DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено

Семинар по совершенствованию системы работы с одаренными и талантливыми детьми и молодежью в Республике Татарстан

Для тех, кто работает с одаренными и талантливыми детьми и молодежью
Дата проведения:
28 мая
Место проведения:
— О мероприятии

Дата: 28 мая 2019 года.

Время: 11:30 – 16:00.

Место: Казанский (Приволжский) федеральный университет (ул. Бутлерова, д. 4).

Поиск, развитие, сопровождение и закрепление одаренных и талантливых молодых людей – драйверов социально-экономического роста – приоритет государственной политики последних лет:

  • по всей стране проводятся более 300 конкурсов разных уровней предметной, проектной и профессиональной направленности
  • разрабатываются новые подходы и методики диагностики потенциала молодых людей
  • открыто 37 центров по работе с одаренными детьми
  • реализуются государственные стипендиальные и грантовые программы поддержки победителей и призеров различных конкурсов
  • созданы институты развития, вовлекающие молодых людей в деятельность по построению и реализации своей будущей профессиональной траектории.

В Республике Татарстан традиционно большое внимание уделяется развитию молодежи. По поручению Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова 28 мая 2019 года с 12:00 до 16:30 Университет Талантов проводит семинар по вопросам системы работы с одаренными и талантливыми детьми и молодежью.

В рамках семинара запланирована пленарная сессия, на которой будут обсуждать ведущие федеральные практики по вопросам выявления, развития, сопровождения и закрепления одаренных и талантливых детей и молодежи. В качестве спикеров в семинаре примут участие:

  • Е.В. Шмелева – руководитель Образовательного фонда «Талант и успех»
  • А.Г. Комиссаров – генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей»
  • Д.И. Земцов – со-руководитель рабочей группы Дорожной карты «Кружковое движение Национальной технологической инициативы», проректор по развитию Дальневосточного федерального университета
  • П.Г. Положевец – исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее» ПАО «Сбербанк»

После состоятся проектные сессии:

1. Развитие проектов платформы АНО «Россия – страна возможностей» * в Республике Татарстан.

*АНО «Россия – страна возможностей» – российская автономная некоммерческая организация, созданная 22 мая 2018 г. по указу Президента Российской Федерации. Реализует кадровые, социальные и образовательные проекты федерального и международного уровня, направленные на поддержку и продвижение талантливой молодежи. На данный момент реализует 18 проектов, например, «Лидеры России», студенческая олимпиада «Я-профессионал», грантовый конкурс молодежных инициатив, фестиваль «Российская студенческая весна» и иные.

К участию в работе секции приглашаются представители вузов, колледжей, молодежных и общественных организаций Республики Татарстан, а также студенты и молодые специалисты, участвующие в конкурсах и проектах АНО «Россия – страна возможностей».

2. Реализация лидерских проектов АНО «Агентство стратегических инициатив» в Республике Татарстан, в том числе, развитие Кружкового движения*.

* Кружковое движение – всероссийское сообщество энтузиастов технического творчества. Задача движения – вырастить экосистему, которая объединит технологических энтузиастов, компании, госкорпорации, проекты на стыке образования, науки и технологического бизнеса.

На семинаре будут обсуждаться вопросы развития кружкового движения в Республике Татарстан, а также предстоящие события.

К участию приглашаются представители Кружкового движения в республике, ЦМИТов, Кванториумов, технические энтузиасты и т.д.

3. Реализация проектов Благотворительного фонда «Вклад в будущее»* ПАО «Сбербанк» на территории республики.

* Благотворительный фонд «Вклад в будущее» основа ПАО «Сбербанк» для поддержки современного российского образования и формирования среды для самореализации и жизнедеятельности каждого члена общества.

На семинаре будет рассматриваться возможность реализации таких проектов, как «Комплексная программа по развитию личного потенциала», «Школа 21» и иные.

К участию в работе секции приглашаются представители лицеев-интернатов для одаренных детей, образовательные организации, педагоги и учителя.

Участие бесплатное. Для участия в семинаре необходимо зарегистрироваться внизу страницы.

По вопросам участия обращаться к Ахметовой Аделе:

📰

— Новости по теме

Все новости
Алексей Федосеев: «Мы должны предложить образовательную модель со средой, в которой молодые люди будут искать знания»

23 октября 2019

Алексей Федосеев: «Мы должны предложить образовательную модель со средой, в которой молодые люди будут искать знания»

Сегодня в России наблюдается потребность в новых и сильных проектах, которые смогут занять достойную нишу на глобальном высокотехнологичном рынке и повысят качество жизни людей. Чтобы вырастить поколение лидеров, предпринимателей, инженеров, ученых, управленцев, команд, необходима системная работа, и Кружковое движение – это программа, которая была запущена с целью подготовки к 2025 году сообщества из 500 000 талантов, технологических энтузиастов, предпринимателей нового типа. 

В это движение наиболее массово вовлекаются одаренные дети и талантливая молодежь 12–26 лет, которые впоследствии станут компетентными специалистами в различных группах технологий и смогут обеспечить развитие новых рынков Национальной технологической инициативы до 2035 года. В Татарстане региональным представителем Кружкового движения является Университет Талантов.

На семинаре по совершенствованию системы работы с одаренными и талантливыми детьми и молодежью в РТ мы пообщались с Алексеем Федосеевым, Президентом Ассоциации участников технологических кружков, руководителем Инфраструктурного центра Кружкового движения НТИ, и обсудили, чем занимаются дети в технологических кружках, с чего начать создание своего проекта и какие изменения необходимо привнести в школьную программу. 

– Что такое технологические кружки?

– Это часто задаваемый вопрос, потому что на самом деле это словосочетание не похоже на старые добрые кружки детского творчества. Нам хотелось подчеркнуть тот факт, что молодые люди применяют технологии, в том числе современные технологии, для решения каких-то задач. Школьники делают наноспутники, специальные алгоритмы по обработке больших данных, которые позволяют бороться с пробками или анализировать исторические документы, изображения. Школьники стараются создать свои гидро-аквапонные системы или выращивают в Фаблабе культуры с помощью автоматического управления. Получается, есть реальные задачи, которые требуют понимания, как их решать, и есть технологии, которые мы применяем. Когда мы говорим про реальные проекты, нельзя полагать, что здесь нет места гуманитариям, как часто многие переживают. Все это требует людей, которые умеют общаться, понимать других, и часто это не программисты и инженеры. 

– В советское время были популярны клубы, где ребята что-то мастерили. Сейчас у современных детей есть такой интерес? Какие есть изменения за это время?

– Мне кажется, такой интерес есть. Сейчас изменились те вызовы, темы, которые действительно трогают детей. Я с большим уважением отношусь к тематике космоса, авиамоделирования и судомоделирования. Но понятно, что современных детей цепляют другие вещи. В большей степени это биотехнологии, невероятные алгоритмы, связанные с обработкой данных, нейротехнологии. Опять же, если мы говорим про космос, то это новые вызовы. Сейчас многие наблюдают следят за созвездием Илона Маска – последовательностью шестидесяти спутников. Они летают несколько дней вокруг Земли, это ощущение, как будто ты попал в фантастический фильм. Редко можно представить, что по небу летит ровного ряда вереница спутников. Это какая-то другая подача даже старых технологий. Интернет всем на свете – то, что пытается сделать Илон Маск. В этом смысле мне кажется, что очень важна переупаковка, которая должна быть связана с новыми вызовами. Лечение болезней, сохранение экологии, решение социальных агрессий – эти задачи тоже могут быть решены, в том числе технологическим путем. Поэтому здесь тематика сильно обновилась. Мне кажется, обновился и принцип работы. Если раньше, как и в школе, взрослый педагог, наставник был источником знаний, то теперь этот человек выступает скорее источником мотивации. Теперь добыть знания и учиться можно самостоятельно, но чтобы понять, в чем соль, или даже разобраться в себе, очень часто нужен опытный товарищ, который может тебе что-то подсказать. Чем больше развиты технологии, тем больше человеческое общение становится востребованным. 

– Как Вы оцените уровень подготовки в школах к вызовам времени? Что необходимо привнести в школьную образовательную программу?

Ян Амос Коменский придумал свою школьную систему в 17 веке в том виде, в котором мы ее имеем сейчас. Предметы, которые позволяют тебе постичь Божественный замысел, о том, как устроена природа, физика, химия, были избыточны, потому что людям в это время не требовалось знаний о мире, они решали более прикладные вещи. Он предложил модель, которая на много веков вперед смогла быть избыточной. Мы сейчас должны не замыкаться в том, что давно переварено, пережевано. Предложить другую образовательную модель, в которой учитель будет заниматься не повторением знаний, которые в принципе и так можно много где достать, а где он будет создавать среду, в которой молодые люди будут искать эти знания. Есть многие форматы, которые были для этого созданы. Ты берешь какую-то нерешенную задачу, начинаешь ее решать и по ходу понимаешь, что ничего не знаешь: нет ни навыков, ни знаний, но предостаточно желания действительно это сделать, и вы начинаете учиться через эти вызовы. Это называется обучением себя через проект. 

Экспериментальная физика, которая раньше составляла значительную часть изучения физики как предмета, сейчас редуцирована до решения математических задач на бумаге, а ведь суть в том, что ты ставишь гипотезу и проверяешь ее на практике, пусть даже это знание уже известно. Так ты выработаешь умения работать с гипотезой, коммуницировать с другими ребятами в классе, аргументировать свою правоту, это тоже стороны современной жизни, которые в значительной степени редуцированы в школе. Я вижу нашу задачу в кружках как создание среды, где эти пробелы можно компенсировать. 

– Если ребенок хочет создать и реализовать проект, с чего ему лучше начать?

– Первый и очень важный совет для тех, кто хочет научиться  проектировать, – делать это как можно больше. С одной стороны, нужно стараться довести дело до конца, а с другой – не нужно тянуть то, что действительно никому не нужно. Проект интересен, когда он решает чью-то проблему. Если он уже исчерпал себя, нужно просто остановиться и заняться другим проектом. Идея проекта в том, чтобы довести замысел до реализации и отрефлексировать то, что сделал. Предприниматели говорят тоже самое: чем больше раз твой бизнес был неудачным, тем лучше, потому что ты учишься на своих ошибках и понимаешь, что каждый следующий будет более успешным. 

– Приведите, пожалуйста, наиболее успешный пример реализации проекта благодаря Кружковому движению НТИ.  

– Наши кружковые ребята 1,5 года назад отправили два спутника: «СириусСат-1» и «СириусСат-2». Но это некая кооперация из Сируса, Фонда Бортника, Кружкового движения, Роскосмоса, там все приложили руку. Это здорово, что благодаря крутым партнерам ребятам удалось «дотащить» два настоящих спутника, которые не являются просто космическим мусором, а решают научную задачу, которую поставил Институт ядерной физики: регистрируют космические лучи.

Есть много примеров попроще. У нас есть достаточно успешный проект, когда коллеги из Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы вместе с ребятами считали пробки на Садовом кольце. Действительно здорово, что авторам проекта были предоставлены данные – все троллейбусы и автобусы имеют внутри датчики. Школьники в течение недели работали с ними и предложили оптимизацию времени маршрутов. Проект был реализован и в какой-то степени повлиял на трафик в городе, потому что департамент взял эти вещи и начал применять. Время от времени попадаются такие партнеры, которые действительно заинтересованы во внедрении, а это самое интересное в проекте. 

Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Пётр Положевец: «Идеальная школа будущего – это школа возможностей, в которой каждый ребенок найдет свой путь»

3 сентября 2019

Пётр Положевец: «Идеальная школа будущего – это школа возможностей, в которой каждый ребенок найдет свой путь»

Умение ставить жизненные цели и достигать их, управлять своим мышлением, эмоциями, поведением, эффективно взаимодействовать с другими людьми – это качества XXI века, которые важно развивать детям любого возраста. Чтобы замотивировать каждого ребенка на учебу на протяжении всей жизни и создать для этого комфортные условия, в стране появляются новые формы обучения и разрабатываются программы дополнительного образования. 

Осенью этого года в десяти школах и двух детских садах Республики Татарстан начнется реализация Программы по развитию личностного потенциала, инициаторами которой выступили Сбербанк и Благотворительный фонд «Вклад в будущее». Первый конкурсный отбор регионов для участия в Программе стартовал в апреле 2019 года, и в течение 5 лет она должна охватить 30 российских регионов, более 1800 образовательных организаций, 24000 педагогов и почти 1 миллион учащихся.

Пётр Положевец, исполнительный директор благотворительного фонда «Вклад в будущее» Сбербанка, рассказал, как программы фонда планируют изменить систему образования в России и почему нужно создавать междисциплинарные модули.

— Какие существуют критерии отбора пилотных регионов для реализации проектов фонда?

— Регион должен быть мотивирован попробовать новые технологии и методологии. Когда мы говорим «заинтересованность» и «вовлеченность», это значит, что региональные власти должны обеспечить условия для реализации этого эксперимента. Образовательное учреждение должно быть также мотивировано. Если указание об участии идет только сверху, то можно сразу сказать, что ничего не получится. Изучение мотивационного посыла является для нас очень важным. Проекты должны быть направлены на результат – все, что происходит, должно быть измеряемо, а значит, контролируемо. 

 — Какие преимущества получают регионы, участвующие в ваших проектах?

— Ребята начнут по-другому смотреть на процесс обучения и поймут, что самая главная ценность – это умение учиться постоянно, всю жизнь. Это понимание поможет им реализовать себя в новом мире. Все наши программы рассчитаны не только на талантливую молодежь, а на массовую российскую школу. Мы хотим изменить содержание образования, сделать его интересным для всех.

— На кого ориентированы ваши программы и как можно в них принять участие?

— У нас есть программа по развитию искусственного интеллекта, в рамках которой студенты любых учебных заведений могут принимать участие в хакатонах. Те, что касаются развития личностного потенциала и персонализированной платформы, рассчитаны на школьников и учителей. Эти программы реализовываются через школы. Если школа участвует в нашем пилотном проекте, то ее ученики автоматически становятся его участниками. Что касается Академии искусственного интеллекта и участия в хакатонах, это заявительная история. Участники проходят ряд отборочных туров, и в конце экспертная комиссия отбирает победителей.

— Как осуществляется методическая поддержка педагогов, участвующих в ваших программах? 

— Мы считаем, что программа может быть реализована только в том случае, если учителя хорошо подготовлены. В каждом проекте есть специально разработанная программа поддержки учителей. Она проходит как online, так и offline. На протяжении всего проекта группы экспертов сопровождают учителей от начала до конца. Проект по развитию личностного потенциала рассчитан на 3 года, и все это время команда экспертов – представителей лучших научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений – сопровождает учительские коллективы, которые собираются реализовывать этот проект. 

— На семинаре по совершенствованию системы работы с одаренными и талантливыми детьми и молодежью в Республике Татарстан Вы говорили, что в школьной программе предметы обособлены друг от друга. Как по-вашему нужно создать переходы между дисциплинами?

— Я думаю, что нужно пойти по пути создания междисциплинарных модулей. Для нас, как для платформы персонализированного образования, Алла Головенькина, абсолютный победитель конкурса «Учитель года» из Татарстана, и Алексей Овчинников, абсолютный победитель конкурса «Учитель года» из Липецка, пишут модуль «Биология и искусство». Это будет дополнительный модуль, который ученики могут выбрать по желанию и из которого учитель может взять темы для преподавания в средней школе. Потом из этих междисциплинарных модулей может появиться межпредметное, беспредметное содержание, когда фундаментальные понятия, такие как «вода», будут одновременно изучать на всех предметах: на химии, физике, биологии, искусстве, технологии. Тогда у учащегося сложится реальное представление о том, что «вода» – она везде и во всем, что это единая сущность. В ней присутствуют химические, физические характеристики, она может становиться объектом искусства. Тогда появляется представление о том, что мир един и все взаимосвязано. Нам важно научиться понимать эти взаимосвязи и показать их ребенку, тогда он сможет решать сложные задачи. 

Дмитрий Олешков,
Медиалаборатория Университета Талантов

В Татарстане появится Центр выявления и поддержки одаренных детей

4 июля 2019

В Татарстане появится Центр выявления и поддержки одаренных детей

В республике большое внимание уделяется формированию и обеспечению системы выявления, сопровождения и закрепления одаренных и талантливых детей и молодежи. Для развития существующей системы необходимо совершенствовать материально-техническую базу, обеспечить доступ школьников из муниципальных районов Татарстана к высокотехнологичному оборудованию, лабораториям, ведущим ученым и практикам, а также обеспечить повышение квалификации педагогических кадров.

Для сопровождения детей, углубления их профильных знаний и развития надпредметных компетенций 2 июля Кабинет министров Республики Татарстан постановил создать Центр выявления и поддержки одаренных детей на базе Университета Талантов. Постановлением № 529 региональным координатором по созданию Центра определено Министерство образования и науки Республики Татарстан. 

Республиканский центр будет способен принимать крупные региональные и всероссийские образовательные мероприятия: профильные смены, турниры, квесты, мастер-классы, семинары, конференции, олимпиады. Ежегодно более 10000 одаренных школьников со всей республики смогут круглогодично участвовать в образовательных сменах, проходить тренинги, принимать участие в мастер-классах.

Во время проведения профильных смен участники будут заниматься на современном оборудовании и погружаться в актуальные проблемы науки, пробовать себя в будущей профессиональной деятельности и активно взаимодействовать с представителями бизнес-сообществ. Также Центр нацелен на взаимодействие детей и молодежи из разных сфер (науки, культуры, спорта) для формирования команд, способных предлагать межотраслевые проекты в актуальных социально-экономических направлениях развития республики.

В рамках работы центра Университет Талантов будет вести Базу данных одаренных и талантливых детей и молодежи, информационный ресурс, составлять и реализовывать образовательные программы, привлекать преподавателей и экспертов, проводить региональный этап Всероссийского конкурса «Большие вызовы» в Республике Татарстан, готовить наставников для сопровождения выпускников Центра, содействовать студентам-грантополучателям в раннем трудоустройстве. Республиканский олимпиадный центр будет организовывать профильные смены и обеспечивает образовательный процесс. Центр планируется открыть 1 сентября 2020 года.

В Казани обсудили ведущие федеральные и республиканские практики по сопровождению молодых талантов

30 мая 2019

В Казани обсудили ведущие федеральные и республиканские практики по сопровождению молодых талантов

28 мая на базе Института управления, экономики и финансов Казанского федерального университета состоялся семинар по вопросам системы работы с одаренными детьми и молодежью, который проводился по поручению Президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова.

Программа семинара состояла из двух частей. В первой половине дня была проведена пленарная сессия с участием Елены Шмелевой, руководителя Образовательного фонда «Талант и успех»; Алексея Федосеева, президента НКО «Ассоциации участников технологических кружков»; Петра Положевца, исполнительного директора Благотворительного фонда «Вклад в будущее» ПАО «Сбербанк»; Антона Серикова, руководителя по связям со стратегическими партнерами АНО «Россия – страна возможностей»; Тамары Федоровой, начальника управления общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан; Файрузы Мустафиной, сопредседателя Научно-экспертного совета госпрограммы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы». Модератором площадки выступил Айдар Акмалов, исполнительный директор Университета Талантов.

Елена Шмелева рассказала про сложившуюся модель Образовательного центра «Сириус», высокую результативность и эффективность которой можно отметить по продемонстрированным успехам ребят, прошедших образовательные программы в «Сириусе». Также она отметила, что открывают программы самые сильные педагоги и профессионалы, которые развивают национальные проекты. Тем, кто работает с детьми, уделяют большое внимание:

Наша совместная задача – сделать так, чтобы все муниципалитеты подтягивались, программы повышения квалификации педагогов были равнодоступны и имели дальнейшее сопровождение на базе республиканского центра-партнера. Важно, чтобы ребята видели возможность применения своего таланта здесь и сейчас. «Сириус», Сочи и решение президента Владимира Владимировича Путина привело к тому, что вокруг школьного проекта создается новая среда: образовательная, творческая, инновационная, городская. Это некая картинка того, как менять мир благодаря тем задачам, которые ребята выбирают. Мы мечтаем, чтобы они реализовались.

Алексей Федосеев рассказал про Кружковое движение Национальной технологической инициативы. НТИ – это не только образование, но и технологические прорывы и следующие шаги, которые должна сделать страна. Чтобы вырастить поколение лидеров, команд, необходима системная работа, и Кружковое движение – это программа, которая была запущена с целью подготовки к 2025 году сообщества из 500 000 талантов, технологических энтузиастов, предпринимателей нового типа:

– В последние годы намечается рост интереса, увеличивается доля технологических кружков по сравнению с уже давно популярными спортом и искусством. Для нас это поле, в котором мы стараемся работать и дополнить элементы, которые реализуются в общем образовании. Это образует сложную экосистему, в которой очень много разных партнеров, сильных технологических компаний. Региональная логика работы здесь играет большую роль. Для нас это интересная история про горизонтальные связи между разными командами-институтами, которые существуют, выполняют важную функцию, и эти связи могут дать ребятам понимание, что развиваться в регионе также интересно.

Алексей Игоревич рассказал про систему проектов, которая реализуется в рамках Кружкового движения НТИ. Одним из примеров стала Олимпиада НТИ, где по итогам конкурса Татарстан занял третье место после Новосибирска и Санкт-Петербурга.

Петр Положевец затронул тему индивидуальной траектории развития школьника. Работа в классе выстраивается не так эффективно, как полагалось ранее. В классе есть разные группы детей, а учитель работает со «средним» учеником. Поэтому необходимы новые решения, как учителю справиться с этими группами школьников и для каждого организовать реальный индивидуальный процесс. Эксперт рассказал о программе Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», чтобы вовлечь каждого ребенка в образовательный процесс:

– Президент РФ поручил нам апробировать наш проект в 5 субъектах, ныне в 15 школах. Сейчас идет комплексный отбор, и Татарстан подал заявку на участие. 4 школы республики будут участвовать в этом проекте. С одной стороны, ребенку дается свобода выбора, что ему учить, и это может звучать странно, так как у нас существуют государственные стандарты. Вопрос в том, как поделить учебное содержание. Можно учить параграф за параграфом, а можно выделить цели в рамках образовательных модулей. Чтобы достичь их, у ребенка будет выбор задания. Он может посмотреть видео, поиграть в игру, прочитать текст. Если мы не создадим школу возможностей и у ребенка не будет выбора своей индивидуальной траектории, мы не сможем ответить на существующие вызовы. Вместе с ребенком развивается и учитель, он перестает быть лектором, который вещает перед классом 45 минут.

Антон Сериков познакомил участников с платформой «Россия – страна возможностей», на базе которой реализуется 18 проектов. Их общая цель – равные возможности, чтобы каждый мог проявить себя, реализовать свой талант и профессиональный потенциал, воплотить в жизнь бизнес-идеи или общественные инициативы. Эта открытая площадка была создана в 2018 году для общения талантливых и неравнодушных людей всех возрастов, обмена опытом между предпринимателями, управленцами, молодыми профессионалами, добровольцами и социальными активистами.

Во второй половине дня была организована работа по секциям.

Представители вузов, колледжей, молодежных и общественных организаций Республики Татарстан, а также студенты и молодые специалисты приняли участие в секции, посвященной развитию проектов платформы АНО «Россия – страна возможностей» в Республике Татарстан. Спикерами площадки стали Антон Сериков и Тимур Сулейманов, первый заместитель министра по делам молодежи РТ. Тимур Джавдетович отметил, что каждый проект или конкурс платформы являются «социальным лифтом» для молодежи республики, сейчас основная задача министерства – информирование целевых групп потенциальных участников конкурсов и проектов платформы. Во многих проектах активно участвует молодежь Татарстана, у некоторых из них есть аналоги. Например, в Татарстане успешно проходят конкурсы «Кадровый резерв и «Вверх», схожих с концепцией конкурса «Лидеры России». Всероссийский конкурс «Лига вожатых» имеет свой аналог – «Школу руководителей и вожатых Сэлэт». Ежегодно Министерство по делам молодежи РТ проводит ряд конкурсов, которые направлены на грантовую поддержку молодежных и детских объединений, на базе платформы реализуется Всероссийский конкурс молодежных инициатив «Грантовый конкурс молодежных инициатив».

Площадка «Развитие Кружкового движения Национальной технологической инициативы  в РТ» объединила представителей Кружкового движения, Центров молодежного инновационного творчества и кванториумов. В работе проектной сессии приняли участие Алексей Федосеев, Ранис Идрисов, директор Республиканского центра внешкольной работы, Андрей Фёдоров, начальник корпоративного отдела Министерства промышленности и торговли РТ, Михаил Юриков, директор ЦМИТа «Авиатор».

Алексей Федосеев рассказал о деятельности Кружкового движения. Ранее он отмечал, почему используется слово «кружок» и оно является ключевым:

– Здесь мы обращаемся к тому опыту, который существовал с начала 20 века в нашей стране и не только. Взрослые люди, энтузиасты разных возрастов, профессора, студенты, молодые люди вместе бросались на решение задач в областях, которые еще не получили массовое распространение. Например, Жуковский, окруженный молодыми людьми, создал целую отрасль. В некотором смысле это НТИ того времени. Люди мечтали летать в космос. С течением времени кружок приобрел законсервированную форму в рамках дополнительного образования. Во многих кружках потерялся тот огонек, когда ребята работали вместе с экспертом и старались решить нерешенные задачи.

В заключение Ильсия Иванова, модератор площадки, познакомила участников проектной сессии с региональным Фестивалем идей и технологий Rukami, который состоится 15 и 16 июня на территории Казанской ярмарки.

Олег Волков, начальник отдела дополнительного профессионального образования Чебоксарского института (филиала) Московского политехнического университета:

– То, что обсуждалось в рамках сессии Кружкового движения значимо, чтобы в работе дополнительного образования каждому ребенку дать возможность проявить свои таланты в инновационно-техническом направлении. Я считаю, что это не дополнительное образование. Возможно, оно даже более важное, чем обычное общеобразовательное. Мне всегда приятно приезжать и видеть новую ступень развития. В этом случае эффективно работающая система Университета Талантов вышла на другой уровень и стала фактически организатором программы «Сириуса».

На площадку, посвященную реализации проектов Благотворительного фонда «Вклад в будущее» ПАО «Сбербанк» на территории РТ, были приглашены представители лицеев-интернатов для одаренных детей, образовательные организации, педагоги и учителя. Они познакомились с программами фонда, сделали анализ, где определили сильные стороны и зоны роста программ, также рассмотрели риски и возможности. Помимо этого участники проектной сессии познакомились с западными практиками образования. Петр Положевец рассказал о проблемах образовательной программы и уделил внимание проектной деятельности и отметил, что он должна иметь конечный результат и приносит пользу обществу. Также на встрече выступила Татьяна Камалетдинова, начальник отдела развития дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Татарстан. Она затронула тему о внедрении информационных технологий в образовательную программу России и Татарстана, рассказала о потенциале программ фонда и поделилась своим опытом работы учителем.

– Цифра не спасет вас ни от чего. Она лишь отметит ваши заслуги и поможет продумать свой дальнейший путь, – отметила Татьяна Сергеевна. Спикер также коснулась темы заинтересованности школьников в обучении и его продуктивности. Она считает, что один из факторов успешности – умение адаптироваться к изменяющимся условиям и работать в команде.

Фоторепортаж

Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов