DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено

Республиканская профильная смена по русскому языку и лингвистике

Для тех, кто увлечен русским языком
Дата проведения:
24 июня – 03 июля
Место проведения:
— О мероприятии

Университет талантов объявляет о проведении республиканской летней профильной смены по русскому языку и лингвистике.  Профильная смена будет проводиться на базе МАОУ «Гимназия-интернат №4» г. Казани с 24 июня по 3 июля. Для участия в смене приглашаются школьники, окончившие 7 -10 классы школ Республики Татарстан.

Цели и задачи профильной смены: подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам по русскому языку и лингвистике высокого уровня, развитие способностей практической и исследовательской деятельности в сфере лингвистики, развитие умений и навыков решения теоретических и практических олимпиадных задач по русскому языку и лингвистике.

Образовательная программа будет включать в себя теоретические и практические занятия по русскому языку и лингвистике, тренировочные туры олимпиады  по русскому языку и лингвистике, научную конференцию, тематические экскурсии, культурно-досуговые и спортивно-оздоровительные мероприятия. В ходе смены будет проводиться интенсивная подготовка участников к  лингвистическим олимпиадам, конкурсам и конференциям  различного уровня. Учеба будет проходить в двух группах по 15 человек. Общее количество участников образовательной программы: 30 школьников.

Летняя профильная смена по русскому языку и лингвистике – это:

  • команда опытных преподавателей и тренеров из КФУ, МГУ и НИИ ВШЭ
  • индивидуальный подход к каждому участнику смены
  • сопровождение тьюторов
  • углубленное изучение русского языка
  • олимпиадная подготовка
  • основы научно-исследовательской работы по русскому языку и лингвистике

 

Преподаватели:

  • Мартьянов Денис Андреевич – кандидат филологических наук, доцент кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики, председатель жюри заключительного  и республиканского этапов олимпиады по русскому языку
  • Горобец Елена Анатольевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики, заведующий кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики
  • Виноградова Татьяна Юрьевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики
  • Иомдин Борис Леонидович - кандидат филологических наук, заведующий сектором теоретической семантики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, доцент школы лингвистики НИУ ВШЭ, преподаватель Школы анализа данных Яндекса
  • Сомин Антон Александрович - научный сотрудник и преподаватель НИУ ВШЭ и РГГУ, руководитель команды России на Международной олимпиаде по лингвистике
  • Змановский Никита Сергеевич - преподаватель онлайн-школы «Фоксфорд»,  преподаватель русского языка в РОО «Ассоциация победителей олимпиад» ,  двукратный призёр заключительного этапа ВсОШ по русскому языку (2013, 2014)
  • Харитонова Ксения Валерьевна – PHD, преподаватель Школы юного филолога МГУ 
  • Касьянова Мария Сергеевна – преподаватель Школы юного филолога МГУ
  • Мингазова Лейсан Садыйковна – учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия-интернат №4» Кировского района г.Казани

Участникам смены предоставляется проживание и питание.

Регистрация и отбор

Для участия в отборе на образовательную программу необходимо заполнить заявку по форме ниже. Регистрация будет доступна до 14 июня 2019 года. Отбор будет осуществляться по итогам участия в зональном (муниципальном, республиканском)  этапе всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 учебного года (будут учитываться результаты олимпиады  по русскому языку). При регистрации нужно прикрепить скан диплома или официальный протокол результатов зонального (муниципального, республиканского) этапов олимпиады, подтвержденной подписями и печатью (в формате doc, pdf, jpg).

Программа смены, включает в себя следующие темы:

  1. Введение.
  2. Языки мира. Генеалогическая классификация языков. Славянские языки
  3. История языка
  4.  Фонетика. Графика. Фонетические явления. Орфоэпия
  5. Лексикология. Фразеология. Этимология
  6. Морфемика и словообразование
  7. Морфология. Части речи, их основные грамматические категории
  8. Трудные вопросы морфологии
  9. Синтаксис и пунктуация
  10. Актуальные вопросы современной грамматики
  11. Стилистика и культура речи
  12. Прикладная лингвистика
  13. Социолингвистика
  14. Психолингвистика
  15. Нейролингвистика
  16. Гендерная лингвистика
  17. Корпусная лингвистика
  18. Лексикография
  19. Лингвистическая экспертиза текста
  20.  Различные виды анализа текста
  21. Актуальные проблемы современного языкознания
  22. Разные виды олимпиадных заданий
  23. Решение олимпиадных задач
  24. Научно-исследовательская работа

Список участников смены:

  1. Аскарова Диана Римовна
  2. Батракова Елена Владимировна
  3. Валетова Аделина Юрьевна
  4. Валиева Нафиса Ленисовна
  5. Воробьёва Ольга Вадимовна
  6. Гараев Руслан Айратович
  7. Елагина Анна Александровна
  8. Лукоянова Татьяна Леонидовна
  9. Маннанов Арслан Маратович
  10. Минвалеева Фатима Руслановна
  11. Мингазова Алия Маратовна
  12. Мухаммадиева Гюзель Сабировна
  13. Никитина Дарья Дмитриевна
  14. Осипов Александр Федорович
  15. Сафин Арсений Алексеевич
  16. Фарисов Денис Рисунович
  17. Хабибуллина Айназ Альбертовна
  18. Шамсутдинова Диана Хамитовна
  19. Ахмадишина Нурия Маратовна
  20. Вагапова Алсу Азатовна
  21. Гарифова Ангелина Ильдаровна 
  22. Гимадиева Далия Ильдаровна 
  23. Евгеньев Михаил Евгеньевич 
  24. Натаркина Карина Алексанровна 
  25. Низамутдинова Айгуль Рустемовна 
  26. Тазмеев Талгат Булатович 
  27. Уденазарова Чулпан Курбановна 
  28. Хамидуллин Дамир Дамирович 
  29. Хисматуллина Мадина Марселевна 
  30. Хохлова Анастасия Романовна

Полезная информация для участников смены

Заезд участников: 24 июня, с 9.00 до 12.00 (МАОУ «Гимназия-интернат №4» г. Казани, ул. Г. Баруди, д. 3А).

Начало занятий: 24 июня, 13.00.

Окончание занятий: 3 июля, 12.00.

Отъезд участников: 3 июля, с 13.00 до 15.00.
 
Список документов:
1) паспорт или свидетельство о рождении;
2) справка о состоянии здоровья от педиатра;
3) справка об отсутствии инфекций (за 3 дня до начала смены);
4) копия прививочного сертификата или справка по форме №063/у;
5) копия флюорографии;
6) заявление (скачать здесь);
7) согласие на обработку персональных данных (скачать здесь);
8) согласие на медицинское вмешательство (скачать здесь).
 
С собой необходимо взять учебные принадлежности, средства личной гигиены, постельное белье, полотенце, бокал для воды, одежду и обувь по сезону, головной убор, домашние тапочки, спортивную одежду и обувь.

📰

— Новости по теме

Все новости
Жестовый язык, этимологическое гнездо и лингвистическая экспертиза текста: как языкознание пригодится в жизни?

3 июля 2019

Жестовый язык, этимологическое гнездо и лингвистическая экспертиза текста: как языкознание пригодится в жизни?

Лингвистика – это наука о языке, которая является востребованной во всех сферах жизни. Она позволяет нам изучить древние цивилизации, осуществлять межкультурные коммуникации, а также используется в разработке искусственного интеллекта, медицине, юриспруденции и других областях науки. Знать и изучать разные языки, в том числе и родной, уметь грамотно писать и говорить важно каждому человеку. 

Для победителей и призеров олимпиад по русскому языку и лингвистике, а также ребят, которые хотят развиваться в этой сфере, с 24 июня по 2 июля на базе гимназии-интерната № 4 (г. Казань) прошла республиканская профильная смена. 30 школьников 7–10 классов со всей республики собрались, чтобы подготовиться к олимпиадам и конкурсам по русскому языку и лингвистике высокого уровня, развить способности практической и исследовательской деятельности в сфере лингвистики.

В рамках смены школьники углубились в морфемику, фонетику, синтаксис, стилистику и другие разделы науки о языке, изучили различные виды лингвистики, анализа и экспертизы текста. Были организованы мастер-классы по ирландскому, литовскому, китайскому, цыганскому, арабскому, жестовому языкам и санскриту. Участники смены решали олимпиадные задачи и готовили научно-исследовательскую работу, которую защитили в конце смены. Во время игровых занятий ребята учились правильной самопрезентации, проходили различные тренинги, например, психологические тренинги по саморазвитию.

Преподавателями профильной школы по русскому языку и лингвистике стали:

  • Татьяна Юрьевна Виноградова, кандидат филологических наук, доцент кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики ИФиМК КФУ;
  • Никита Сергеевич Звановский, преподаватель онлайн-школы «Фоксфорд»,  преподаватель русского языка в РОО «Ассоциация победителей олимпиад»,  двукратный призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (2013, 2014);
  • Антон Александрович Сомин, научный сотрудник и старший преподаватель НИУ ВШЭ и РГГУ, руководитель команды России на Международной олимпиаде по лингвистике;
  • Борис Леонидович Иомдин, кандидат филологических наук, заведующий сектором теоретической семантики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, доцент школы лингвистики НИУ ВШЭ, преподаватель Школы анализа данных Яндекса;
  • Ксения Валерьевна Харитонова, преподаватель Школы юного филолога МГУ;
  • Мария Сергеевна Касьянова, преподаватель Школы юного филолога МГУ; 
  • Денис Андреевич Мартьянов, кандидат филологических наук, доцент кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики ИФиМК КФУ, председатель жюри заключительного этапа республиканской Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку;
  • Анна Александровна Ихсанова, учитель русского языка и литературы гимназии-интерната № 4;
  • Лейсан Садыйковна Мингазова, заместитель директора по научно-методической работе и учитель русского языка и литературы гимназии-интерната № 4.

Лейсан Садыйковна отметила, что образовательная программа смены прошла на вузовском уровне:

– Мы составили ее таким образом, чтобы расширить кругозор ребят, подготовить к предстоящим олимпиадам по русскому языку и лингвистике, развить навыки выполнения научно-исследовательской работы.

Мы проводим подобную профильную смену по русскому языку и лингвистике в первый раз. Конечно, в Татарстане постоянно проводятся профильные сборы, но они больше лагерного типа: образовательная программа сильно разбавляется развлекательной. Поскольку наши участники – очень мотивированные ребята, они выразили желание изучать предмет на протяжении всего дня. Каждый вечер мы получали от ребят обратную связь, во время которой они говорили, что не ожидали настолько полезных занятий.

Денис Андреевич поделился, что во время смены они хотели показать ребятам, что научно-исследовательская работа – это интересно, и дать им толчок к развитию в этой деятельности:

– В новом учебном году они уже смогут работать над проектами для участия в научных конференциях по русскому языку и лингвистике. Во время подготовки своего проекта они приобретали навыки поиска материала, выдвигали гипотезы, строили таблицы и графики, готовили презентации. Эти навыки пригодятся им в будущем, когда они станут студентами.

Мы очень благодарны Университету Талантов за то, что руководство откликнулось на предложение гимназии о проведении профильной школы и оказало поддержку при организации и проведении. Мы смогли пригласить известных спикеров, профессионалов, которые ранее никогда не приезжали в Казань с лекциями. Ребята были рады не только послушать лекции, но и просто пообщаться с гостями, узнать, как они пришли в лингвистику и работают в этой сфере.

Каждый день участники смены посещали четыре-шесть лекционно-практических занятий; играли в тематические интеллектуальные игры, например, «Что? Где? Когда?», готовили свои научные проекты. В конце смены 2 июля ребята защитили свои проекты и получили обратную связь от преподавателей школы.

– Я интересуюсь русским языком и решила изучить его глубже, понять, как устроен наш родной язык. Я стала участницей школы, потому что успешно написала эссе на тему «Что лучше: бумажные или электронные словари?». На смене я узнала много нового не только о русском языке, но и о лексических особенностях других. Мне понравилось решать лингвистические задачи, и в будущем я хочу принять участие в олимпиаде по лингвистике. Также мне понравился мастер-класс по жестовому языку: это было необычно, и буквально за полтора часа мы узнали, как он устроен. Ранее я была волонтером Университета Талантов на фестивале идей и технологий Rukami. Теперь стать его студентом – моя цель. Сейчас я участвую в конкурсе юных журналистов «Алтын калэм». Надеюсь стать призером или победителем конкурса, это поможет мне в достижении моей цели, – рассказала Анастасия Хохлова, ученица 9 класса гимназии-интерната № 4 (г. Казань).

– Я постоянно участвую в олимпиадах по русскому языку и лингвистике. Приезжаю на сборы неоднократно, но эта профильная школа порадовала насыщенностью образовательной программы и крутыми спикерами. Мы постоянно находились в своем предмете, были полностью вовлечены в процесс. Мой научный проект посвящен составлению и изучению этимологического гнезда. Тема большая, но оттого более интересная. Я хочу доработать проект и выйти с ним на научную конференцию. В будущем планирую связать жизнь с прикладной лингвистикой. Недавно я стала студентом Университета Талантов и начала работать со своим наставником Александрой Карташовой. Я знаю, что мой наставник всегда поможет мне собраться с мыслями и сориентироваться в трудные моменты, – рассказала Анна Елагина, ученица 10 класса лицея № 83 (г. Казань), победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, дипломант второй степени олимпиады «Будущие исследователи – будущее науки», обладатель специальной премии Традиционной олимпиады по лингвистике.

Фоторепортаж

София Бармина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Читайте также: В Казани состоялась республиканская профильная смена по биологии