DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено

Семинар «Таланты мира»

Лучшие практики развития и поддержки одаренных детей и молодежи

Дата проведения:
28 мая
Место проведения:
— О мероприятии

Дата проведения семинара: 28 мая 2018 г.

Время: 13:00 – 16:20.

Место проведения: Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк» (г. Казань, ул. Петербургская, 52)

С 2015 г. Университет Талантов проводит семинары «Таланты мира: лучшие практики развития и поддержки одаренных детей и молодежи»:

«Каждый семинар позволяет нам уточнить содержание мер поддержки одаренных детей и молодежи. Эксперты из разных стран мира, городов России и Татарстана представляют уже работающие механизмы в сопровождении таланов и доведения их до трудоустройства. Кроме этого, мы активно вовлекаем наших соотечественников, которые представляют свои истории успеха»

- поделилась Разина Нигматуллина, руководитель направления «Научно-экспертное сопровождение» Университета Талантов.

В предыдущие годы рассматривались темы проектного творчества, ранней профессионализации детей и молодежи, вопросы оценки эффективности развития человеческого капитала. С материалами прошлого года Вы можете ознакомиться здесь.

Персонализация – один из трендов сегодняшнего дня. И, по всей видимости, с развитием технологий сохранит свою актуальность еще долгое время. Дизайн одежды, персональное меню, медицинские услуги – наряду с данными элементами жизни встает вопрос проектирования индивидуальных планов развития человека.

В 2018 году первый семинар «Таланты мира» посвящен вопросам построения и реализации индивидуальных планов развития талантливых молодых людей.

«Главный вопрос, на который хочется найти ответ молодому человеку: что нужно успеть сделать сегодня, запланировать на завтра, неделю, месяц, год, чтобы достичь успеха? Когда, в каком объеме? Нужно ли планировать вообще? Есть ли универсальное соотношение действий или бездействий, применив которое можно спокойно «ждать» гарантированный результат? Может ли биография людей с великими достижениями быть примером или «лайфхаком»? Например, одна из последних книг о Стиве Джобсе в первую неделю после выхода продавалась в количестве около 500 тысяч экземпляров»

- рассказал Айдар Акмалов, исполнительный директор Университета Талантов.

Университет Талантов является институтом развития человеческого капитала Республики Татарстан, а также уполномоченным органом по реализации Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан «Перспектива». Один из принципов Концепции – принцип индивидуального подхода, который предполагает разработку индивидуальных траекторий образования, карьеры и саморазвития с целью максимально эффективного раскрытия потенциала молодых людей. Данные индивидуальные траектории разрабатываются с учетом выявляемых интересов и потребностей, а также приоритетов развития Республики Татарстан.

«Когда мы со студентами Университета Талантов прорабатываем индивидуальные планы развития, мы обязательно учитываем несколько контуров. Первый – это профессиональные ориентиры и уже накопленный background в виде навыков, достижений и практического опыта самого молодого человека. Исходя из этого можно проектировать его индивидуальный образовательный план. Он содержит уроки, лекции, семинары. Иными словами, все то, что есть в школе, вузе, дополнительном образовании и онлайн платформах. Второй контур ИПРа предполагает развитие надпредметных компетенций, например, когнитивности, командности, управление проектом под результат и ряд других. Третий контур ИПРа включает практико-ориентированные мероприятия – это все возможные площадки, на которых молодой человек может применить свои профессиональные и надпредметные компетенции и «проверить на прочность» свою траекторию движения»

- рассказала о системе построения индивидуальных планов развития в Университете Талантов Аделя Ахметова, руководитель направления «Индивидуальная продюсерская поддержка» Университета Талантов.

В текущем году к участию в семинаре приглашены представители лучших школ и вузов Татарстана и России, они расскажут о своих практиках в составлении индивидуальных образовательных программ. Кроме этого, представители компаний и предпринимательского сообщества поделятся практиками корпоративных программ индивидуальных планов развития сотрудников. Выработанные предложения и рекомендации образовательных организаций и компаний будут «примерять» студенты Университета Талантов в течении ближайших четырех месяцев.

«Отличительной чертой данного семинара станет постоянное участие в дискуссии молодых людей, которые находятся в процессе составления и реализации своих индивидуальных планов развития, а слушатели семинара смогут проявить свою позицию по тому или иному вопросу с помощь специальных пультов для голосования»

- рассказал об особенностях проведения семинара Марсель Гараев, руководитель направления «Событийный менеджмент и управление проектами» Университета Талантов.

По итогам семинара будет сформирован ряд предложений для составления и реализации индивидуальных планов развития детей и молодежи в нашей республике. Данные предложения будут использоваться в системе поиска, выявления, развития, сопровождения и закрепления одаренной и талантливой молодежи Татарстана.

К участию в семинарах приглашаются исследователи, педагоги, родители, управленцы и сами молодые люди, заинтересованные темой индивидуальных планов развития.

Вам есть что рассказать по теме семинара? Укажите это в заявке, мы с вами свяжемся! Возможно, именно у вас есть положительный или отрицательный опыт в построении индивидуального плана развития.

Для участия в семинаре необходимо зарегистрироваться по форме ниже.

📰

— Новости по теме

Все новости
Практика развития сообществ в Татарстане и за его пределами. Какие глобальные задачи могут решить их участники?

1 декабря 2018

Практика развития сообществ в Татарстане и за его пределами. Какие глобальные задачи могут решить их участники?

«Все великое в бизнесе никогда не делается одним человеком; оно сделано командой людей» – слова Стива Джобса, предпринимателя и одного из основателей корпорации Apple и студии Pixar, можно применить ко всем сферам деятельности и группам людей, которыми движет общая цель. В команде единомышленников, которых объединяют не только мировоззрения, но и общие дела, можно добиться значительно более высоких результатов, нежели действовать в одиночку.

29 ноября в Казани состоялся проектный семинар «Таланты мира: лучшие практики развития и поддержки одаренных детей и молодежи». 46 участников, среди которых: российские эксперты, представители различных организаций Республики Татарстан, члены Научно-экспертного совета госпрограммы, наставники и партнеры Университета Талантов, а также соотечественники Татарстана, проживающие в других регионах России, странах Европы и США, поделились опытом развития различных сообществ как в республике, так и за ее пределами.

В Татарстане есть опыт использования лучших мировых практик выявления и развития талантливой молодежи. Одна из таких практик – создание и развитие сообществ – приоритетная задача Университета Талантов.

На семинаре спикеры поделились опытом развития различных сообществ как в Татарстане, так и за его пределами. О практике создания и развития сообществ неравнодушных людей на примере организации «Лиза Алерт» рассказала Айгузель Хайриева, информационный координатор «Лиза Алерт» в Татарстане. Эта организация ведет свою деятельность шесть лет и занимается поиском без вести пропавших детей и взрослых. Существует огромное количество механизмов, которые помогают вовлечению социума в решение данных проблем.

 – Нужно заниматься поиском, но в то же время нельзя принуждать людей. Это должно идти от сердца. Мы стараемся обучать людей, в то же время развиваемся и сами. Любой из нас может оказаться на месте беспомощной бабушки. Помощь самому себе – это нормальная идея, – поделилась Айгузель Хайриева.

В 21 веке появился киберспорт. Этот вид спорта будет включен в Олимпийские игры в 2024 году. Генеральный менеджер татарстанской команды по киберспорту Антон Баранов рассказал о популярности данного движения в Казани. Кроме материальных ценностей, оно развивает командный дух, чувство дружбы, коммуникабельность. Татарстанская команда по киберспорту участвует в различных региональных и российских турнирах.

– Кто-то проявляет себя в классическом спорте, кто-то может стать спортсменом, сидя за компьютером. Участникам данного спорта в среднем по 20–21 лет. У них есть свой режим питания, тренировок, – отметил спикер.

В основном команды по киберспорту формируются в вузах. Успехи в этом виде спорта зависят от обучаемости и желания самого человека. Эта тема особенно понравилась участникам семинара, по мнению некоторых из них многие программисты приходят в свою сферу именно через компьютерные игры. К тому же международные турниры по киберспорту помогают в привлечении туристов и развитии туристического потенциала.

Одно из развивающихся сообществ за пределами Татарстана – сообщество соотечественников. Оно объединяет молодых людей, которые родом из Татарстана, но сейчас обучаются или работают в различных регионах России или в других странах. Соотечественники Республики Татарстан – это пример создания сообщества изменений. Представитель данного сообщества, совладелец Детской школы «Робуки», член Совета директоров ООО «Аэроэкспресс» Ленар Рахманов (г. Москва) поделился идеей перевода данного сообщества из формата чата в нетворкинг. Спикер рассказал, что соотечественники используют различные инструменты в развитии сообщества, например: социальные сети, мессенджеры, развлекательные мероприятия, приглашают спикеров на встречи. После семинара соотечественники планируют встретиться в Москве и обсудить конкретные шаги по развитию своего сообщества.

– Мы хотим ввести термин «Амбассадор Татарстана» – пример трудолюбивого и толерантного человека, который любит свою республику и представляет ее с лучшей стороны за ее пределами, – говорит Ленар.

«Архитекторы будущего» – сообщество глобальных шейперов Всемирного экономического форума называет себя именно так. Название сообщества происходит от английского слова «shape», что значит «создавать форму».

Генеральный директор Центра развития туризма Республики Татарстан, основатель-куратор сообщества глобальных шейперов Казани Дильбар Садыкова рассказала о деятельности сообщества. Сообщество глобальных шейперов – инициатива Всемирного экономического форума (ВЭФ). Это сеть городских площадок по всему миру, созданных и управляемых талантливыми молодыми людьми, которые достигли исключительных успехов в разных сферах деятельности и желают внести свой вклад в развитие общества. Молодые лидеры могут выдвигать идеи и предпринимательские новшества для решения насущных мировых проблем: от улучшения законодательства и экологии до трудоустройства молодежи. Для реализации своих идей участники могут использовать платформу форума и возможности сотрудничества с компаниями – стратегическими партнерами ВЭФ.

– В 2010 году после «арабской весны» (волна демонстраций и путча – прим. ред.) организаторы Всемирного экономического форума поняли, что молодежь – это драйвер. Шейперы – участники данного форума в возрасте 20–30 лет, которые мыслят глобально, действуют локально. Нас в Татарстане 20 человек, а в мире – около 7 тысяч, – отметила спикер.

Результатом практического семинара стало определение дальнейшей работы по теме развития сообществ. Университет Талантов будет вовлекаться в изучение этой темы и проводить исследования. В ходе семинара были определены задачи на следующий год, в том числе был дан условный старт проекту, посвященному развитию сообщества соотечественников, и через год планируется увидеть первые результаты.

Александра Бобрецова, эксперт Университета Талантов, генеральный директор «Воробьевы Горы Индепендент» (г. Москва), отметила, что важно разграничивать понятия «сообщество» и «проект»:

– Мне кажется, данная тема была выбрана, чтобы соотечественники, которые являются сообществом, смогли точнее обдумать, отрефлексировать, зачем они вместе. Это просто тусовка или это тусовка, которая должна перейти в проектную деятельность или поставить сверхзадачу? На семинаре собрались очень интересные эксперты. Особенно понравились выступления про сообщество по киберспорту и Всемирное сообщество глобальных шейперов. Я думаю, что мы их позовем на свои конференции в качестве спикеров. Если говорить о научной стороне развития сообществ, то нужно проводить исследовательскую деятельность: кто есть участники, по какому принципу они объединяются. Если говорить про практики, то нужно осмыслить, какие темы для них важны. Ребятам-участникам на следующие дни форума необходимо выделить, в каких сообществах они спорят и развлекаются, а где – двигаются в будущее, создают проекты. Сообщество – это место, где мы пришли и пообщались, а проект начинается там, где мы распределили задачи и начали двигаться.

Айдар Акмалов, исполнительный директор Университета Талантов, отметил важность создания сообществ:

– В этом году на форуме соотечественников тема сообществ – одна из ключевых. Мы узнали о существовании целых команд в России, изучающих сообщества, и опирались на их работу, в том числе на исследования Агентства стратегических инициатив. Чтобы погрузить участников семинара в данную тему, мы пригласили представителей двух сообществ. Деятельность одного из них связана с поиском людей. Это пример того, как неравнодушие объединяет и решает социальную задачу. Другой пример – сообщество по киберспорту, формирующееся последние несколько лет. Сидя за компьютером, молодые люди участвуют в соревнованиях. Сегодня это стало целой индустрией.

В ходе семинара мы получаем обратную связь и видим, что формируется понимание сообщества соотечественников. Мы рассматривали разные стадии: те, кто стихийно вовлекается в те или иные сообщества, и те, кто целенаправленно формирует вокруг себя людей по общим интересам. Идея, которую выносит сообщество соотечественников, связана с продвижением Татарстана как привлекательной территории для инвестиций, территории, имеющую свою культуру, традиции. Мы вместе с соотечественниками ставим задачу транслирования ценностей, которые есть у Татарстана. По итогам семинара мы поняли, что эту тему нужно много исследовать и изучать с нашими экспертами из Научно-экспертного совета госпрограммы. Эту задачу мы и взяли для детальной проработки на первый квартал 2019 года.

Фоторепортаж

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета талантов

 «Возможностей много, главное – уметь в них ориентироваться»

2 июня 2018

«Возможностей много, главное – уметь в них ориентироваться»

Помощь в создании и реализации индивидуального плана развития – одна из мер поддержки для талантливой молодежи, которую предоставляет Университет Талантов своим студентам. На международном практическом семинаре «Таланты мира: лучшие практики развития и поддержки одаренных детей и молодежи» спикеры делились практиками составления и реализации индивидуальных планов развития детей и молодежи. Одним из спикеров стал Игорь Асонов, программный директор Научного парка «Сириус» фонда «Талант и успех» (г. Сочи). В своем выступлении он рассказал о том, какой должна быть правильная система сопровождения одаренной молодежи. Мы поговорили с Игорем Евгеньевичем и узнали, для чего нужно составлять план развития для ребенка и понимать, в каких направлениях он хочет развиваться. 

У нас в «Сириусе» нет понятия «индивидуальный план развития», но есть программы поддержки выпускников, которые мы реализуем совместно с партнерами. На нашем сайте есть специальный раздел для выпускников, где они могут отследить анонсы полезных для них событий, также мы делаем для них информационную почтовую рассылку. Существует центр сопровождения выпускников и грантовых программ: принимаются предложения от партнеров, которые мы агрегируем и распространяем лучшие из них. На данный момент реализовано более 42 взаимодействий, еще 4 находятся на стадии набора участников.  

За три года работы «Сириус» реализовал программы, участниками которых стали 23 тысячи выпускников из разных регионов нашей страны. Многих из них вновь приглашаем в наш центр на стажировки. В планах – создание более 60 различных проектов совместно с партнерами.  

На мой взгляд, Университет Талантов реализует в Республике Татарстан системную работу, является региональным центром по модели «Сириуса», которая реализуется по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина. Инициативы, которые были представлены на семинаре, – компетентностный подход, образовательные методы, зависящие от желания ребенка развиваться, проведение глубинных интервью – это очень правильно, важно живое общение. Я уверен, что проекты, которые здесь создаются, будут развиваться и дальше, и мы в «Сириусе» можем точно не беспокоиться за наших выпускников из Татарстана.  

В современном образовании есть несколько актуальных стратегических направлений: стратегии технологического развития Российской Федерации, цифровая экономика – это определит технологическое будущее нашей страны. Мы, как образовательный центр, реализуем программы совместно с партнерами и университетами, стараемся установить связь между обучением одаренной молодежи и ее вовлечением в реальные научно-технические задачи.  

Безусловно, важно понимать, в каком направлении развивается учащийся. Индивидуальный план развития важен и нужен, но главное – чтобы ребенок понимал, чего он хочет добиться и какими путями. Сейчас есть множество возможностей для молодежи, важно уметь в них ориентироваться.  

Эльсинора Габдуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

 

 

«Мы включаем в индивидуальный план развития студентов Университета Талантов возможности внешней среды»

30 мая 2018

«Мы включаем в индивидуальный план развития студентов Университета Талантов возможности внешней среды»

Для того, чтобы достичь правильно поставленной цели, нужно иметь четкий план действий. Составление индивидуального плана развития (ИПР) является важным инструментом в работе с одаренными детьми Университета Талантов. ИПР – это комплекс действий, помогающий человеку развивать у себя необходимые профессиональные навыки и личные качества. Каждый молодой человек, ставший студентом Университета Талантов, составляет такую программу и развивает в себе необходимые компетенции.  

На недавно прошедшем международном семинаре «Таланты мира: лучшие практики развития и поддержки одаренных детей и молодежи» индивидуальный план развития стал основной темой обсуждения. Участники семинара делились своим опытом построения и реализации индивидуальных планов, предлагали свои методы для его улучшения.  

Мы побеседовали с участницей семинара, руководителем направления «Индивидуальная продюсерская поддержка» Университета Талантов Аделей Ахметовой об опыте составления и использования ИПР в Университете Талантов, его особенностях и о том, что может получить студент, имеющий индивидуальный план.  

– Как Университет Талантов использует индивидуальный план развития? Есть ли уже какие-нибудь результаты?  

– Индивидуальный план развития – это основа работы нашего университета. Молодые люди, ставшие нашими студентами, проходят этап его составления и в течение года вместе с нами реализуют его. Сейчас мы находимся на этапе пилотирования индивидуального плана. Наши студенты сначала проходят первый этап – диагностику. После этого они встретятся со своими наставниками. К Летней молодежной школе, которая пройдет в августе, мы сформируем для них индивидуальный план и в декабре посмотрим на итоги совместной работы.  

– Есть ли студенты, которые уже прошли весь цикл, и есть ли итоги работы?  

– Полный цикл не проходил еще ни один студент, потому что мы начали реализовывать проект в октябре. Есть студенты, которые закончили четвертую базовую модуль. Они сейчас учатся работать с индивидуальным планом. Среди них есть те, кто в процессе воспользовались мерами поддержки, заложенными в своем плане, и получили результат. Например, Адиля Назырова стала абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по технологии. Она обратилась к нам за помощью в подготовке ее выступления на олимпиаде и получила эту поддержку. Это была часть ее плана индивидуального развития.  

– В чем особенность индивидуального плана развития, который разрабатывается в Университете Талантов?  

– Основная особенность плана, который составляется для студентов Университета Талантов, заключается в том, что мы включаем в него возможности внешней среды. Далее мы обучаем молодых людей пользоваться этим планом и осознанно достигать результата. Еще одна особенность – это наличие наставника. Обычно молодой человек работает над своим развитием сам, ставит и достигает целей самостоятельно. Наставники по достижениям и поддерживающие родители есть не у всех. В Университете Талантов со студентом работает наставник. Это тот человек, который целенаправленно фокусирует студента к достижению цели, работе над индивидуальным планом и развитию компетенций. Наставники ведут студентов до результата. Сейчас у нас есть более 250 наставников.  

– В каких сферах можно использовать индивидуальный план?  

– Индивидуальный план развития – это универсальный инструмент. Исходя из цели человека, использовать его можно по-разному. В Университете Талантов мы используем ее для профессиональной самореализации. Туда входят и проектное творчество, и работа в команде, и открытие собственного бизнеса.  

Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

 

 

«Нам важно, чтобы при должном уровне профессионализма у  детей сохранилось чувство человечности»

30 мая 2018

«Нам важно, чтобы при должном уровне профессионализма у детей сохранилось чувство человечности»

Самореализация человека в профессиональной деятельности – важный итог в становлении и развитии личности. Для того, чтобы правильно выбрать свой путь развития, нужно раскрыть свой потенциал и уметь его применять. С целью создания научно-методической платформы для развития талантливых детей поддержки одаренной молодежи с 2015 года Университет Талантов проводит семинары «Таланты мира: лучшие практики развития и поддержки одаренных детей и молодежи».  

В этом году семинар был посвящен вопросам построения и реализации индивидуальных планов развития. Планирование своего будущего – необходимый навык для каждого ребенка. Многим выпускникам бывает трудно сделать выбор и определиться со своей будущей профессией. В Казани существует проект «Архидети», который помогает воспитанникам найти и реализовать себя в художественном творчестве.  

«Архидети» – долгосрочный социальный благотворительный проект для раскрытия способностей в сфере изобразительного искусства у детей. Изначально целью проекта была помощь подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Но, как известно, с проблемой профориентации сталкиваются и подростки и из благополучных семей. Наставники проекта развивают творческие способности молодежи. В специальных мастерских молодые люди приобретают знания по архитектуре, актерскому мастерству и дизайну, после чего защищают свои проекты по этим направлениям.  

На семинаре «Таланты мира» с темой «Практики составления и реализации индивидуальных планов развития в культуре и искусстве» приняла участие руководитель проекта «Архидети» Гузелия Махмутова. Мы поговорили с Гузелией о главной миссии проекта, индивидуальном плане развития молодежи и планах на будущее.  

– Какова самая главная цель проекта «Архидети»?  

– На данный момент мы не ограничиваем себя целью, не ставим перед собой какие-то определенные задачи, так как можно запутаться и забыть о том, ради чего все это начиналось. Это, скорее, наша миссия – раскрывать личность ребенка через творчество.  

– Как Вы считаете, для чего нужно составлять индивидуальный план развития (ИПР) для молодежи? Какие особенности Вы учитываете в своем проекте?  

– Особенностей много. Нужно понимать, что в нашем проекте условно на год индивидуальный план развития не составишь, например, как в Университете Талантов. За год ребенок может кардинально измениться. Например, он приходит к нам очень скромным, зажатым, и мы стараемся его раскрыть через творчество. Бывают случаи, когда к нам приходит ученик, который является изгоем в классе, в школе или в семье. В этом случае какой ИПР с ним можно составить? Если только на ближайший месяц. Потом, когда ребенок раскрывается, с ним можно строить ИПР и на год, и на два. План важен для того, чтобы понять, в каком направлении нужно идти ребенку. При этом важно выдерживать историю, траекторию движения. У нас нет определенной структуры плана развития или одинакового плана для каждого. Есть понимание, что ребята индивидуальны творчески.  

– В каком направлении Вы хотите развивать проект в дальнейшем?  

– Мы задумывались над составлением параллельной программы для родителей. Мне кажется, что многие родители хотят участвовать на собраниях, обсудить вопросы развития детей. Если есть категория людей, неравнодушных к этому, почему бы не создать необходимые условия? Так, сегодня на семинаре мы вскользь упомянули про идею создания проекта «Архиродители».  

– Какую пользу Вы получили на данном семинаре? Какие озвученные идеи Вам понравились?  

– Мне понравился опыт Университета Наварры (Испания). Я соглашусь с тем, что молодежь должна применять свои умения на практике. И здесь хочется добавить:  помимо того, что ребенок учится зарабатывать деньги и понимать, где он может применить свои навыки, он должен не забывать, что он прежде всего Человек. Мы  создаем проекты с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Нам важно, чтобы при должном уровне профессионализма у этих детей сохранилось чувство человечности и готовности помогать и быть частью общества, решать социальные проблемы, не проходить мимо, не быть равнодушным.  

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов

 

 

Создание оптимальной модели индивидуального плана развития: как персональный подход помогает раскрыть потенциал одаренных детей

29 мая 2018

Создание оптимальной модели индивидуального плана развития: как персональный подход помогает раскрыть потенциал одаренных детей

Планирование собственного будущего – важный этап в развитии каждого человека. Индивидуальный план развития (ИПР) представляет собой программу, описывающую цели развития и конкретные действия, позволяющие достичь поставленных целей в определенные сроки. Такая методика все чаще используется как инструмент управления персоналом в зарубежных и крупных отечественных компаниях. Индивидуальный план развития помогает личности планомерно и целенаправленно развивать у себя компетенции и качества, необходимые для более эффективной работы.

С 2015 года дважды в год Университет Талантов проводит семинары «Таланты мира: лучшие практики развития и поддержки одаренных детей и молодежи». Это уникальная площадка для нетворкинга и обмена опытом в сфере сопровождения талантливой молодежи. В предыдущие годы рассматривались темы проектного творчества, ранней профессионализации детей и молодежи, вопросы оценки эффективности развития человеческого капитала. 

28 мая на первом семинаре 2018 года на обсуждение были вынесены методики разработки индивидуального плана развития человека. Среди участников – представители министерств и ведомств Республики Татарстан, органов местного самоуправления, предприятий и организаций. Семинар состоял из двух частей: сначала обсуждались практики составления и реализации ИПР в образовательных учреждениях, а во второй – практики на предприятиях и в социальном творчестве.

Представитель Университета Наварры (Испания), консультант и международный эксперт в области репутационного менеджмента университетов, госпожа Магдалена Гаете рассказала о принципах работы Университета и о том, как важно всегда помнить о студентах: 

– Все связано со студентами. Многие считают, что главный в университете – ректор. Тогда я спрашиваю, будет ли работать университет, если ректор не выйдет на работу? Будет. А если студенты перестанут приходить?


Она рассказала о практике социального волонтерства, которому в университете уделяется большое внимание: в Европе считается, что волонтерские проекты имеют большое влияние на общество в целом. Необычным для России опытом является равноправное участие в социальных акциях не только студентов, но и преподавателей. По мнению Магдалены Гаете, важно выстроить равные отношения между студентами и преподавателями: 

– Конечно, должно быть уважение к старшим, но нельзя забывать о человеческом отношении друг к другу. Через 4–6 лет студент может стать коллегой преподавателя!

Директор Лицея-интерната им. Н. И. Лобачевского Елена Скобельцына поделилась стратегиями развития талантливых школьников на примере созданного в лицее «Олимпиадного клуба 2.0». В лицее есть круг поддержки учеников: 

– Есть навигаторы – это учитель и сверстники, которые информируют ребенка о его возможностях. Тьютор помогает ему. Продюсер говорит, где участвовать и пробовать себя. Учитель-менеджер подсказывает, как стоит заниматься сегодня, а как – завтра, чтобы развиваться. 

Есть в лицее и материальная поддержка победителей и призеров олимпиад, так называемый сертификат «Ключ к успеху»: школьник может потратить выделенные средства только на свое развитие: поездку в компьютерную школу, образовательный лагерь, прохождение профпроб и т.д.

Марина Марюшина, начальник отдела подбора и расстановки персонала «Казанского вертолетного завода» (КВЗ), рассказала об опыте сопровождения молодежи на предприятии. В двух школах Казани есть профильные вертолетные классы. Окончив учебу в них, выпускники могут поступить в профильные вузы-партнеры. Студентов сопровождают на протяжении 3–4 лет: проводятся экскурсии, уроки лидерства, встречи с работниками завода. Уже есть определенные успехи: студенты, с которыми была проделана такая работа, успешно работают на заводе, заканчивая обучение в магистратуре. Многие ребята поступают в вертолетный класс целенаправленно. Например, студент Института авиации, наземного транспорта и энергетики КНИТУ-КАИ Адель Ахмадиев занимается изучением аэродинамических свойств вертолета, чтобы в последующем на базе КВЗ использовать свои собственные разработки. Студент Университета Талантов Илья Полинчук учится в вертолетном физико-математическом классе, участвует и побеждает на научных конференциях КВЗ и планирует поступить в КАИ по целевой программе предприятия.

Во второй части семинара участники познакомились с деятельностью проекта «Архидети». Девиз проекта – «Творчество развивает личность». «Архидети» – это мастерские, которые предполагают практическое погружение детей в профессию с возможностью реализации конечного творческого продукта под руководством специалиста в данном направлении. В одной мастерской не более 12 детей, чтобы куратор мог уделить внимание каждому. Здесь можно развиваться в актерском искусстве, фотоделе, архитектуре, причем на разных уровнях. По словам руководителя проекта Гузелии Махмутовой, важно, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым: 

– Ребенок должен понимать, что чувствует себя хорошо. Чтобы он не принуждал себя к деятельности, которая ему не по душе. Задача наставника – не учить, а помочь раскрыться, чтобы можно было вместе понять, что же нужно школьнику от жизни.

Программный директор Образовательного центра «Сириус» Игорь Асонов рассказал о принципах работы фонда «Талант и успех» и о том, какой должна быть система сопровождения: 

– У системы сопровождения должно быть две стороны: индивидуальность и осознанный выбор ребенка, а также – системность. Если говорить о развитии одаренных школьников и молодежи по всей стране, важно выстроить системность сопровождения с нашими партнерами в разных регионах.


Руководитель направления «Индивидуальная продюсерская поддержка» Университета Талантов Аделя Ахметова рассказала о том, как ведется разработка индивидуальных планов развития: школьник, победивший в олимпиаде, автоматически попадает в базу данных одаренных детей, и ему приходит персональное приглашение зарегистрироваться на портале. После чего он проходит персональное интервью, диагностику компетенций. Важная роль уделяется целеполаганию: формируется профессиональная цель человека в программе на год. Меры поддержки одаренной  молодежи: стажировки, профпробы, карьерная навигация, проектное творчество, где студенты Университета Талантов развивают свои компетенции. 

– Университет Талантов — это неклассический университет для талантливых молодых людей Татарстана. Студентом может стать победитель или призер олимпиад и конкурсов в возрасте от 12 до 30 лет, обладающий высокой мотивацией к саморазвитию. Мы хотим научить талантливую молодежь управлять своим развитием, – отметила Аделя Ахметова.

Обмен опытом международных и федеральных партнеров позволяет усовершенствовать модель составления индивидуальных планов развития одаренной молодежи в Татарстане. На прошедшем семинаре экспертам, наставникам, ученым удалось обменяться мнениями и практическим опытом по развитию талантов. Результатом обсуждения различных подходов к развитию компетенций и сопровождению талантливого ребенка станет формирование наиболее оптимального варианта планирования будущего с учетом всех возможностей в республике. Все представленные инструменты постепенно будут внедряться в республиканскую систему по работе с одаренными детьми. 
 
Эльсинора Габдуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов