DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено

Летняя профильная смена по изобразительному искусству

Для юных художников
Дата проведения:
04 июля – 18 июля
Место проведения:
— О мероприятии

Университет Талантов объявляет о проведении летней профильной смены по изобразительному искусству. 

Дата проведения смены: 4-18 июля 2019 г. 

Место проведения смены: ДК им. Ленина (участникам предоставляется трансфер до места проведения, проживание и питание на время смены)

Программа предусматривает изучение особенностей и приемов работы акварельными, гуашевыми красками, другими техниками живописи. Овладение техникой акварельной, гуашевой живописи является обязательным требованием программы уже на начальной стадии обучения, поскольку эта техника широко применяется в учебной работе по изобразительному искусству в образовательных учреждениях.

Разработали: Валиуллин Фарит Рашидович – модератор курса, Кельдиева Зульфира Борисовна – куратор направления.

Целевая аудитория: воспитанники художественных школ Республики Татарстан 13-18 лет, ориентированные на углубленное развитие знаний и навыков по профилю их достижений в изобразительном искусстве.

Профильная смена включает следующие виды занятий: теоретические и практические занятия в помещении и на улице. Выездные экскурсии.

Ведущие эксперты профильной смены:

  • Валиуллин Фарит Рашидович- ведущий художник Республики Татарстан, заслуженный деятель искусств РТ, лауреат премии им. Габдуллы Тукая, доцент кафедры дизайна и национальных искусств ИФМК КФУ;
  • Рифкат Мухамедович Вахитов-ведущий художник Республики Татарстан, заслуженный деятель искусств и народный художник Республики Татарстан, профессор, член-корреспондент Международной академии «Европа-Азия», член Союза художников СССР, член ВТОО «Союз художников России» в Республике Татарстан;
  • Загидуллин Равиль Габдельбарович - известный татарский художник-живописец, заслуженный деятель искусств Татарстана, лауреат премии имени Баки Урманче, член ВТОО «Союза художников России»в Республике Татарстан;
  • Хисамова Дина Диасовна- Кандидат искусствоведения, доцент кафедры  монументально-декоративного искусства Казанского государственного института культуры, живописи и искусствоведения, историк, преподаватель истории и обществоведения.

Для участия в отборе на образовательную программу необходимо заполнить заявку ниже и загрузить выполненные задания до 15 июня 2019 г. Перед загрузкой обратите внимание на критерии отбора. 

Индивидуальный творческий отбор юных художников проводится экспертами профильной смены, на основании дистанционной визуальной оценки представленных творческих работ по рисунку, живописи.

Живопись 1 работа (Натюрморт из 2-3 предметов быта и драпировки. формат А2 акварель, гуашь, темпера ).

Рисунок 1 работа, (Тональный натюрморт из 2-3 предметов быта и драпировки, формат А2 карандаш, уголь).

Характеристика заданий

Рисунок

Тема задания: «Тональный рисунок натюрморта».

Натюрморт состоит из 2-3 предметов быта, четких по форме, конкретных по тону, различных по материалу (дерево, керамика, гипс, металл), муляжи фруктов или овощей, тканевые драпировки

Материалы – графитный карандаш, бумага.

Формат - А2.

Требования: грамотно расположить натюрморт в заданном формате, выдержать масштаб, пропорции предметов. Построение произвести с учетом перспективы. Посредством светотени передать форму и объем предметов, различие тональных отношений, пространство и материальность предметов в натюрморте.

 Работа оценивается  в соответствии со следующими критериями:

Качества, которыми должна обладать экзаменационная работа по рисунку

Максимальный балл

  • Композиция в листе

2 балла

  • Характер и пропорции натурного объекта

2 балла

  • Передача объёма и формы предметов, конструктивное построение

2 балла

  • Тональный разбор (или использование тона)

2 балла

  • Световоздушная перспектива и пространство

2 балла

 

Живопись

Тема задания: «Этюд натюрморта».

Натюрморт состоит из 2-3 предметов быта, четких по форме, ясных по цвету и тону, различных  по материалу (дерево, керамика, гипс, металл), муляжи фруктов или овощей, тканевые  драпировки.

Материалы –  акварель, гуашь, темпера, масло, бумага, холст, картон (по выбору участника)

Формат - А2.

Требования: передача точных цветовых и тональных отношений, решение формы, пространства, характера освещения (состояния).

Работа оценивается  в соответствии со следующими критериями:

Качества, которыми должна обладать  работа по живописи

Максимальный балл

  • Композиция в листе

2 балла

  • Характер и пропорции натурного объекта

2 балла

  • Передача объёма и формы предметов

2 балла

  • Тональный и цветовой разбор

2 балла

  • Качество исполнения, техника

2 балла

 

Баллы выставляются на основании дистанционной визуальной оценки представленных творческих работ по рисунку, живописи.

Максимум баллов по заданным критериям –  20 баллов.

Экспертный совет оставляет за собой право определения проходного балла для каждой программы.


📰

— Новости по теме

Все новости
Искусство и спорт: чем полезны профильные смены для участников?

24 июля 2019

Искусство и спорт: чем полезны профильные смены для участников?

Спорт, танец, изобразительное искусство – сферы, в которых активно развивается молодежь Татарстана. Чтобы помочь им достичь значительных успехов в выбранных направлениях, дать уникальные теоретические и практические знания от республиканских экспертов, Университет Талантов впервые провел Летнюю профильную школу «Открытие талантов». Мы пообщались с сопровождающими участников школы и узнали, чем примечательны такие мероприятия, каких результатов достигли молодые таланты за время смены и почему знать теорию так же важно, как и быть подготовленным на практике.

Александра Васильева, преподаватель детской хореографической школы (г. Набережные Челны), направление «Хореография»:

Летняя профильная школа была интересна, полезна и, можно сказать, необходима детям, так как они не только познакомились с разными участниками и обменивались опытом, но также приобрели много теоретических знаний благодаря образовательной программе. Спикеры были очень доброжелательные, отзывчивые, готовые отвечать на каждый вопрос. Троих ребят из нашего коллектива пригласили стать студентами Университета Талантов, и многие наши дети заинтересованы и дальше участвовать в его мероприятиях.

Зульфира Кельдиева, тренер надпредметных компетенций Университета Талантов, куратор направления «Изобразительное искусство» и «Актерское мастерство»:

Я считаю, что два направления, за которые я отвечала, были очень эффективны и результативны. Абсолютно все участники были вовлечены в процесс, готовы получать новые знания и применять их на практике. Приглашенные республиканские эксперты – мастера высшего уровня, охотно делились своими знаниями, опытом и навыками. В конце Летней профильной школы мы с ребятами направления «Изобразительное искусство» оформляли итоговую выставку, которая показала результат, к которому мы стремились. Я думаю, что уровень профессиональных компетенций у участников очень сильно вырос за короткое время. В будущем мы хотели бы привлечь направление компьютерного дизайна, совмещая его с классическим изобразительным искусством. Ребята достойны похвалы: они трудились всю профильную школу, как пчелки, и я очень рада, что многих из них пригласили стать студентами Университета Талантов.

Алексей Гончаров, тренер по настольному теннису и футболу (Камско-Устьинский район), куратор направления «Настольный теннис и бадминтон»:

Дети остались просто в восторге от профильной школы, они звонили родителям и говорили, что им все нравится – от питания и распорядка дня до отношения к ним. Самая главная польза мероприятия – дети узнают много новых людей и знакомятся с другими видами спорта, а также улучшают свои навыки в выбранном направлении. Я могу отметить, что большинство наших ребят хотят присоединиться к Университету Талантов и продолжить участвовать в его образовательных программах и профильных сменах. Хотелось бы добавить в образовательную программу больше занятий на улице и проводить интерактив на природе.

Дарья Мейснер, тренер по легкой атлетике, кандидат в мастера спорта (г. Набережные Челны), куратор направления «Легкая атлетика»:

На Летней профильной школе очень грамотно был набран педагогический состав – спикеры очень доступно дают большой объем информации для детей, в той мере, которая нужна ребятам именно по профилю спорта. Мы приехали сюда повышать спортивную квалификацию, подтянуть теорию и прокачаться на мастер-классах. Польза от участия для детей – это дополнение теоретической базы. Благодаря этому они не просто тренируются, а начинают понимать, что и зачем нужно делать и какой результат это даст. Наши ребята собираются и дальше продолжать взаимодействовать с Университетом Талантов, так как они являются сборной Республики Татарстан, и в дальнейшем, если они будут продолжать развиваться в легкой атлетике, именно эти дети будут в резерве.

Анастасия Понькина, педагог-репетитор народного ансамбля эстрадного танца «Кристалл» (г. Менделеевск), куратор направления «Хореография»:

Поездка для детей и для нас, педагогов, на Летнюю профильную школу была очень полезна тем, что мы узнали много новой информации не только в хореографии, но и других сферах. Ребята были заинтересованы в деятельности Университета Талантов настолько, что сами напрямую обратились к организаторам, чтобы стать студентами. Мастер-классы были интересны даже детям маленького возраста, и это было видно по их взаимодействию с наставниками и спикерами, а благодаря различным лабораториям они могли отдохнуть после интенсивной образовательной программы.

Константин Гудовских, тренер и преподаватель спортивной школы «Динамо» (г. Нижнекамск), куратор направления «Единоборства»:

Польза от участия для детей максимальна, потому что мы еще не участвовали в мероприятиях такого рода. Здесь больше интеллектуальной работы, то есть ребята уже узнают, зачем нужны определенные действия во время тренировки. Они изнутри посмотрели на свою спортивную деятельность и после смены начнут заниматься уже осознанно и добиваться высоких результатов.

Дарья Матвеева,
Участница Медиашколы Университета Талантов

Лучшие деятели искусств и физической культуры Татарстана обучили юных художников, танцоров, театралов и спортсменов

19 июля 2019

Лучшие деятели искусств и физической культуры Татарстана обучили юных художников, танцоров, театралов и спортсменов

Искусство с древних времен является способом оставить в памяти людей важные события из жизни, донести правильные мысли, раскрыть себя и самовыразиться. Спорт учит ставить цели и достигать их, закаляет тело и дух. Для 144 талантливых детей Татарстана, желающих связать свою жизнь с этими направлениями, с 4 по 18 июля прошла Летняя профильная школа Университета Талантов. Это событие объединило будущих  художников, актеров, танцоров, борцов, игроков в настольный теннис и бадминтон и легкоатлетов из Казани и Набережных Челнов, Альметьевского, Бугульминского, Елабужского, Заинского, Зеленодольского, Камско-Устьинского, Лаишевского, Менделеевского, Нижнекамского, Рыбно-Слободского, Сабинского, Чистопольского районов.

За две недели проведения школы ее участники прошли обширную образовательно-культурную программу в 6 направлениях: 

– «Изобразительное искусство»

– «Театральное искусство и художественное слово»

– «Хореография»

– «Единоборства»

– «Бадминтон, настольный теннис»

– «Легкая атлетика»

Образовательная часть программы Летней профильной школы состояла из мастер-классов, тренингов, лекций, экскурсий, лабораторий, а также «чайных встреч» с экспертами. Проводили занятия преподаватели, аспиранты и магистранты казанских вузов, актеры и работники театров, заслуженные деятели искусств и народные художники Казани и РТ, мастера спорта РФ и международного класса, победители и призеры республиканских, всероссийских и международных спортивных соревнований. 

Культурная часть также была наполнена событиями. Ребята посетили музеи Казани, среди которых Национальная художественная галерея «Хазинэ», Музей спорта Республики Татарстан им. Ш. Х. Галеева, Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан, центр Эрмитаж-Казань. Участники направления «Театральное искусство и художественное слово» совершили поездку в Казанский зооботанический сад. Были организованы экскурсии в Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник и Казанский Кремль. В конце учебных дней проходили вечерние мероприятия на разные темы. В их организации принимали участие и сами ребята. Одними из таких мероприятий стали квиз-игра и квест «История одного таланта».

Участники направления «Изобразительное искусство» за время прохождения Летней профильной школы получили не только новые знания в своей сфере, но и сами написали картины. На занятиях ребята учились технике рисования в различных жанрах, узнавали о правильном использовании света, составлении композиции, проработке светотени. Изученное закреплялось на практике: будущие художники рисовали натюрморты и пейзажи с натуры, писали композиции на исторические темы. Ребята получили шанс поработать в мастерских народных художников РТ. Особенно важно то, что молодые художники могли обсудить аспекты своих работ с экспертами. Также в конце школы участники познакомились с программами для дизайна, компьютерного моделирования и компьютерной графики. Завершением образовательно-культурной программы стала выставка творческих работ юных художников.

Шамиль Тимиров, ученик 11 класса гимназии № 1 (г. Альметьевск):

В художественных мастерских мы увидели, как работает художник, его «внутреннюю кухню», которую мы не можем наблюдать в обыденной жизни. Его рабочее место – это отдельный мир, в котором создаются шедевры. В будущем я хотел бы поступить в Казанский государственный архитектурно-cтроительный университет на инженера или архитектора, и знания, полученные на Летней профильной школе, помогут мне в построении композиции, составлении различных планов, проработке светотени.

Ребята, выбравшие направление «Театральное искусство и художественное слово», в течение всего времени программы Летней школы готовили спектакль «Маугли». В работе над постановкой участники изучили множество аспектов актерской деятельности: разминка перед выступлением и репетиции для снятия зажимов в мышцах, поведение на сцене, взаимодействие с партнером, работа с микрофоном, экспрессия, техника дыхания и речи, постановка голоса, правильное чтение текста, создание сценического образа, использование грима. Проходили занятия в форме мастер-классов, встреч с экспертами и этюдов. Чтобы лучше вжиться в роли на итоговой постановке, ребята также изучали поведение животных. С этой целью для участников была организована поездка в Казанский зоопарк. Завершили свою программу актеры Летней профильной школы успешной постановкой с использованием грима, костюмов, декораций, света и музыки.

Марина Мищенко, ученица 10 класса средней общеобразовательной школы № 25, студент и член студенческого совета Университета Талантов (г. Набережные Челны):

– Наш спектакль понравился мне тем, что он был открыт для каждого человека: любой желающий мог принять в нем участие и окунуться в ту самую атмосферу волшебства, добра и творчества. Такие мероприятия расширяют границы для детей, давая понять, что помимо выбранного ими направления есть еще и другие, в которых можно и нужно развиваться.

Программа по направлению «Хореография» также была направлена не только на оттачивание навыков. Ее участники смогли познакомиться с историей возникновения танца и танцевальных школ мира, России и Татарстана. Также ребята узнали о людях, которые внесли важный вклад в становление и популяризацию хореографии в нашей республике. Для участников проводились многочисленные мастер-классы по классическим, народно-сценическим, современным и историческим танцам. Каждый день ребята проводили репетиции, повышая уровень своих способностей. За время школы участники хореографического направления выступали на вечерних мероприятиях, а также на итоговом концерте. 

Лина Исламова, ученица 9 класса школы № 46, участница танцевального ансамбля «Бисеринки» (г. Набережные Челны):

– Мы познакомились с биографиями балетмейстеров, узнали про развитие татарского хореографического фольклора благодаря работе Гая Хаджиевича Тагирова. В биографии Нинель Даутовны Юлтыевой мне запомнилось то, что в 1972 году она открыла кафедру хореографии в Казанском государственном институте культуры. Оказалось, что наш руководитель танцевального ансамбля «Бисеринки» Лилия Эдуардовна Нурмухаметова обучалась у нее.

Для ребят, выбравших спортивные направления Летней профильной школы, прошли многочисленные не только тренинги, лаборатории и лекции, но и «перезагрузки»: быстроты, выносливости, гибкости, силы и ловкости. На них ребята учились различным упражнениям для развития этих качеств, а также изучали особенности работы организма человека. Тренинги и лаборатории помогли юным спортсменам подготовить не только тело, но и ум. На них участники развили свою память и реакцию, обсудили моральные аспекты и честность в спорте, поговорили о правильном питании, узнали о важности контроля за изменением физических параметров человека и о том, как мотивация и правильный настрой помогают достичь пьедестала. Лекция «Генетика и спорт» указала ребятам на связь здоровья и физических данных с генетическими факторами и наследственностью. На «Антидопинговом ликбезе» участники узнали о наказании за употребление допинга и его вреде организму, а также о коммерческой составляющей спорта. На лекции «Питание чемпиона» будущим мастерам спорта рассказали о важности правильного питания для достижения результатов, о продуктах, которые должен употреблять спортсмен. Лекция помогла ребятам узнать о значении воды и о том, какую воду и из какой тары лучше пить для поддержания здоровья. Также для ребят были организованы спортивные дебаты. На них обсуждалась роль таланта и трудолюбия в достижении побед. Программа спортивных направлений отметилась встречей с участником Олимпийских игр в Сеуле 1988 года Равилем Кашаповым в Музее спорта Республики Татарстан.

Динара Исмаилова, ученица 11 класса гимназии № 1 (п.г.т. Богатые Сабы):

– В лаборатории мы узнали новый метод изучения себя и своего тела, который заключается в измерении своих показателей: роста, веса, пульса. Умение отслеживать изменения в организме поможет мне как сейчас, так и в будущем в профессии тренера по настольному теннису. Летняя профильная школа позволила мне развить навыки и получать новые знания. Здесь мы не только занимались спортом, но и углубились в науку на лекциях. Я рада, что участвовала в этом мероприятии и надеюсь, что знания, полученные здесь, помогут мне в будущей спортивной карьере.

Также для всех участников Летней профильной школы были проведены лаборатории, направленные на развитие надпрофессиональных навыков. Они помогли ребятам узнать, как достичь успеха, каким должен быть лидер и как он должен взаимодействовать с командой, как правильно использовать свои профессиональные навыки, с большей пользой распределять время и даже организовать некоторые мероприятия. 

Две недели Летней профильной школы завершились масштабным концертом об Университете Талантов от участников. Номера, показанные в этот день, готовились ребятами в течение всей смены. На закрытии выступили Разина Рамазановна Нигматуллина, руководитель направления «Экспертно-аналитическое сопровождение», и Аделя Ахметова, руководитель программы продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями. Они поздравили всех участников Летней профильной школы с ее окончанием, поблагодарили их за проделанную работу и пригласили участвовать в следующих мероприятиях Университета Талантов, чтобы построить свою индивидуальную траекторию развития, получить поддержку наставника и реализовать свой потенциал в Татарстане, как это сделали эксперты профильной школы. 

Фоторепортаж

Илья Глушков,
Медиалаборатория Университета Талантов

Кадрия Файзутдинова: «Мне нравится, что в моей профессии постоянно нужно быть в поиске и движении»

18 июля 2019

Кадрия Файзутдинова: «Мне нравится, что в моей профессии постоянно нужно быть в поиске и движении»

Чаще всего с театром у нас ассоциируются артисты, но мир профессий театрального искусства удивительно богат. Одна из таких профессий – это художник-гример. Он один из тех, кто трудится над созданием сценического образа, накладывает грим, делает прически. А для создания полного сценического образа постижеры изготавливают усы, бороды, бакенбарды, парики, шиньоны. Кадрия Фаргатовна Файзутдинова, заведующая гримерно-постижерным цехом Татарского государственного театра драмы и комедии им. К. Тинчурина, в течение 37 лет верна своему выбранному делу. Она провела мастер-класс по созданию сценического образа для участников Летней профильной школы Университета Талантов по направлению «искусство» и научила их накладывать грим.

Мы поговорили с экспертом о получении профессии художника-гримера, ее самых ярких работах и нынешних стандартах в этой профессии.

У меня был выбор: либо пойти учиться на декоратора, либо на гримера. Мне посоветовали, что гример – более женская работа. Чтобы стать им, нужно уметь хорошо рисовать, перед поступлением сдавать экзамены по специальности, живописи. Я окончила Казанское театральное училище в 1982 году по специальности художника-гримера. В те годы в Казани еще не было вуза с таким профилем. Во время четырехлетней учебы  я еще больше втянулась в свое дело. Меня направили в Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля, где я прошла хорошую профессиональную школу и школу жизни. Тогда мне пришлось поработать и декоратором. Но профессия гримера легла в мою душу больше. Гример и художник-оформитель – это совершенно разные плоскости. Художнику нужно писать плакаты. В этой сфере я чувствовала себя белой вороной, это было не мое.

После оперного театра я около года работала художником-оформителем. Думала, что буду работать по стандартному графику, а в субботу-воскресенье – отдыхать. Тогда мне было 25 лет, и я кое-как выдержала этот режим. Позже меня пригласили в Казанский театр юного зрителя, где я проработала 3,5 года. После этого я уже из театральной сферы никуда не уходила. И сейчас, несмотря не пенсионный возраст, я не представляю себя без работы не в материальном плане, а в плане движения вперед, саморазвития. Делать постоянно одно и то же было бы очень скучно. А каждый день создавать новые образы – это очень интересно. После ТЮЗа я около 22 лет работала в Казанском государственном татарском театре юного зрителя имени Г. Кариева, и почти в 54 года я перешла в театр Тинчурина. Ныне я отработала пятый сезон в этом театре.

Создание сценического образа состоит из нескольких этапов. Все зависит от типа образа. Например, для комедии-скетча «Алай түгел, болай ул» режиссера Рашида Загидуллина помимо грима, мы еще сами изготавливали усы, бороды. Все это исходило из эскиза художника. По нему происходит согласование с режиссером. Иногда созданные усы и борода не очень гармонируют со спектаклем. Тогда приходится делать новые. К тому же для всех актеров этого спектакля мы изготавливали бакенбарды. Что касается грима, там также пробуешь разные варианты. Например, когда мы в июне выпускали спектакль-мюзикл «Башмагым JAZZ», режиссер которого – также Рашид Загидуллин, сначала для актеров был выбран яркий грим, потом мы сделали его менее ярким.

Сейчас в театре ставятся очень интересные спектакли, с каждым годом все сложнее в области причесок и грима, но тем интереснее работать. Например, если в начале спектакля актриса выходит с одной прической, в середине она меняет ее на другую, потом – на третью. Гримеру нужно уметь быстро создавать образ. Это увлекательно и интересно. То же самое касается и актеров. Например, если у них в начале одни усы-бороды, в конце – другие. Все зрители замечают смену декораций, костюмов. Возможно, некоторые подмечают и гримы, и прически. 

Многие жалуются, что у них неинтересная работа, они ходят туда только ради денег, а у меня получается обратное, я хожу на работу по любви. Даже перед съемками за день я обдумываю новые образы, которые буду создавать. Иногда я устаю, но зато получаю огромное удовольствие от проделанного и еще два дня хожу под впечатлением своих работ. Постоянно нужно быть в поиске и движении. Вот это мне и нравится в моей профессии.

С помощью грима можно сильно изменить внешность человека. На это требуется всего 25–30 минут. Во время учебы в театральном училище мне нравилось делать «старческий» грим. За полчаса из молодой девушки с помощью грима можно превратиться в старушку. Сейчас мы пользуемся и карандашами, и другими косметическими средствами. А раньше использовали только грим, с его помощью и растушевки рисовали морщинки, подчеркивали скулы персонажа. Сейчас нет таких сложных гримов. Чтобы нанести грим, сегодня требуется – минимум 15, максимум – 30 минут. Прически героиням мы делаем в течение часа и даже больше. Например, в спектакле «Башмагым JAZZ» очень много сложных причесок. Мы, два гримера, 18 артистам делали прически за 3 часа до начала спектакля. На это ушло почти три флакона лака.

Меня часто приглашают в качестве гримера и в кино. Сейчас стало очень много визажистов. Но многие на съемки ищут профессиональных гримеров. В кино используется совсем другой грим, который отличается от театрального. У меня под рукой всегда бывают тональные крема, декоративные карандаш и тени. Театральный грим более яркий, потому что зритель сидит далеко от сцены. Он рассчитывается не на первый, а на пятые-шестые ряды зрительного зала. А в кино могут снять и крупным планом. Нужно, чтобы лицо актера было естественным, как в жизни.

Самый яркий образ, который я создавала, это персонаж Аватар. Фильм снимался в Москве, а в Казани делали ролик. Когда мне предложили сделать грим Аватара, я даже не знала, что это такое. Увидев фильм, просмотрев образ, придумала грим. Его тело было голубого цвета, с черными полосками. Я создала парик с длинной косой, разукрасила персонажу все лицо, шеи, плечи, тело до пояса актера. Для этого образа я гримировала 2,5 часа. У меня на наложение грима никогда столько голубой краски не уходило. Что касается театрального грима, одним из ярких образов был герой Алхимик из спектакля «Алхимик» театра юного зрителя имени Г. Кариева. Этот герой во время спектакля четыре раза менял образы. Ему буквально за 5 минут необходимо было переклеить усы с бородой на другие, добавить на лицо кое-какие штрихи. Наша работа не заканчивается с началом спектакля. После спектакля мы помогаем расплести волосы артистам, разобрать прически, собрать усы, бороды. Гримеру всегда нужно быть начеку. Случаются и форс-мажорные обстоятельства во время спектакля. Это же жизнь. Например, начинаются отклеиваться усы или борода. Тогда мы быстро бежим на помощь к артисту, подклеиваем.

Моя профессия приносит мне радость. Я считаю, что это работа женская, для девушек. Создавать образы – очень интересная деятельность. Для будущих гримеров могу посоветовать сначала пойти учиться в Казанское театральное училище. Наше училище дает хорошую подготовку. Но перед новой работой постоянно нужно интересоваться, изобретать новые образы.

Алина Минневалиева,
Медиалаборатория Университета Талантов

Наиля Давлетова: «Важно с малых лет прививать детям культуру сохранения здоровья, занятий спортом без ущерба себе»

9 июля 2019

Наиля Давлетова: «Важно с малых лет прививать детям культуру сохранения здоровья, занятий спортом без ущерба себе»

В Казани набирает обороты Летняя профильная школа Университета Талантов по направлениям «Культура и искусство» и «Спорт», в которой принимают участие 144 будущих художников, актеров, танцоров и спортсменов. Обучают их преподаватели профильных учебных заведений и выдающиеся деятели искусства и спорта Республики Татарстан, среди которых есть лауреаты премий и международных конкурсов, авторы уникальных образовательных программ, мастера спорта международного класса, участники Олимпийских игр и чемпионы Европы, режиссеры и актеры театра и кино. 

Наиля Ханифовна Давлетова, член Научно-экспертного совета Университета Талантов, кандидат медицинских наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, провела для участников спортивного направления лекцию «Спорт и здоровье» и тренинг «День чемпиона». Для Летней профильной школы ее команда совместно с Университетом Талантов разработала обучающий курс для профессиональных спортсменов, совмещающий в себе физическую культуру и медицинские знания. Мы поговорили с ней об этом курсе, о наставничестве и о том, какими качествами должен обладать профессиональный спортсмен.

Я всегда мечтала быть врачом, поэтому где-то с 7 класса знала, что пойду учиться в медицинский университет. 

После медицины меня «занесло» в спорт после предложения работать со спортсменами. Я смогла найти себя, поэтому сейчас преподаю спортивную медицину. Изначально я должна была работать врачом Роспотребнадзора – проверять продукты, быть гигиенистом. Со временем моя траектория поменялась – я защитила кандидатскую диссертацию, осталась в администрации медицинского вуза, перешла в администрацию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. Если сравнивать себя в 7 классе и себя сейчас, то мои предпочтения сильно изменились.

В детстве я очень любила читать книги, в принципе, как и сейчас. Мне нравился поиск новой информации. Также я любила и люблю заниматься творчеством, мое хобби – рукоделие. Я участвовала во многих медицинских научных конкурсах, состязаниях для гигиенистов. За все время я была стипендиатом Президента РФ, Правительства РФ, Академии наук РТ, победителем конкурса «50 лучших инновационных идей РТ», выигрывала премию мэра Казани. Сейчас мои ученики идут по моим стопам, я готовлю из них таких же победителей научных конкурсов.

Для участников Летней профильной спортивной школы мы создали образовательный курс «Путь чемпиона». Я и моя команда, сотрудники Поволжской академии физкультуры, спорта и туризма, создали двухнедельный курс, который состоит из трех частей: 

  1. «Прокачай мозг» включает в себя интеллектуальные тренинги и лекции, чтобы студенты Университета Талантов знали о самоконтроле в спорте, как правильно построить режим дня, что такое рацион питания и как его соблюдать, будучи спортсменом; 
  2. «Спортивные перезагрузки», где студенты «перезагружают» все свои физические качества – ловкость, гибкость, выносливость, быстроту и силу; 
  3. Спортивные тренировки. По своим видам спорта – борьба, настольный теннис, бадминтон, легкая атлетика – они тренируются с преподавателями и своими тренерами. 

На Летней профильной школе слушателями курса стали участники по четырем направлениям: борьба, легкая атлетика, настольный теннис и бадминтон. Среди них есть начинающие спортсмены, уже имеющие результаты, и профессиональные. Мы отбирали тех участников, которые имеют высокие достижения в спортивной жизни, рекомендации тренера и личную мотивацию. Если говорить о достижениях, то они все именитые, но каждый на своем уровне. Мы советовались с каждым тренером, разбирали их портфолио. Этот курс ведут 13 преподавателей: 10 основных и 3 тренера, которые ведут основные тренировки. Преподавательский состав состоит из сотрудников Поволжской академии физкультуры, спорта и туризма, действующих спортсменов и легенд спорта, например Равиль Исхакович Кашапов, вице-президент Федерации легкой атлетики РТ и легендарный легкоатлет СССР и Татарстана, есть действующий призер чемпионата Европы и мира по тяжелой атлетике, мастера спорта по художественной гимнастике, которые ведут занятия по гибкости, есть специалисты и мастера спорта по борьбе и специалисты по медико-биологическому сопровождению спортсменов.

С марта мы планомерно устраивали мозговые штурмы, чтобы каждый тренинг, каждая тренировка, каждая перезагрузка была от начала до конца адаптирована под детей от 13 до 18 лет, была полезна и информативна для самих участников.

Идейным вдохновителем и заказчиком этого курса был Университет Талантов. Каждый тренинг и каждое занятие мы согласовывали с Разиной Рамазановной Нигматуллиной, руководителем направления «Экспертно-аналитическое сопровождение» Университета Талантов.  Наш курс – это сочетание физической культуры и медицинских знаний. Мы охватили весь блок медико-биологического сопровождения спортсменов. Тренеры не говорят с ребятами на эти темы, занятий по этим темам нет ни в общеобразовательной, ни в спортивной школе. Мы по максимуму попытались охватить то, что им не дают в других местах, чтобы они приблизили к себе свои победы. Разработка курса была под особым контролем Университета Талантов, а наши специалисты предлагали и меняли эту программу под его запросы. Университет Талантов принимал огромное участие вплоть до реализации, это был совместный труд.

Такую ценную информацию тренеры не дают детям, потому что, скорее всего, у них нет на это времени. Если мы берем режим дня и рацион питания, то вероятнее это ложится на плечи родителей, питание зависит от культуры пищевого поведения в семье. Для спортсмена может быть не всегда уместно что-то готовить, поэтому он питается так, как питаются в семье. Или, например, ребенок не всегда знает, как проконтролировать какие-то показатели организма – тот же самый пульс, характеристики обхвата бедер или бицепса, трицепса. Здесь мы даем то, что юный спортсмен может сам у себя контролировать. При этом если он ведет тот дневник, который мы ему разработали и составили, если он покажет его тренеру или другому взрослому, это будет большим подспорьем медику или тренеру, чтобы сказать: «Со спортсменом все нормально» или «Нужно что-то где-то подкорректировать». В спорте есть такие понятия, как перетренированность и переутомление. Их начальные признаки ребенок может заметить у себя сам, но для этого он должен уметь их замечать. Поэтому мы даем ему нужные навыки, подсказываем, на что нужно обратить внимание, в каком случае следует обращаться к тренеру или взрослому человеку для того, чтобы перепроверить себя.  

Спортсмену важно уделять внимание смене деятельности. 

Очень часто мы видим, что если ребенок ходит на легкую атлетику, тренер развивает в нем только определенные качества – быстроту и выносливость, которые непосредственно нужны в этом виде спорта. Но, как показывает практика, сейчас, когда рекорды идут на миллисекунды разницы между первым и вторым местом, любое преимущество имеет значение. Некоторые педагоги придерживаются мнения о том, что нужно развивать все. Если ребенок разовьет в себе как можно больше качеств, это пойдет ему только на пользу, у него будет какое-то, но преимущество. В данном курсе мы даем «перезагрузки», а не классическое развитие гибкости, ловкости или силы. Мы делаем апгрейды, чтобы ребенок понял, что это за качества, насколько они у него развиты и какими упражнениями самостоятельно, вне Летней профильной школы, он может у себя их развивать. 

Сейчас мы работаем над выигранным грантом Временного научно-исследовательского коллектива за проект «Разработка образовательного модуля “Путь чемпиона”». Итогом работы над этим грантом будет рабочая тетрадь, которую мы апробируем вместе со школьниками, и навигатор для тренеров – некий сценарный, поминутный сборник тренингов, который мы сейчас апробируем и проводим, чтобы любой тренер, взяв этот навигатор и рабочую тетрадь, смог среди своих воспитанников провести этот модуль. Мы планируем, что этот курс будет масштабироваться на всю республику. 

Как показывает практика, не все спортсмены осмысленно подходят к режиму дня, питанию, тренировкам. Очень часто высокая мотивированность профессионального спортсмена перекрывает весь здравый смысл. Наши тренинги по самоконтролю могут навести спортсмена на мысль, что надвигается переутомление и нужно сделать паузу, чтобы потом был скачок результатов, или объяснить отсутствие результатов у профессионального спортсмена, связанные не с его усилиями, а с физиологическими особенностями. Как показывает практика, эти навыки нужно развивать с малых лет, со школьной скамьи для того, чтобы прививать этим детям культуру сохранения здоровья, занятий спортом не в ущерб себе. 

Каждый тренинг – это набор лайфхаков, рабочая тетрадь – это навигатор тех примочек, которые может использовать любой ребенок для улучшения своих спортивных результатов. Например, на лекции, посвященной спорту и здоровью, мы полностью прописали минимум вещей, которые должны быть у спортсмена в сумке, например, зубная паста, присыпка, средства экстренной необходимости. На тренинге, посвященном режиму дня, мы составили трекер привычек. Оказывается, множество привычек не реализуется спортсменами. На тренинге по питанию ребята будут выбирать свою тарелку, то есть будут тренировать умение выбрать из предложенного шведского стола то, что им будет действительно полезно и нужно. Если брать перезагрузки, то здесь это будут самостоятельные упражнения или занятия, которые помогут быстрее развить то или иное качество. На перезагрузках с ними работают профессионалы. 

Правильно выстроенный режим дня дисциплинирует человека. 

Учитывая биологические ритмы и физиологические потребности, режим дня способствует тому, что соблюдаются все принципы тайм-менеджмента. Человек больше успевает, соответственно у него растет ощущение того, что он успешно выполнил ряд задач и приближается к достижению своей цели. Это самодисциплина. Выстраивание режима дня – достаточно сложный процесс. Благодаря тренировкам в школе какие-то моменты выстраиваются сами по себе: подъем, к 8 утра в школу, тренировки, приемы пищи в определенное время. Наша задача в том, чтобы студенты знали, чем лучше заниматься в промежутки между приемами пищи и школьными занятиями. Каркас у них всегда есть, даже от семьи. Но умение сделать правильный выбор – это задача не только этой школы, это работа самого студента над собой. 

Как сказал один мудрец: «Движение – жизнь». Без движения развивается гиподинамия, малоподвижный образ жизни ни к чему хорошему не приведет, возникнут проблемы с сердечно-сосудистой системой. Как правильно отметили участники наших тренингов, в день нужно проходить минимум 10000 шагов. Без движения жизни нет, двигаться однозначно нужно. Если вы не рассматриваете профессиональный спорт, то это должны быть хотя бы прогулки, но они необходимы каждый день. 

В спорте обязательно необходим наставник. Очень часто эту роль аккумулирует в себя тренер. Он для спортсмена и папа, и мама, и руководитель, и наставник. Но тренер – это наставник только в сфере спорта. Очень часто, когда спортсмены заканчивают свою спортивную карьеру, они становятся потерянными. Что делать дальше? Я думаю, нужен и наставник как в Университете Талантов, который наставляет студента в плане жизненных ориентаций. Для меня это мой научный руководитель – Анатолий Васильевич Иванов, доктор медицинских наук, сейчас он работает в Казанском медицинском университете. Благодаря ему я стала стипендиатом. Он направлял меня в науке, руководил моей научной работой. Под его руководством я защитила кандидатскую диссертацию. Он поддерживал меня, и когда мне было очень плохо и я понимала, что я не справляюсь, он говорил: «Потерпи. Сейчас нужно пережить, а потом будет хорошо». И действительно, со временем все вставало на свои места, как он говорил, так оно и складывалось. Наставник – это человек, которому ты можешь позвонить в любое время и сказать: «У меня что-то сегодня не так. Можно я к вам приеду?». Это человек, который выслушает тебя и подскажет, как быть в жизни. Не обязательно в профессиональном плане, а в каких-то житейских ситуациях. Такие люди действительно нужны и они есть. Я рада, что они есть и у меня в жизни тоже. 

Для достижения успехов в спорте необходим талант, но очень долго идут дискуссии о том, можно ли стать великим спортсменом или же нужно все-таки им родиться. На Летней профильной школе мы как раз будем проводить дебаты на тему «Месси или Роналду». Один из них – прирожденный футболист, а другой добился всего своим трудом. Там мы будем обсуждать, нужен талант в спорте или нет, потому что окончательной точки в этом вопросе поставлено не было. Спортсмен – это от природы мотивированный, целеустремленный человек. Без усидчивости, упорства и умения добиваться целей в спорте достаточно трудно. Важна сила как телесная, так и психологическая – проигрывать тоже надо уметь, это большое искусство.

Дмитрий Олешков,
Медиалаборатория Университета Талантов