: «Потенциал: выявление и развитие» (онлайн-подключение)

Вопросы для обсуждения:
Понятие и структура, механизмы выявления, развития личностного потенциала ребенка и молодого человека.
Приглашаем к участию: экспертов и специалистов в сфере выявления и развития человеческого потенциала, наставников, педагогов основного, дополнительного образования, преподавателей высшего образования, ученых.

Секции конференции (выступления и обмен мнениями):

11:00 – 13:00 Секционное заседание «Ранняя одаренность» (онлайн-подключение)

Вопросы для обсуждения:
Цели и задачи, возраст проявления, механизмы выявления и развития ранней одаренности.
Приглашаем к участию: экспертов, специалистов, ученых в сфере ранней одаренности, педагогов дошкольного образования, начальной школы, дополнительного образования.

13:00 – 15:00 Секционное заседание «Неформальное образование в мире, России и Татарстане» (онлайн подключение)

Вопросы для обсуждения:
Что такое неформальное образование сегодня, какие компетенции можно получить. Какие документы об образовании приоритетны для работодателей при приеме на работу. Как с помощью неформального образования я могу капитализировать (повысить) свою стоимость на рынке труда? Как выбрать школу (организацию) для обучения (критерии)? Какие компетенции можно прокачать в таком обучении, какие нельзя? Какие школы (организации) котируются работодателем? Как правильно выбрать формат обучения?
Приглашаем к участию: экспертов, специалистов, ученых в сфере неформального образования, дополнительного образования, соотечественников.

13:30 – 15:00 Семинар «Целевые модели музыкальных конкурсов», Андрей Устинов, г. Москва, директор Ассоциации музыкальных конкурсов России, онлайн.

Вопросы для обсуждения:
Музыкальный конкурс, как возможность проявить себя для молодого человека, двигаться дальше. Какие бывают конкурсы, олимпиады, соревнования в искусстве, особенности и процедура их проведения, регламентирующие документы.

Приглашаем к участию: организаторов музыкальных конкурсных мероприятий для детей, школьников, студентов.

📌 Трек 4. Республиканское родительское собрание «Мой ребенок в интернете»

Для участия необходимо зарегистрироваться: https://bit.ly/37Kqazx

16.12.2020 18:00 - 19:30 – Дискуссия-обсуждение (офлайн с онлайн-трансляцией).

Вопросы для обсуждения:

Мой ребенок проводит много времени в интернете, он играет в компьютерные игры. Что мне делать: поговорить, ограничить доступ? Киберспорт – что мы знаем об этом? Социальные сети, как возможность проявить себя, пообщаться. Блогеры – образы для подражания? Психологические и физиологические аспекты жизни ребенка в онлайне.

Приглашаем к участию: родителей, заинтересованных в гармоничном развитии ребенка, переживающих за привязанность к гаджетам, представителей родительских комитетов.

17 декабря

18:00 – 19:00 прямой эфир «Как воспитать успешного и счастливого ребенка», Лариса Суркова, г. Москва (психолог, кандидат психологических наук).

📌 Трек 5. Ценности самореализации в новых условиях

18.12.2020

16:00-17:00 – Дискуссия-обсуждение (панельная дискуссия с онлайн-трансляцией).

Вопросы для обсуждения:

Что произошло с молодыми и взрослыми людьми при переходе в онлайн? Как поменялись ценностные ориентиры общества: в образовании, коммуникациях, профессиональном развитии, взаимодействии детей и родителей? Поменялось ли отношение к работе? Как изменился запрос в обществе на профессиональную самореализацию?

17:00-18:30 Мастер-класс «Карьерное консультирование», Айгюн Курбанова, г. Москва (ICareer), онлайн-подключение.

Приглашаем к участию: наставников, педагогов основного, дополнительного образования, преподавателей высшего образования, наставников-предприятий, представители министерств, ведомств, муниципальных районов.

📌 Трек 6. Расширенное заседание Научно-экспертного совета Университета Талантов. Анализ реализации Концепции и госпрограммы.

19.12.2020, 14:00-16:00 – Панельная дискуссия с онлайн трансляцией.

Вопросы для обсуждения:

Какие изменения произошли в сфере управления талантами в республике за 6 лет? Республиканский центр выявления и развития одаренных и талантливых детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус»: результаты работы за 2020 год и планы на 2021 год. 

Приглашаем к участию: представителей министерств и ведомств, партнеров Университета Талантов, людей, заинтересованных управления талантами.

📰

— Новости по теме

Все новости
Состоялось расширенное заседание Научно-экспертного совета Университета Талантов

24 декабря 2020

Состоялось расширенное заседание Научно-экспертного совета Университета Талантов

Репортаж с панельной дискуссии с онлайн трансляцией

Форум «Открытие талантов 2020» – это площадка для конструктивного диалога представителей образовательных организаций всех уровней, бизнес-индустрии, органов государственной власти, республиканских и федеральных экспертов, талантливой молодежи республики и соотечественников.

Форум прошел с 14 по 18 декабря в гибридном формате: очно и дистанционно. В этом году в нем приняли участие более 10 тысяч человек. В завершении форума состоялось расширенное заседание Научно-экспертного совета Университета Талантов. 

Главной темой заседания стали изменения, произошедшие в сфере управления талантами в республике за 6 лет. Собравшиеся проанализировали реализацию Концепции «Перспектива» и государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республики Татарстан на 2015-2023 годы» Эксперты также обозначили результаты работы за 2020 год и планы на 2021 год Республиканского центра выявления и развития одаренных и талантливых детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус».

Минзалия Закирова, заместитель министра образования и науки Татарстана, поприветствовала участников заседания:

Наша главная цель – обеспечить конкурентноспособность российского образования. Для этого создаются интересные для детей и молодежи учебные центры. Госпрограмма «Стратегическое управление талантами в Республики Татарстан на 2015-2023 годы» призвана привлечь одаренных, способных детей. Наша главная задача – создавать интересное каждому образованию, учитывать потребности, зоны и интересы каждого ребенка, развивать навыки и умения. Каждый ребенок талантлив. Задача педагога – увидеть это в ребенке. 

Алексей Горбачев, заместитель руководителя Фонда «Талант и успех» – руководитель учебно-методического центра:

– Республика Татарстан является безусловно одним из лидеров образования, системы развития талантов, которая строилась не один год и продолжает совершенствоваться. Это подтверждается результатами Всероссийской олимпиады школьников. Уникальная практика наставничества Университета Талантов – это то, в чем Республика Татарстан находится на передовой во всей стране. Также здорово видеть, как выстраивается взаимодействие системы развития талантов и индустриальных, научных партнеров.

Максим Михайлов, вице-президент Ассоциации образовательных организаций потребительской кооперации:

– Университет Талантов – это пример для всей страны, это флагманский проект. На каждом втором моем выступлении, особенно, если это стратегические сессии с теми, кто занимается современным образованием, говорят об опыте Университета Талантов. О комплексности подхода, о том, что это площадка, которой удается сочетать работу с талантами в узком смысле слова, но при этом понимая, что талантлив каждый ребенок. Идея Университета Талантов, которая с одной стороны, помогает самым лучшим, а с другой стороны, дает каждому понять, что ты есть – самый лучший. Мне кажется, этот замысел очень хороший.

Айдар Акмалов, исполнительный директор Университета Талантов, рассказал об основных этапах создания Университета Талантов и его деятельности за шесть лет, целью которого является создание единой республиканской системы эффективного развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи как основы роста конкурентных преимуществ Республики Татарстан. Был проведен анализ реализации каждой задачи Концепции «Перспектива». Стоит отметить, что в работе с талантами большое внимание уделяется партнерским программам сопровождения. Помимо этого, к 2020 году основной приоритетной задачей в наставничестве Университета Талантов стала карьерная навигация. Были отмечены и значимые мероприятия Университета Талантов.

– Мы понимаем, что деятельность в Татарстане по целенаправленной систематизации и формировании экосистемы работы с талантами длительная, целенаправленная. Неоднократно Татарстан становился лучшим в работе по молодежной политике, но при этом мы понимаем, куда нам расти, двигаться, ориентируясь на лучшие международные практики. За этот период сформирована нормативная база в работе с талантами. Она опирается на федеральную базу. Таким ориентиром и вектором выступает федерация Фонда «Талант и успех», – отметил Айдар Акмалов.


Республиканский центр выявления и развития одаренных и талантливых детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус» – отправная точка в развитии и совершенствовании Университета Талантов. В 2020 году было проведено 39 профильных программ, из которых 20 по науке, 9 по спорту и 10 по искусству. В них приняли участие 1370 школьников в возрасте от 11 до 17 лет. В завершении своего выступления исполнительный директор Университета Талантов обозначил этапы экосистемы работы с талантами: от выявления до трудоустройства. Также отметил роль научно-экспертного совета. Он считает, что в Татарстане модель развития таланта и раскрытии потенциала опирается на исследовательскую позицию. 

Аделя Ахметова, руководитель проектной группы «Программа продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями», представила модель центра образовательных программ. Основной его целью является разработка и проведение образовательных программ для содействия реализации индивидуальных планов развития студентов Университета Талантов. Центр образовательных программ объединяет студентов, наставников и родителей. Аделя рассказала об этапах на треке студента: от открытия личного кабинета, где студент может ставить цели, планировать их достижение и пользоваться всеми возможностями Университета Талантов до трудоустройства. 

Также она отметила, что в 2021 году будут разделена программа наставника карьерной навигации на три уровня: 

  • наставник-профориентатор – помощь школьнику в выборе профессии;
  • наставник-карьерный консультант – помощь студенту в старте карьеры, первом трудоустройстве;
  • наставник-коуч, карьерный консультант – помощь молодому специалисту в развитии или смене карьеры, карьерное продвижение.

На основе опыта 2020 года в следующем году в развитии образовательной среды студента будет уделено большое внимание:

  • разработке программ неформального образования, основные цели которого проектирования индивидуальной траектории развития, знакомству с социально-экономической жизнью региона, развитию проектной и предпринимательской деятельности;
  • дифференциации и  углублению программ для развития надпредметных компетенций;
  • вовлечению экспертов в сопровождении студента;
  • навигатору по образовательным возможностям партнеров;
  • родительскому образованию и знакомство их с возможностями в Татарстане.

Мария Ермилова, руководитель направления Университета Талантов по профориентации и взаимодействию с партнерами-предприятиями, представила модель центра карьеры и трудоустройства. Она рассказала о работе Университета Талантов в части проектирования и пилотирования программ центра:

Мы должны понимать все основные тренды социально-экономической среды республики, какие компетенции актуальны и транслировать это в среду талантливой молодежи на различных площадках: проектные, профориентационные форматы и другие. В части развития партнерских отношений важно сформировать экосистему.

В 2020 году были реализованы акселерационные проекты. Также работали по индивидуальному продюсерскому сопровождению тех студентов, которые достигли возраста, когда они готовы и хотят трудоустроиться. Помимо этого, в этом году был модернизированы формат и длительность проведения профпроб и стажировок. 


Разина Нигматуллина, научный руководитель профильных программ Республиканского центра по модели Образовательного центра «Сириус», представила согласованные профильные программы, которые стартуют в январе 2021 года. В направлении «Искусство» – профильная образовательная программа по декоративно-прикладному искусству «Этнология творчества» и профильная программа по хореографии «Let’s dance». В направлении «Наука» – профильная программа по химии и биологии «Основы исследовательской деятельности». В направлении «Спорт» – профильная программа по лыжным гонкам «Путь чемпиона». Также члены НЭСа согласовали профильную программу по химии «Начала химического анализа», которая пройдет с 1 по 21 февраля. 

Видеозапись заседания можно посмотреть здесь.

Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Как выстроить диалог с ребенком, чтобы он вырос счастливым и успешным

19 декабря 2020

Как выстроить диалог с ребенком, чтобы он вырос счастливым и успешным

Репортаж с онлайн-эфира с психологом Ларисой Сурковой

Каждый день форума «Открытие талантов» был наполнен мастер-классами и дискуссиями. В завершении четвертого дня форума в рамках Республиканского родительского собрания прошел прямой эфир, темой которого стал вопрос: как выстроить диалог с ребенком, чтобы он вырос счастливым и успешным? 

На этот и многие другие вопросы воспитания ответила Лариса Суркова, психолог, кандидат психологических наук, коуч и мама пятерых детей. В ее блоге в инстаграм насчитывается более 2,8 млн. человек. Она отмечает, что в понятии «общаться с ребенком на равных, на одном языке» заключается главная мысль – общаться на понятном ребенку языке:

– С ребенком нужно говорить обычным человеческим языком. Так, чтобы это было понятно ему. Не нужно никаких перегибов. Везде требуется «золотая середина». Я категорический противник того, что родители с ребенком должны быть друзьями. Родители должны быть родителями. Друзей у детей в жизни будет много. Они будут приходить, уходить, поддерживать, предавать и так далее. Друзья – единица переменная, а родитель – постоянная. Самое главное, что родитель должен делать в своей жизни – это не создать доверительные отношения, а не разрушить их. Пока ребенок маленький, он принимает родителей в абсолюте. Он нас любит, принимает, доверяет. В 3-5 лет дети с удовольствием рассказывают секреты родителям. И здесь возникает интересный момент: если на секрет ребенка родители его ругают, то для него это урок, что родителям нужно поменьше рассказывать. 

Эксперт отмечает, что в детской психологии есть несколько ключевых правил, на которых все базируется. Первое – сравнение. Оно травмирует и детей, и взрослых. Второе правило – отзеркаливание. Дети растут и развиваются, в итоге отзеркаливают свое окружение. До трех лет это близкий круг – родители. Далее появляется социум – другие дети, взрослые. Необходимо об этом знать и не забывать. 

У зрителей онлайн-эфира была возможность задать свой вопрос эксперту. Так, у родителя 15-летнего подростка был вопрос, связанный с тем, что ребенок не хочет разговаривать, делиться своими проблемами. Лариса Суркова рекомендует родителям в таком случае написать ребенку письмо и отразить в нем свои чувства, переживания, желание исправить ошибки, восстановить контакт и попросить ребенка найти в себе силы, чтобы заново выстраивать коммуникацию. Также она отметила, что лучше интересоваться увлечениями ребенка, а не только, какие оценки он получил в школе.

Помимо этого, был задан вопрос, можно ли проверять телефон 12-летнего подростка, как ему не навредить и обезопасить. Эксперт считает, что должны быть четко выстроены личные границы у любого человека, в том числе у детей. Несмотря на то, что вопросы безопасности, социальных сетей важны, брать его телефон без спроса не стоит. Желательно договориться с ним об установке программ на телефон, которые будут защищать его и блокировать запрещенный контент. Например, также можно рассказывать о мошенниках, опасных случаях, которые случались в социальных сетях. 

Психолог отметила, что в практической работе существуют способы для лечения детских комплексов и страхов. Один из самых любимых форм работы является сказкотерапия. Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным. Например, терапевтические сказки помогут решить проблемы и справиться с возникшими жизненными трудностями. Они гораздо результативнее всяческих уговоров родителей. 

В завершении от родителей был задан вопрос о том, как поддержать ребенка-олимпиадника, чтобы не было эмоционального выгорания. Лариса отметила, что важно, чтобы это было желанием самого ребенка и олимпиадная деятельность была ему в удовольствие. Главное, уметь отдыхать и давать ему эмоциональную разгрузку. Например, устраивать совместный выходной всей семьей каждое воскресенье. Также важно поощрять ребенка за положительные результаты и не фокусироваться на отрицательных. Необходимо давать больше положительной мотивации, хвалить его за достижения, показывать своей реакцией, как они важны для родителей. Тогда ребенок будет уверен в себе, у него будет точка опоры в виде родителей, семьи, где его понимают и поддерживают. Если ребенок получает не очень хороший результат, реакция должна быть спокойной и аналитической. Тогда у ребенка будет формироваться точка зрения, что в этом нет ничего плохого и расстраиваться не стоит, его все равно любят и помогут ему. В следующий такой человек раз обязательного достигнет хорошего результата. 

Видеозапись встречи можно посмотреть здесь

Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

«SOS! Соцсети поглотили моего ребенка!»: на форуме «Открытие талантов» прошло Республиканское родительское собрание

17 декабря 2020

«SOS! Соцсети поглотили моего ребенка!»: на форуме «Открытие талантов» прошло Республиканское родительское собрание

Репортаж с мероприятия в Казани, прошедшее в онлайн- и офлайн-форматах Ежегодно Университет Талантов проводит Республиканское родительское собрание, где родители вместе с ведущими экспертами и наставниками обсуждают важные вопросы, касающиеся развития и реализации потенциала молодых людей. 16 декабря такая встреча прошла на форуме «Открытие талантов» в онлайн- и офлайн-форматах одновременно.

Современные дети растут в двух мирах – в реальном и в виртуальном. Гаджеты окружают их повсюду и сопровождают с раннего утра до позднего вечера. Эта проблема сильно заботит родителей и стала главной темой родительского собрания, участие в котором приняли более 7 000 родителей со всего Татарстана. 

 Экспертами родительского собрания стали: 

  • Алсу Мунибовна Асадуллина, заместитель министра образования и науки Республики Татарстан;
  • Татьяна Бузина, зав. кафедрой общей психологии Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова;
  • Рустам Алидаров, руководитель киберспортивной школы «Good Game»;
  • Алена Вдовиченко, практикующий психолог, руководитель департамента детских программ TeamSoft;
  • Равиль Исхаков, казанский блогер.

В рамках Республиканского родительского собрания совместно с ведущими экспертами ответили на вопросы: 

  • почему ребенок проводит много времени в интернете; 
  • как быть в этой ситуации: поговорить, ограничить доступ;
  • интернет – это зло для моего ребенка;
  • как не стать врагом своему ребенку, как ему не навредить и обезопасить;
  • киберспорт – что мы знаем об этом.

Алсу Асадуллина отметила, что родители должны понимать чем интересуется их ребенок, кроме интернета. Главное – чтобы сохранялась доброжелательная обстановка в семье:

– Мне кажется, интернет для ребенка – это зло в тех случаях, когда родители не контролируют и не понимают, чем занимается ребенок в интернете. Этот год показал, что интернет должен быть не врагом, а другом в нашей жизни. На мой взгляд, если родитель имеет доверительные отношения с ребенком, то он знает, чем занимается в интернете его ребенок. Однако всему должно быть ограничение во времени. Ребенок не должен целиком уходить в онлайн. Если взрослые могут себя ограничить, то подросток отличается тем, что «зависает» во всем этом. Отсюда неправильное отношение к живому общению. Правильно пользоваться интернетом, как инструментом, должны обучать родители, и это не должно быть яблоком раздора. При этом и взрослые сами должны быть в социальных сетях, чтобы понимать, что там происходит. 

Алена Вдовиченко, которая много работает с подростками, отметила – если ребенок проводит много времени в интернете, значит ему там комфортно и безопасно по своим внутренним ощущениям. И если это единственное место, где они себя так чувствуют, то это не очень хорошо:

Интернет становится опасен в тот момент, когда он является для ребенка единственным источником безопасности. Еще я бы переживала, если интернет был бы единственной площадкой для самореализации ребенка. Если он успешен в соцсетях и при этом хорошо общается со своими сверстниками, то здорово. Все нормально, если это не ущемляет его другие интересы той деятельности, которая должна развиваться в определенном возрасте: у подростков – коммуникации, у младших школьников – игры, учеба.


Также спикеры обсудили, как понять, что у ребенка зависимость от интернета и как быть в такой ситуации. Например, Рустам Алидаров считает, что если ребенок проводит в интернет больше четырех-пяти часов, то стоит задуматься, потому что это уже превращается в зависимость:

– Стоит просто пообщаться с ребенком и договориться о сбалансированном распорядок дня. Договориться с ребенком не так сложно, нужно найти индивидуальный подход. Меня часто спрашивают, является ли киберспорт зависимостью. На самом деле, неважно, чем занимается человек. Потому что чем бы он не занимался, он становится зависим от всего. Например, трудоголики зависимы от своей работы. Человек, который играет в шахматы, зависим от игры в  шахматы. Аналогично с классическим спортом. 

Татьяна Бузина считает, что длительное пребывание в соцсетях – это уже тревожный знак:

– Важно, чтобы родители понимали, что ребенок копирует их поведение. Важно понять своего ребенка, узнать что дает ему интернет и возможно, обратиться к психологу, особенно в непростом подростковом возрасте. 

К концу родительского собрания и спикеры, и родители были единодушны в том, что без интернета жизнь современного человека уже мало возможна. Однако для еще несформировавшейся личности «вхождение» в онлайн должно быть постепенным, дозированным и под взрослым контролем.   

«Наставничество в онлайн и карьера для студентов - завершился второй день работы VII Республиканского форума «Открытие талантов»

16 декабря 2020

«Наставничество в онлайн и карьера для студентов - завершился второй день работы VII Республиканского форума «Открытие талантов»

Эксперты обсудили одну из актуальных на сегодня тем и провели два мастер-класса

15 декабря форум «Открытие талантов» продолжился обсуждениями актуальных вопросов и мастер-классами. Дискуссия «Наставничество в режиме онлайн» подтвердила интерес к форуму Университета Талантов не только татарстанских специалистов в области образования, студентов и родителей. В беседу с экспертами включались участники из других регионов страны.

Во время дискуссии участникам предлагалось обсудить, возможно ли наставничество в онлайне, какие приложения помогут выстраивать взаимодействие с учеником или наставляемым не менее эффективно, чем в офлайне. Эксперты давали советы, как сохранить свою мотивацию, работая онлайн, а также пытались ответить на вопрос «Сможет ли искусственный интеллект заменить наставника».

Первой слово взяла сомодератор обсуждения психолог, наставник Университета Талантов Альфия Тунакова. Она рассказала, что для нее переход в онлайн-режим был не совсем простым:

  •  Нужно было за две недели срочно перестроить всю свою работу. Но  совместная с коллегами работа позволила это сделать быстро и продуктивно. Учитывая нашу работу в Университете Талантов, нам действительно удобнее в некоторой степени работать дистанционно - общаться с ребятами со всех районов Татарстана. Ведь теперь наставляемым из села и других городов республики не нужно приезжать в Казань, так что наши встречи, пусть и в онлайн, стали чаще. 

Директор национального ресурсного центра наставничества «Ментори» Ирина Пронькина уверена, что выстроить доверительные отношения в онлайн не так уж и сложно:

  • Если раньше, при обычном очном общении формального подхода было больше, то сегодня ситуация несколько изменилась. Чтобы человек общался с тобой в зуме, он четко должен знать - зачем он это делает, что ему даст такая встреча, насколько вообще ему это интересно? В онлайн идет конверсия всех участников образовательного процесса, сужение воронки до тех людей, которым все это действительно нужно. 

Свое мнение об онлайн-наставничестве высказал и исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов:

- Наставничество - основа нашей деятельности, поэтому мы большое внимание уделяем тому, кто сопровождает наших студентов. Наши ребята сами выбирают себе наставника. Когда наставник начинает работать с наставляемым, сначала идет глубинное интервью, из которого формируется понятие о профессиональных интересах студента Университета Талантов. Мы даем ему обратную связь по результатам интервью, далее составляем индивидуальный план развития (ИПР). Для собеседования теперь используем зум, а далее общение и переписка идет по разным контактам.

Многие эксперты единодушны во мнении – если наставничество начинается после очной встречи, даже потом, в дистанционном формате общение будет идти значительно легче. В обсуждении активное участие приняли и слушатели, интернет-гости заседания. Многие ставили под сомнение вопрос о том, будет ли наставничество в формате онлайн действенным. Однако к концу беседы сложилось общее мнение  онлайн не исключает личных встреч. Здесь важны сразу несколько факторов – и технически качественная площадка для дистанционного общения, и доверительные отношения, которые необходимы и без непосредственного живого общения. 


Мастер-класс «Цифровые инструменты в работе с учениками» провела управляющий директор консалтинговой компании Digital Spring Agency, эксперт по инновационным технологиям Анастасия Тюрина. Эксперт рассказала учителям и преподавателям вузов об онлайн-инструментах, с помощью которых в наше высокотехнологичное время можно проводить действительно эффективные занятия. Она поделилась также секретами, удержания интереса и вовлеченности учащихся.


Параллельно на форуме также проходил второй мастер-класс. Сооснователь HRtech стартапа Careerspace. Автор телеграм каналов о карьере Без aspera ad astra и Без aspera jobs Арина Егорова выбрала тему «Карьера для студентов». На занятии она со слушателями обсудила тренды рынка труда, кто, где и сколько зарабатывает. Как построить карьеру студентам без опыта работы. Молодые люди, для которых вопрос трудоустройства стоит остро, либо вот-вот потребует решения, узнали, с чего начать, чтобы быть успешным профессионалом с первых шагов в карьере.


Форум «Открытие Талантов» начался с размышлений о наставничестве

15 декабря 2020

Форум «Открытие Талантов» начался с размышлений о наставничестве

14 декабря в онлайн-формате состоялась дискуссия и два мастер-класса

14 декабря стартовал VII Республиканский форум «Открытие талантов: экосистема выявления, развития и трудоустройства талантливых и одаренных детей и молодежи». Новшеством и ответом на вызовы сегодняшних реалий стал особый формат проведения мероприятия - его гибридный формат. В первый же день были доступны различные форматы общения и обсуждения: дискуссия и мастер-классы.

Традиционно итоговый форум «Открытие талантов 2020» – это площадка для конструктивного диалога представителей образовательных организаций всех уровней, бизнес-индустрии, органов государственной власти, республиканских и федеральных экспертов, талантливой молодежи республики и соотечественников. 

Доцент кафедры государственного управления и кадровой политики Московского городского университета управления Правительства Москвы, коуч и наставник  Алла Попова первой выступила на пленарном заседании, трансляция которого велась онлайн. Остальные его участники также выступили дистанционно. Все они рассуждали на тему -  кто же такие наставник, коуч, ментор, карьерный консультант, профориентатор? Что несет в себе каждое из этих понятий, чем они отличаются и какие функции выполняют.  

  • Наставник передает свои знания и опыт подопечному. Тьютор или навигатор сочетает в себе экспертные и коучинговые позиции. Когда мы выстраиваем образовательный маршрут для молодого человека, подключаются уже  экспертные позиции. Каждый человек сегодня сможет выбрать для себя понятную роль, - уверена Алла Попова, которой самой зачастую приходиться выступать в разных ролях или одновременно совмещать несколько. 

Параллельно с выступлениями шло онлайн-голосование. Слушателям предстояло ответить: «Кем вы являетесь: ментором, тьютором, навигатором или наставником». Уже через несколько минут после начала стало понятно, что большая часть участников считает себя наставниками - это 48,4 процента. 

Алла Попова рассказала, как именно ей удается сочетать в себе сразу несколько ролей:

  • У нас в жизни есть несколько социальных ролей: товарищ, ребенок, родитель одновременно. Работая с подопечным, в зависимости от задач, которые он перед нами ставит, меняются и наши роли. Даже в рамках оного взаимодействия мы можем использовать разные функции, но приходим к общему результату с помощью вклада обоих, наставника и наставляемого, учителя и ученика. В моем случае, сначала подопечный говорит, что ему требуется, потом я подбираю себе наиболее подходящую для достижения цели роль. 

К слову, по словам спикера, «наставник» - понятие больше российское. На Западе принято говорить «ментор». Дальнейшие высказывания участников заседания только подтвердили мнение, что наставник - человек, который передает опыт и знания, воодушевляет наставляемого. 

Мария Мирова, руководитель программы «Наставничество» АНО «Россия - страна возможностей» уверена, что наставничество - это не про карьеру или помощь в решении задач трудоустройства. В целом, это про поиск человека собственных целей, самоидентификацию:

  • Если вы готовы отказаться от себя прошлого, своих привычек - надо искать именно наставника. Изменение себя - это огромный ежедневный труд. За каждым успешным человеком всегда стоит наставник. Он может и давать советы, и мотивировать, рассказывать про свой опыт. Но чаще он задает вопросы и побуждает наставляемого самому находить ответы. Это поиск себя и расширения своих границ. Именно такого взгляда на наставничество мы придерживаемся в своей программе. 

Алена Михалева, co-founder Международной Ассоциации Профориентации, карьерный консультант, психолог, психотерапевт, также высказала свое мнение по данному вопросу: «Нельзя сказать, какую роль ты выполняешь чаще. Иногда на первый план выходит и коуч, чтобы понять, ЧТО нам мешает развиваться. А вот чтобы понять, КАК нам что-то сделать - измениться, достичь - вот это и есть наставничество». 

  • Наставник - это сопровождение, это тот, кто рядом. Но он не делает что-то за наставляемого. Лучшая похвала - это когда его ученик пойдет дальше учителя. Научить само навигации очень важно. Мы ведь как в той пословице, даем голодному не рыбу, а удочку, - подытожила руководитель Лаборатории карьерной навигации КИУ им. В.Г. Тимирясова Светлана Туктамышева.

Мнением о наставничестве поделились и наставники Университета Талантов. Альфия Кулакова, Фирая Муртазина и Дина Куделенская в заранее записанном ролике рассказали о своем профессиональном пути и педагогических методах. 


Завершился первый день форума «Открытие талантов» мастер-классами.  Продюсер-методист и преподаватель EdMarket Мария Коновалова провела занятие на тему «Как собрать онлайн курс подручными средствами». Мастер-класс  был предназначен для тех, кто хочет научиться запускать свои курсы в онлайне. Он познакомил желающих с базовыми инструментами и подходами, которые можно применять в своей работе. Эксперт предложила сначала определится с тремя основными понятиями - цель - чему учим; критерии оценки - как мы поймем, что научили; контент - какая теория нам может понадобиться, какие упражнения. 

Мастер-класс «Профориентация школьников» провела Алена Михалева. Она рассказала о практике «Что меня зажигает», которая позволяет школьнику найти профессию или род занятий по душе, дело, которое в будущем будет и любимым и успешным. Более взрослым наставляемым, от 18-20 лет и старше, по ее словам, идеально подойдет другое упражнение - «Найди свою нишу». Основываясь на своих интересах, знаниях и уже применяемых практических навыках, можно найти ту профессию и специальность, которая будет наиболее импонировать вам, а значит - получаться.