Направление «Искусство» Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи в Республике Татарстан
В 2016 году в Образовательном центре «Сириус» (г. Сочи) было подписано соглашение о сотрудничестве между Университетом Талантов и Фондом «Талант и успех». 28 мая 2019 года Президент Татарстана Рустам Минниханов и руководитель Образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелева подписали соглашение о сотрудничестве и формировании регионального центра по модели «Сириуса» в Татарстане. 2 июля 2019 года Кабинет Министров Республики Татарстан постановил создать Центр выявления и поддержки одаренных детей на базе Университета Талантов. Опорная площадка Центра – оздоровительно-образовательный комплекс «Дуслык» Министерства образования и науки Республики Татарстан (Постановление № 529).
Официальное открытие Центра состоится 1 сентября 2020 года, но профильные программы мы запускаем уже с 1 июня.
Направление «Искусство» будет включать в себя такие поднаправления:
- вокал
- театральное искусство и художественное слово
- хореография
- ИЗО
- дизайн
- музыкально-исполнительское искусство
- литературное творчество
1-21 июня 2020 г. | Регистрация завершена | |
1-21 июня 2020 г. | Дистанционная профильная программа по изобразительному искусству «Окно в искусство» для детей в возрасте от 14 до 16 лет | Регистрация завершена |
1 -25 июля 2020 г. | Дистанционная образовательная программа по изобразительному искусству «Галерея талантов» для детей в возрасте от 14 до 16 лет | Регистрация завершена |
1 - 21 августа 2020 г. | Профильная программа по хореографии «Let’s dance» | Регистрация завершена |
5-22 сентября 2020 г. | Профильная программа по театральному искусству и художественному слову «Театральный вектор» | Регистрация открыта до 20 августа 2020 г. |
1-21 сентября 2020 г. | Сентябрьская профильная программа по по музыкально-исполнительскому искусству (направление - баян и аккордеон) «Перезагрузка: баян и аккордеон» | Регистрация открыта 25 августа 2020 г. |
29 апреля 2020
Зульфира Кельдиева: «Ребята создадут уникальную выставку творческих работ и ярмарку своих ярких проектов»
Интервью с руководителем профильных программ «Палитра знаний» и «Театральный вектор»
Творческая деятельность отличается от других сфер тем, что в результате него создается совершенно уникальный продукт искусства. Главная ее особенность – духовная значимость результата. Именно через творчество человек раскрывает свои внутренний мир и способности. Кроме того, эта деятельность помогает выразить, познать себя, развиваться и совершенствоваться.
Для творческих талантливых детей Татарстана в августе этого года пройдет профильная программа по изобразительному искусству «Палитра знаний», а в сентябре – профильная программа по театральному искусству и художественному слову «Театральный вектор» Республиканского образовательного центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи в Татарстане. Обе смены направлены на раскрытие творческих способностей учащихся.
Мы поговорили с Зульфирой Кельдиевой, руководителем профильных программ «Палитра знаний» и «Театральный вектор», тренером-экспертом прорывных компетенций, наставником Университета Талантов.
– Зульфира Борисовна, расскажите, пожалуйста, в чем уникальность программ «Палитра знаний» и «Театральный вектор»? Чему конкретно будут обучаться их участники?
– Участники программы «Палитра знаний» изучат особенности и приемы работы акварельными, гуашевыми красками, разным техникам живописи. На практике смогут применить полученные знания, навыки и погрузятся в атмосферу мирового культурного наследия, национальных особенностей Татарстана. Очень важно, чтобы молодое поколение знало историю изобразительного искусства, ее истоки, имена художников, внесших значительный вклад в историю изобразительного искусства республики. Ребята смогут реализовать свои идеи в проектах, получить поддержку и карьерный стартап.
На профсмене «Театральный вектор» участники познакомятся с историей театра в регионе, направлениями его развития, актерами, внесшими значительный вклад в сценическое искусство, встретятся с настоящими профессионалами своего дела. Ребята изучат особенности, приемы актерского мастерства и художественного слова, освоят основы технологии создания сценического образа с помощью грима и костюма, технологии постановки пластики и голоса актера как в теории, так и на практике. В программу также войдут занятия по проектному творчеству, развитию надпредметных компетенций, встречи с работодателями сферы театрального искусства, статусные собеседования.
– В аннотации программы «Театральный вектор» указано, что предусматривается изучение региональных особенностей театрального искусства. Расскажите, пожалуйста, что это такое?
– Во время профильной смены мы познакомим ребят с культурным наследием Татарстана с помощью интересных лекций искусствоведов, познавательных экскурсий в музеи и театры Казани: в Галерею современного искусства, Этнографический музей под открытым небом «Татар авылы», Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник, Центр «Эрмитаж-Казань», Казанский Кремль. Также будут встречи с профессионалами театрального искусства.
– Вы и в прошлом году организовали летнюю профильную школу по театральному направлению. Какие новшества добавлены в этом году?
– Профильная смена рассчитана на 21 день, она будет длиться намного дольше, чем в прошлом году. А это значит, что ребята смогут получить гораздо больше знаний, закрепить их на практике и повысить свой профессионализм. Кроме того, в этом году мы ввели дополнительную программу по социальному творчеству, где ребята смогут научиться создавать проекты.
– Какие проекты будут составлять участники «Театрального вектора»? И как потом они смогут их реализовать?
– В профильную смену в этом году мы ввели подпрограмму «Твори добро». В ней будут представлены: технологии социального проектирования (SMART и другие), виды социальных проектов, способы ведения проекта и анализа полученных результатов, знакомство с лучшими практиками, методами и приемами успешной презентации проекта, подробного планирования проектной деятельности в сфере искусства. На занятиях по этой программе ребят ждут новые образовательные технологии и методические приемы: интерактивные лекции, групповые и индивидуальные упражнения, самостоятельная работа над проектом. А итогом такого интересного позитивного процесса станет ярмарка проектов, на которой ребята смогут получить поддержку в реализации своих идей.
– Чем программа «Палитра знаний» отличается от других специализированных программ по ИЗО?
– Мастер-классы и лекции профильной школы будут читать ведущие эксперты-художники, искусствоведы нашей республики. Кроме того, учащиеся смогут пообщаться с ними напрямую, задать свои вопросы и узнать истории успеха из первых уст после учебных занятий на «Чайных встречах» в неформальной обстановке. Получая академические знания, ребята на практических занятиях смогут создать живописный образ Казани, татарского села и национального костюма. Также они создадут живописную композицию на историческую тему и вдохновятся на реализацию своих проектов будущего. Создавая условия для самореализации, мы очень надеемся, что талантливые молодые люди свяжут свое будущее с нашей республикой, будут развивать ее, создавать инновации и бережно, с любовью относиться к культурному и историческому наследию.
– Какой конкретный результат получат участники для себя по завершению программы «Палитра знаний»? Какими навыками будут владеть?
– Итогом образовательной смены станет выставка творческих работ и ярмарка проектов ребят. Они в процессе обучения получат много полезных навыков, умений и знаний для будущей творческой жизни. Кроме того, смогут использовать на практике познания в области истории родного края, истории искусства Татарстана, основных произведений народной культуры, быта, и научатся пользоваться средствами изобразительного искусства при реализации своего живописного творческого замысла.
Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов
15 апреля 2020
Татьяна Лядова: «Это будет настоящее прикосновение к театру»
Интервью с разработчиком профильной программы по театральному искусству
Профессия актера требует упорства, физической и моральной силы и внимания. Возможность обучаться у настоящих профессионалов театральной сферы выпадает не каждому. Этим летом Республиканский центр выявления и поддержки одаренных детей и молодежи в Республике Татарстан проводит профильную программу по театральному искусству. Ее основная цель – раскрыть потенциал у участников в области театрального искусства. Программа направлена на ребят 14 – 16 лет, по ее итогам будет создаваться документальный спектакль на основе техники вербатим (спектакль, полностью состоящий из реальных монологов или диалогов обычных людей, которые воспроизводятся актерами).
Руководитель этой программы – Татьяна Лядова, преподаватель высшей квалификационной категории Казанского театрального училища, заслуженный деятель искусств республики Марий Эл, лауреат Государственной молодежной премии в области литературы и искусства им. О. Ипая. Режиссер по образованию, она ставит спектакли в театрах России и работала в школе Константина Хабенского.
– Татьяна Валентиновна, по каким критериям будете отбирать ребят для участия в программе?
– Отбор будет не простой: по портфолио и достижениям, то есть у участника должен быть результат фестивальной деятельности, он должен быть креативен, контактен, блистать творческими планами и задумками в театральном направлении. Если говорить о серьезном искусстве, а не о самодеятельности, то в любом театральном училище при преподавании актерского мастерства или других спецдисциплин, учащихся делят на небольшие группы, примерно по 6 – 9 человек. Для нас главное – уделить внимание каждому ребенку. Поэтому отберем всего 15 участников.
– Из чего будет состоять образовательная программа?
– Все предметы будут вести специалисты, в основном, преподаватели Казанского театрального училища. У нас подобралась сильная команда преподавателей. Многие из них совмещают преподавание с театральной деятельностью в театрах нашей республики. К примеру, сценическую речь будет преподавать народная артистка Татарстана Елена Ненашева, также ребят будет обучать педагог высшей категории Татьяна Корнишина. Участники попробуют себя не только в качестве актеров, но и сценаристов, осветителей, декораторов, гримеров. Они будут изучать основы актерского мастерства, сценической речи, художественное слово и пластику.
– В чем особенность вашей профильной программы?
– Мы рассчитываем, что ребята смогут не просто самостоятельно поработать над текстами, но и создать спектакль. Познакомятся с техникой создания спектакля по системе вербатим. Эта работа будет длиться в течение 21 дня: ребята сами будут выбирать тему спектакля, определять «донора», у которого они будут брать интервью, создавать текст на основе документальных историй, редактировать, монтировать, выставлять свет, искать сценическое решение. В финале должен получиться документальный спектакль.
– В чем, на ваш взгляд, «изюминка» профсмены ?
– В том, что ее участники смогут взаимодействовать с профессионалами, которые готовят будущих актеров, работают в театре. Пообщавшись с ними, ребята поймут, действительно ли им интересна театральная деятельность как дело всей жизни. Кроме того, это будет настоящее прикосновение к театру.
– Какой еще результат, помимо знаний, получат участники программы?
– Бесценные минуты общения с театральными педагогами. Спектакль участников будет выложен на портале Youtube, ребята получат диски с записью спектакля.
– Что вы, как руководитель, ожидаете от профильной программы?
– Я в ожидании хорошей работы, ребят с горящими глазами и готовых приобрести театральный опыт в рамках проекта. Я жду не столько результата, сколько процесса поиска, горячих споров, преодоления трудностей. Даже если из этих 15 ребят хоть один человек выберет нашу профессию, то это уже будет большая победа.
Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов