DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено

Проектная олимпиада «Генеральный конструктор»

Олимпиада в сфере создания технологических решений для будущего

Дата проведения:
13 апреля – 01 сентября
Место проведения:
— О мероприятии

Ты амбициозен и способен спроектировать устройства, которые изменят нашу жизнь к лучшему, используя все достижения науки? Можешь придумать совершенно новые технологии? Готов решить реальный производственный кейс предприятий Татарстана? И хочешь создать start up для реализации своих идей?

Тогда именно ты должен принять участие в проектной олимпиаде «Генеральный конструктор» и изменить наш мир!

«Генеральный конструктор» ждет тебя!

 

Преимущества олимпиады:

Взаимодействие и работа с командой

Любые, даже самые непростые идеи легче воплощать, когда есть сплоченная команда. В рамках Олимпиады, ты научишься собирать команду и управлять ею для воплощения своей идеи: ставить цели и задачи, планировать и видеть конечный результат, эффективно достигать общего результата, мотивировать на достижения членов команды. Только сильная команда может достичь грандиозных результатов!

- Обучение управлению технологическими проектами и стартапами

На протяжении всей Олимпиады тебя ждут сложные задания, которые помогут тебе научиться управлять проектом и проработать идею со всех сторон: от конструкторского замысла до представления работающего образца инвестору.

Решая задания Олимпиады, ты сможешь на практике овладеть пятью «прорывными» компетенциями – личными навыками и умениями, используя которые ты добьешься успеха в любом деле:

  • когнитивность – умение с легкостью ориентироваться в информации, выбирать самое лучшее и принимать эффективные решения;
  • командность и эффективность сотрудничества – умение работать в команде на достижение поставленной цели;
  • открытость, инициативность и предприимчивость – умение в каждой проблеме видеть задачу и предлагать способы ее решения;
  • видение и лидерство – умение стратегически видеть, организовывать и вести за собой команду;
  • управление проектом под результат – умение управлять идеей, как проектом, доводить их до конечного результата*.

Участников олимпиады ждут образовательные мастер-классы, лекции для того, чтобы ты каждый мог ярко, понятно и интересно преподносить свои идеи для всех вокруг. Занятия в рамках Олимпиады от лучших экспертов в сфере инжиниринга и высоких технологий, реальных успешных бизнесменов, основателей техно-стартапов и предпринимателей помогут тебе расти и развиваться. У них ты не только сможешь получить лучшие знания, лично проконсультироваться по волнующим вопросам, но и найти поддержку и инвестиции для реализации твоего проекта.

- Обратная связь от экспертов

На каждом этапе олимпиады ты встретишься с экспертами, которые дадут тебе рекомендации по усовершенствованию проекта, подскажут дополнительные направления для развития. Некоторые из экспертов могут стать менторами твоего проекта и помочь в его продвижении.

Результат Олимпиады:

Победителями Олимпиады станут те команды, которые доведут свою идею до реального прототипа и покажут первые результаты своей деятельности.

В качестве бонуса они получат поддержку для дальнейшего развития своего проекта: 1 место – 50 000 руб, 2 место – 30000 руб, 3 место – 20000 руб. Вознаграждения можно будет потратить на покупку комплектующих.

Как стать участником:

Участником может стать любой желающий:

  • школьники с 6 по 11 классы;
  • студенты;
  • молодые ученые и работающая молодежь до 30 лет.

В Олимпиаде для участия есть два трека

  • если у тебя есть свой проект или хотя бы идея, которую ты хочешь воплотить в жизнь;
  • если у тебя нет идеи, но есть огромный запас креативности, то ты можешь решить кейс. от ведущих компаний Республики. Со всеми кейсами можно познакомиться здесь

Условия участия:

1. Тебе должно быть от 12 до 30 лет.

2. У тебя должна быть идея технического или технологического проекта, либо желание решить технологический кейс предприятия.

3. Участие в Олимпиаде – командное или индивидуальное. Конечно, в команде легче решать многие вопросы и выполнять большой объем работы, мы ждем твою команду. Но если ты уверен, что один справишься с поставленными задачами, то добро пожаловать в «Генеральный конструктор».

3. Просто здорово, если у твоей команды есть наставник (учитель, родитель и человек, который направляет и дает ценные советы). Мы ждем тебя и твою команду вместе с наставником.

4. Участие должно быть добровольным, то есть нельзя кого-то заставить или принудить стать членом команды.

Этапы проведения олимпиады:

  1. с 14 по 23 апреля – регистрация участников Олимпиады и подача участниками анкет по командным (индивидуальным) проектам или выбор кейса, предложенного предприятием реального сектора экономики;
  2. с 24 по 30 апреля – экспертиза и отбор проектов, рассылка приглашений участникам;
  3. с 1 по 20 мая – первый этап работы команд над проектами (очный этап): целеполагание, составление дорожных карт, анализ конкурентов, нормы проектной деятельности;
  4. с 20 мая по 1 августа – второй этап (заочный этап): выполнение заданий Олимпиады по реализации проекта, доработка решения проекта до опытного образца или прототипа, маркетинговое позиционирование и продвижение предложенного решения;
  5. с 1 по 20 августа – третий этап (очный этап): проработка публичной защиты проекта, подготовка к защите и защита проекта перед экспертной комиссией, подведение итогов Олимпиады.

Для участия в Олимпиаде необходимо зарегистрироваться на официальном портале Университета Талантов www.utalents.ru. Регистрация доступна с 14 по 23 апреля.

📰

— Новости по теме

Все новости
Айгуль Насибуллина, победитель олимпиады НТИ: «Меня удивило, что в «Сириусе» школьники, так же как и ученые, могут работать на современном оборудовании»

26 марта 2018

Айгуль Насибуллина, победитель олимпиады НТИ: «Меня удивило, что в «Сириусе» школьники, так же как и ученые, могут работать на современном оборудовании»

С 23 по 28 февраля в образовательном центре «Сириус» (г. Сочи) прошел заключительный очный этап Всероссийской инженерной олимпиады Национальной технологической инициативы (НТИ). Ее участниками стали школьники 9–11 классов со всей России, которые в финале работали над решением конкретных технологических задач по 9 профилям. По итогам соревнований были выбраны 11 лучших команд и 18 победителей в индивидуальном зачете. В число призеров олимпиады НТИ вошли четыре школьника из Татарстана. Мы поговорили с победителями из нашей республики о том, как они попали на Всероссийскую олимпиаду, какие научные задачи решали и чем бы хотели заниматься будущем.

Айгуль Насибуллина

ученица 11 класса, гимназия-интернат № 4 (г. Казань), профиль – наносистемы и наноинженерия (нанотехнологии)

Мои подруги из лицея Иннополис в прошлом году рассказали мне про Олимпиаду НТИ. В начале этого года я отправила заявку на участие в этих соревнованиях и прошла отборочные этапы, где были задания по биологии, химии и физике.

Очный этап проходил в «Сириусе» и состоял из двух частей: командной и индивидуальной. Нам всей командой нужно было выделить ДНК бактерии, понять, что это за плазмида, после этого сделать антивирусные транссекции. Индивидуальная часть была похожа на предметную олимпиаду по физике, химии и биологии.

Я никогда раньше не была в «Сириусе», и меня очень удивило, что в этом центре школьники, так же как и ученые, могут спокойно работать на современном оборудовании. На встречу с участниками соревнований приезжали известные российские ученые и преподаватели российских вузов. Нам читал лекцию один из самых известных математиков Андрей Райгородский! И условия проживания, и сама олимпиада были на уровне.

На олимпиаде я выбрала профиль нанотехнологии, потому что было интересно узнать, что это такое. После олимпиады решила, что мне больше интересна молекулярная биология или биохимия. Я бы хотела поступить на биологический факультет одного из московских вузов.

Ренат Валеев

ученик 11 класса, лицей Иннополис (г. Иннополис), профиль – интеллектуальные робототехнические системы

Я принимал участие в олимпиаде НТИ третий раз. Про эту олимпиаду мне рассказали учителя в лицее. В этом году я, Айдар Гариханов и Инсаф Сафин уже на первом этапе объединились в команду и вместе решали задачи. У нашей команды не было наставника, поэтому мы обращались за помощью к учителю физики нашего лицея, если встречались задания не из учебной программы. В итоге мы прошли на три профиля. Соревнования по профилю «Интеллектуальные робототехнические системы» прошли в «Сириусе». С 1 по 6 марта мы участвовали в профиле «Беспилотные авиационные системы» в Московском авиационном институте. 20 марта поедем в Томск, там пройдут соревнования по направлению «Умный дом».

В «Сириусе» мы должны были запрограммировать робота так, чтобы он находил на карте завалы и обходил их. В теории наша команда задачу выполнила, но на практике робот допустил одну ошибку. Мы заняли второе командное место.

Я хочу продолжать заниматься робототехникой, потому что это помогает оттачивать навыки инженера, проектировщика и программиста. Я пока точно не определился, куда буду поступать после лицея. Один из вариантов – университет «Иннополис».

Инсаф Сафин

ученик 11 класса, Лицей Иннополис (г. Иннополис), профиль – интеллектуальные робототехнические системы

Олимпиада НТИ – самое масштабное всероссийское соревнование для школьников. На этой олимпиаде можно увидеть современное оборудование, какое больше ни на одной школьной олимпиаде не встретишь. Соответственно, и задачи сложные. Организация была очень хорошей. Мы жили в трехстах метрах от моря и каждое утро ходили туда гулять.

Я в этой олимпиаде участвовал и в прошлом году. На этот раз мы с несколькими учениками из нашего лицея объединились в команду и отправили заявку вместе. На первом этапе нужно было решить задачи по математике, информатике и физике. Они нам показались простыми. На втором этапе было довольно много задач по робототехническим системам. Благодаря этим задачам мы заранее знали, чем будем заниматься в финале.

В заключительном этапе мы работали на TRIK Studio – это робототехническая платформа отечественного производства. В этой среде еще никто нормально не запрограммировал робота, у нас это вроде получилось. Наш робот хорошо выполнил финальную задачу.

Я начал заниматься робототехникой больше года назад. У нас в лицее летом прошлого года проводились сборы от университета «Иннополис», и на этих сборах я научился некоторым основам, познакомился с TRIKом. Мне было интересно начинать, хочется и дальше развиваться в этом направлении. 

Айдар Гариханов

ученик 11 класса, Лицей Иннополис (г. Иннополис), профиль – интеллектуальные робототехнические системы

В прошлом году я участвовал в олимпиаде НТИ в этом же профиле. Тогда нам презентовали платформу TRIK как что-то новое, а в этом году мы решали задачи на нём, и это было непривычно. Примерно за неделю до соревнований университет «Иннополис» проводил Хакатон именно по подготовке к треку ИРС, и там мы решали простые задачи на TRIKе. Нам это помогло на олимпиаде.

У всех команд была одна и та же задача, но все использовали для решения разные подходы. Мы занимались проектом по 5 часов в день. Во время работы были достаточно большие перерывы на отдых, из-за этого оставалось мало времени на выполнение задач, и это сказалось на результате. Задача была объёмной, а времени – мало.

Организация олимпиады мне очень понравилась. Условия проживания и работы были отличные. В «Сириусе» есть необходимое оборудование для работы над современными проектами.

Я начал интересоваться робототехникой 2 года назад на летних сборах Университета Иннополис. Там я впервые познакомился с роботами, с платформой LEGO EV3. За неделю я узнал много нового и начал готовиться ко всероссийской робототехнической олимпиаде. В прошлом году мы с Ренатом Валеевым в одной команде участвовали во всероссийской робототехнической олимпиаде и заняли второе место.

Вполне вероятно, что я продолжу заниматься робототехникой. Было бы неплохо поступить в университет «Иннополис».

Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Татарстанские школьники в «Сириусе»: «У всех участников разные направления, но нас объединяет одно — их важность для современного мира»

10 июля 2017

Татарстанские школьники в «Сириусе»: «У всех участников разные направления, но нас объединяет одно — их важность для современного мира»

С 1-го по 24 июля в образовательном центре «Сириус» в Сочи проходит проектная образовательная программа «Большие вызовы». «Сириус» создан фондом «Талант и успех». Его цель — раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка детей, одаренных в области искусства, спорта, естественнонаучных дисциплин и технического творчества. Ребят от 10-ти до 17 лет обучают более 100 лучших преподавателей и тренеров. Образовательная программа центра рассчитана на 24 дня. В течение этого времени школьники занимаются по своим проектным направлениям и посещают мастер-классы.

Участниками июльской проектной программы стали 26 ребят из Татарстана, прошедшие республиканский этап всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ школьников. Университет Талантов пообщался с пятью из них и попросил рассказать о прошлых и нынешних проектах, атмосфере лагеря и любви к проектному творчеству.

Диляра Габдулхакова, 17 лет

Учится 11 классе гимназии №96, Казань
Направление в рамках программы:
 «Освоение мирового океана»

В «Сириусе» загружен весь день: утром мы уезжаем на учебу в научный парк, откуда возвращаемся только в 9 вечера. Я ожидаю, что получу здесь новые опыт и знания, ведь нам преподают кандидаты наук из ведущих российских вузов. «Сириус» собрал ребят со всех уголков нашей страны, и это круто. Я уже успела подружиться с ними и найти общие темы для разговоров. Естественно, кроме занятий, мы успеваем поиграть в настольные игры. Для меня очень важно участие в «Сириусе» — здесь мы учимся работать в команде. При работе над проектом мы делимся друг с другом своим опытом, учимся взаимодействовать. Кроме того, мы получаем навыки работы над серьезным проектом, который можно будет воплотить в жизнь.

Для меня проектное творчество интересно тем, что ты начинаешь мыслить иначе, пытаешься найти выход в заданных условиях. Сперва я занималась исследовательской деятельностью и только потом узнала о существовании проектной деятельности. Думаю, она важна для моих сверстников, ведь новые технологии и разработки появляются благодаря проектам таких же молодых людей, как мы.

Проект, который я делала в Татарстане вместе с моей одноклассницей Алиной Гиззатуллиной, назывался «Портативный генератор воды». На Земле становится все меньше водных ресурсов, подходящих для человека. Заводы и фабрики выбрасывают отходы в воду, она загрязняется и становится непригодной для питья. Мы хотим решить эту проблему. Портативный генератор — это прибор, конденсирующий влагу в бутылку. Его прикрепляют к горлышку. Генератор можно использовать в походных условиях, когда нет возможности добыть воду иным способом. В конструкции прибора использован элемент Пельтье, состоящий из двух соединенных между собой керамических пластин. При подаче напряжения между ними возникает разность температур: одна пластина сильно нагревается, другая — охлаждается. С их помощью мы смогли провести конденсацию воды из влажного воздуха.

Проект, над которым мы работаем в «Сириусе», называется «Выращивание рыб в индустриальных условиях». Для исследования мы взяли два вида рыб — осетровые и африканские тиляпии. В рамках проекта мы изучаем, какая кормовая база лучше подойдет для их роста, и работаем с приборами, измеряющими химический состав воды и вес рыб.  

Ирек Галимзянов, 16 лет

Учится в 11 классе гимназии №8, Казань
Направление в рамках программы: «Современная энергетика»

Я увлекся техническими проектами в 10 классе. При работе над проектом ты получаешь новые знания, опыт публичного выступления, и мне это нравится. Думаю, проектное творчество стало актуальным среди учащихся. Технологии не стоят на месте, а, значит, молодежь должна стремиться открывать для себя новые знания.

Проект, который мы защищали в Татарстане перед «Сириусом», называется «Оптимизация деталей конструкции летательного аппарата». Нашей миссией было облегчение веса кронштейна с помощью программы NX (NX Advanced Simulation — многофункциональный модуль конечно-элементного моделирования с широкими возможностями визуализации результатов моделирования поведения конструкций — Прим. ред) и распечатки на 3D-принтере.

В образовательном центре «Сириус» я нахожусь впервые. Здесь впечатляет все: от условий проживания до процесса обучения. Лично я интересуюсь современной энергетикой и, естественно, в «Сириусе» выбрал это направление. Здесь классные преподаватели. Один из таких — Валиев Рустам Талгатович из Уральского федерального университета. Он преподает азы электроэнергетики.

Название нашего проекта — «Адаптивное оптимальное управление локальными энергосистемами microgrid». Его главная цель — обеспечение здания Главного медиацентра «Сириуса» локальной энергосистемой microgrid. Мы реализуем проект с помощью программы HOMER Amigo (мощный инструмент для проектирования и анализа гибридных систем энергообеспечения, в состав которых входят обычные генераторы, ветряные турбины, солнечные модули, аккумуляторы, топливные элементы, гидрогенераторы, биогенераторы и т. д. — Прим. ред) и стенд-тренажера СТИЭС-1 (учебно-лабораторный стенд-тренажер в виде комплекта модулей, на которые в процессе обучения монтируется оборудование — Прим. ред).

Евгения Порванова, 17 лет

Учится 11 классе химического лицея в поселке Дубровка, Зеленодольский район
Направление в рамках программы: «Микромир и микроскопия»

В «Сириусе» — благоприятная рабочая обстановка. График участников очень плотный, свободного времени практически нет. Исходя из названия «Сириуса» уже можно догадаться, что большую часть времени мы проводим за обучением. С утра мы уезжаем в научный центр и возвращаемся обратно только к вечеру. Но вкусная еда, хорошие условия проживания и понимающие преподаватели делают процесс пребывания в лагере еще приятнее. От участия в «Сириусе» я ожидаю получить не столько результат, сколько массу знаний в области микроскопии. Я углубленно изучаю физику, химию и биологию. В «Сириусе» я узнала, как устроен сканирующий зондовый микроскоп и прослушала лекции о молекулярных машинах.

Наш проект называется «Модификация титановых сплавов для использования в качестве имплантов». Мы хотим разработать технологию, которая позволит использовать обработанный сплав титана с минимальной приживаемостью клеток. При этом поверхность должна быть биосовместимой и не травить организм. Сейчас мы изучаем книгу Вадима Савича «Модификация поверхности титановых имплантатов и ее влияние на их физико-химические и биомеханические параметры в биологических средах». После прочтения мы будем изменять поверхность титановых сплавов с помощью термической и механической обработки и наблюдать, как меняются их свойства. Кроме меня над этим проектом трудятся Максим Марченко из Зеленодольского района, Анжелика Волкова и Данил Ишмуратов из Казани.

Проектное творчество позволяет выйти за рамки химии, биологии и физики, которую мы изучаем в школе. Мы можем применить свои знания на практике. Здесь также требуются смекалка и маркетинговая жилка. Ведь проект нужно не только составить, но и суметь его продвинуть инвестору.

Равиль Галиев, 16 лет

Учится 11 классе лицея-интерната №1, Альметьевск
Направление в рамках программы: «Бионические роботы и нейроинтерфейсы»

В конце февраля мы вместе с учеником нашей школы Булатом Хазиевым вдохновились идеей создать протез руки, управляемый силой мысли. Разработка должна помочь людям с ограниченными возможностями. В образовательном центре мы работаем над проектом «Управление устройством силой мысли». Благодаря специальной шапке, мы считываем сигналы, поступающие из нашего головного мозга. За этот проект я взялся неспроста: ведь он напрямую связан с моей предыдущей работой. Полученные данные мы будем использовать при разработке протеза руки. За этой темой — будущее. Еще недавно это было мечтой, а теперь я собираюсь воплотить ее в жизнь.

«Сириус» обеспечен всем. Здесь я чувствую себя отлично. Особенно меня порадовали новые знакомства. Каждый из ребят участвует в олимпиадах, многие даже занимали призовые места на международном уровне. У всех участников разные направления, но нас объединяет одно — их важность для современного мира.

Карим Алимкулов, 15 лет

Учится в 9 классе лицея №83, Казань
Направление в рамках смены: «Современная энергетика»

В «Сириусе» мы с командой работаем над проектом «Датчик сверхвысокочастотного излучения». Планируется, что датчик СВЧ-излучения будет оповещать людей о местах, где не стоит находиться, чтобы не получить облучение. До приезда в Сочи мы занимались проектом под названием «Дистанционное снятие показаний со всех видов счетчиков». Мы хотели разработать программу, объединяющую уже созданные приборы дистанционного снятия показания: написали базу данных, теперь дело за сервером. Наша главная цель — обеспечить прозрачность ресурсов, точность сбора показаний, экономию средств и энергоресурсов, облегчить жизнь потребителя услуг и поставщика. Нам не безразлично будущее энергетики.

Хочется отметить, что в «Сириусе» совсем другой подход к обучению, нежели в школе. Учителя дают новые знания, но в процессе работы над проектом нам приходится искать еще больше информации. Конечно, это еще больше вовлекает нас в проектную деятельность. Работая в команде, мы учимся уступать друг другу и распределять роли. Это поможет нам в будущем в вузе и на работе.


Алина Минневалиева,
Медиа Лаборатория Университета Талантов

Юные изобретатели Татарстана защитят свои проекты в федеральном центре для одаренных детей

6 июля 2017

Юные изобретатели Татарстана защитят свои проекты в федеральном центре для одаренных детей

У татарстанских школьников каникулы в самом разгаре, но участникам проектных олимпиад сейчас не до отдыха. 1 июля в образовательном центре «Сириус» в Сочи стартовала проектная образовательная программа «Большие вызовы», на которой школьники 8-10 классов со всей России — победители и призеры Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ — доведут до рабочей модели свои проекты в области технологического образования, физико-математических и естественных наук. Из 400 участников — 26 человек представляют Татарстан. Координатор проектной олимпиады «Генеральный конструктор» Ольга Шиндор рассказала, как проходил республиканский этап конкурса и что ждет татарстанских финалистов в Сочи.

— В чем особенность конкурса проектных и исследовательских работ школьников?

Татарстан оказался в числе регионов, которые проводили отбор проектов для дальнейшего участия в проектной программе образовательного центра «Сириус», где состоится всероссийский этап. При этом регионам позволили самостоятельно определять формат конкурса проектных работ на местном уровне. В таком формате конкурс проходит впервые, поскольку в 2016 году эксперты «Сириуса» сами отбирали участников образовательной программы. Теперь действует схема «50 на 50»: 200 человек попадут из числа финалистов региональных этапов, а другие две сотни участников выберут из оставивших заочные заявки на сайте конкурса.

— Как проходил республиканский этап?

Участники должны были провести свои проекты через три этапа. На школьном этапе Университет Талантов и Фонд «Талант и успех» стремились привлечь как можно больше учеников — не только олимпиадников, но и тех, кто способен заниматься проектным творчеством. До муниципального этапа мы допустили участников, прошедших школьный этап, и победителей других республиканских проектных конкурсов. На этом этапе участники объединялись в команды и выбирали проект, который затем развивали до начала республиканского этапа.

— Что такое проектное творчество?

Проектное творчество — это возможность воплотить идею в реальность. На начальной стадии у школьников есть идея или задача, направленная на улучшение определенной сферы нашей жизни. Работа над проектом, как правило, ведется в команде. И проект проходит все стадии от идеи до работающего образца и поиска потенциального инвестора.

— Сколько участников стали финалистами республиканского этапа?

Из 109 человек, дошедших до регионального уровня, мы отобрали 35 финалистов. Затем их проекты оценивал экспертный совет. Он выбрал участников, которые отправились на июльскую программу «Сириуса». В этом году проектная образовательная программа называется «Большие вызовы» и включает в себя 12 научных направлений, изложенные в Стратегии научно-технологического развития России и Национальной технологической инициативе.

— Что такое Национальная технологическая инициатива?

Это комплексная программа, призванная обеспечить лидерство российских компаний на новых высокотехнологичных рынках. По документу отечественную экономику разбили на кластеры, посвященные промышленным отраслям. Так, MariNet охватывает рынок морской навигации и инновационного судостроения, EnergyNet — энергетическую отрасль и способы интеллектуального распределения энергосетей, а NeuroNet — взаимодействие человека и компьютерных интерфейсов на уровне нейронов и мозга. Для каждого кластера подготовлена подробная «дорожная карта» с конкретными задачами, решения для которых школьники могут предложить в своих проектах.

— Какие направления проектных исследований были наиболее популярны среди школьников Татарстана?

Очень популярны оказались робототехника и IT. Также было представлено немало проектов в сфере инноваций в сельском хозяйстве. Вероятно, это связано со спецификой аграрных потребностей республики. Еще несколько проектов были связаны с авиацией, — в этом помог Казанский вертолетный завод, плотно работающий с казанской школой №54 и гимназией №8.

— По каким критериям члены жюри оценивали проекты на каждом этапе?

Каждый эксперт оценивал проект по регламентированной базе критериев — техническая проработка, план развития, актуальность и востребованность, уровень презентации. Мы также наблюдали за тем, насколько слаженно проходила работа в команде: проект защищал только один человек или вся группа.

— Сколько татарстанских школьников участвуют в проектной образовательное программе в «Сириусе»? Какие проекты они представляли на республиканском этапе?

Из 35 рекомендованных нами претендентов «Сириус» отобрал 26 человек. Самые яркие проекты здесь — «Вертикальная ферма» и GreenUFO, предлагающие размещать теплицы в автоматизированных высотных зданиях, «Система помощи посадки вертолетов», заменяющая пилоту смотровое стекло под ногами на камеру с датчиками приближения, и «СфераА», собирающая показания со всех видов бытовых счетчиков в единую базу данных. Нужно оговориться: в «Сириусе» участники будут заниматься уже другими проектами, но по той же или близкой тематике. Кроме того, финалисты заочного и региональных этапов оказались перемешаны между собой по направлениям «Агропромышленные и биотехнологии», «Большие данные», «Новые материалы» и т.д.

— А что из себя представляет образовательный центр «Сириус»?

По масштабу центр «Сириус» является крупнейшей площадкой в нашей стране. По уровню образовательной деятельности его сложно с чем-либо сравнить. За 24 дня участники получают значительный объем знаний, обеспечивающий им скачок в личностном развитии. При этом все образовательные проектные смены отличаются друг от друга: есть программы, посвященные различным направлениям — спорту, науке, искусству. Цель программы «Большие вызовы», которая проходит с 1-го по 25 июля в Сочи — развитие у школьников творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, техническому творчеству.

— В чем особенности проектной образовательной смены в «Сириусе»?

Там проходят лекции, семинары и мастер-классы широкого и узкого профиля. За 24 дня юные изобретатели и исследователи должны полностью разработать новый проект и презентовать его на итоговой конференции. В этом школьникам будут помогать эксперты и руководители смены. Также учащимся предоставят специализированные лаборатории и оборудование, которое позволит реализовать проект от идеи до работающего прототипа.

— Известны ли имена спикеров и других приглашенных экспертов?

Мы знаем некоторых из них. Ребята делятся с нами, пишут кто выступал, какие темы были. Например, 4 июля доктор филологических и биологических наук Татьяна Черниговская читала лекцию «Чеширская улыбка кота Шредингера» о современных достижениях когнитивной науки. Уровень спикеров очень высокий.

— Что даст финалистам победа на итоговой конференции проектной смены «Сириуса»?

Информация об официальном призе пока не разглашается. Но очевидно, что участники получат опыт работы над проектом под результат, научатся работать во вновь созданной команде, познакомятся с известными спикерами и другими одаренными молодыми исследователями со всей России

— Получат ли проекты сопровождение и поддержку после летней смены в «Сириусе»?

Всех участников проектной смены мы приглашаем поучаствовать в Молодежной школе талантов 2017. Кроме того, мы планируем организовать отдельное мероприятие, где школьники смогут поделиться своими впечатлениями и опытом после прохождения «Сириуса». Наша задача — не потерять контакт с этими ребятами.

Александр Токарев,

Медиа Лаборатория Университета Талантов

Фото: Семен Воронов, Булат Зиганшин, образовательный центр «Сириус»

Робот-рисовальщик, радиоуправляемое шасси и измеритель уровня сахара в крови: какие инженерные решения презентовали на «Генеральном конструкторе»

25 июня 2017

Робот-рисовальщик, радиоуправляемое шасси и измеритель уровня сахара в крови: какие инженерные решения презентовали на «Генеральном конструкторе»

«Генеральный конструктор» — это проектная олимпиада в сфере конструирования лучших решений для будущего. 24 июня в резиденции креативных индустрий «Штаб» прошел ее очный этап, на котором школьники и студенты презентовали свои проекты. Первый этап «Генерального конструктора» проходил в виде заочного отбора, на котором эксперты получили первые впечатления от проектов и команд. Сегодня же во время очного этапа участники презентовали свои идеи — как вживую, так и через видеосвязь.

В «Генеральном конструкторе» могут участвовать школьники и студенты. В этом году их соотношение — 50 на 50. Участники представили Казань, Альметьевск, Набережные Челны, Чистополь, Арск и Зеленодольск. Проекты оценивали: специалист по кадрам Казанского вертолетного завода Лейсан Вафина, начальник отдела профориентационной работы КНИТУ-КАИ Ирек Фатхутдинов, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики инновационного производства Чистопольского филиала КНИТУ-КАИ Альфия Заббарова, кандидат технических наук, руководитель направления «Событийный менеджмент и управление проектами»  Университета Талантов Марсель Гараев, доктор биологических наук, профессор кафедры нормальной физиологии КГМУ Разина Нигматуллина, проректор по научной работе КГЭУ Эмиль Шамсутдинов, кандидат технических наук, координатор проектной олимпиады «Генеральный конструктор» Ольга Шиндор.

Никита Зайцев и Юлия Старостина представили IT-лицей КФУ. Учащиеся 10 класса работали над проектом «Анализ крови без крови» в течение пяти месяцев. Он посвящен проблемам больных сахарным диабетом.

— Название нашего проекта звучит немного абсурдно, но это действительно так. Мы предлагаем создать устройство, которое сможет измерять уровень сахара в крови без сдачи крови. Сейчас это не может делать ни один из существующих глюкометров. Наше устройство существенно облегчит жизнь больным сахарным диабетом. Лучшая идея — найти решение для проблемы, с которой ты сталкиваешься в жизни. Мы уже изучили научные биологические исследования университетов Индии и Великобритании. У нас уже есть первый прототип устройства, который отдаленно похож на наш конечный продукт, — поясняет Никита.

Для изготовления устройства ребята использовали 3D-принтер.

Ученик мамадышской школы №4 Булат Муллахметов недавно увлекся робототехникой. Вместе с учителем они решили изобрести ЧПУ-станок — станок с числовым программным управлением. Проще говоря, Булат хочет создать робота-рисовальщика. Его проект ученик защитил на очном этапе олимпиады. Для создания робота авторы использовали CD и DVD-диски. Сегодня оборудование находится на стадии тестирования.

Некоторые из проектов, представленных на очном этапе, были посвящены медицине. Один из таких — научная работа Малики Мирзаевой и Марии Ситниковой под названием «Применение блокаторов рецепторов легочной гипертензии». Студентки 2 курса педиатрического факультета КГМУ хотят найти пути лечения легочной гипертензии, или застоя крови в легких. Сегодня на миллион человек приходится 50 больных легочной гипертензией. Среди них много детей. Конечная цель проекта Малики и Марии — разработка методов диагностики легочной гипертензии и создание математической модели заболевания. Девушки уже начали проводить доклинические испытания нового лекарственного препарата на мышах. На «Генеральном конструкторе» студентки хотят получить рекомендации от ведущих татарстанских экспертов.

Ученик Красногорской средней школы Мамадышского района Салават Маннанов представил проект самохода радиоуправляемого шасси. Он трудился над проектом вместе со своей командой в течение трех месяцев. Для работы Салават использовал старые детали и запчасти ВАЗ-2108. Вместе с командой они изготовили крылья и припаяли швы. Моделью шасси ребята управляют через Wi-Fi. В итоге авторы проекта хотят создать манипулятор для осмотра подозрительных объектов в общественных местах и обезвреживать их. Ребята еще не нашли спонсоров, поэтому пока реализуют проект на свои деньги.

Итоги олимпиады станут известны в течение недели. Участники получат результаты по электронной почте.

— Мы рассмотрели каждый проект, предложили пути их дальнейшего развития, — говорит координатор проектной олимпиады «Генеральный конструктор» Ольга Шиндор. — Среди тем проектов есть популярные направления — робототехника, сельское хозяйство, биохимия и медицина. Все они подразумевают инженерные решения, потому что олимпиада «Генеральный конструктор» — это решения завтрашнего дня.

— Мы вместе с ребятами впервые приехали на эту олимпиаду и очень надеемся, что сможем защититься на достойном уровне. Такие мероприятия очень нужны, ведь именно здесь школьники учатся презентовать свои проекты перед публикой, — поделился педагог дополнительного образования мамадышского Центра молодежных инновационных технологий Алмаз Шарифуллин.

Алина Минневалиева,

Медиа Лаборатория Университета Талантов

«Антон тут рядом». Школьники из Татарстана изобрели робота для лечения детей-аутистов

6 июня 2017

«Антон тут рядом». Школьники из Татарстана изобрели робота для лечения детей-аутистов

Проектное творчество становится все более популярным. Начиная со школьного возраста, ребята воплощают свои самые смелые идеи, которые имеют шансы перерасти в масштабные проекты, и Татарстан готов оказать в этом поддержку. Один из таких проектов — робот-андроид по имени Антон, которого планируют использовать при лечении детей, больных аутизмом. Его создатели — победители республиканского этапа Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ школьников, команда 7-ми классников инженерного лицея КНИТУ-КАИ — Артур Малышев, Джалил Хисалиев, Алмаз Долгоаршинных, Салават Нуриев и Дамир Вахидов. Ребята рассказали Университету Талантов как возникла идея проекта, какими функциями наделен робот и какие доработки его ожидают.  

— Как и кому пришла в голову идея создания робота? С чего началась работа над проектом?  

Джалил Хисалиев: Мой проект был изначально посвящен компьютерному зрению на основе Open Source библиотеки OpenCV (библиотека компьютерного зрения с открытым исходным кодом — Прим. ред). Он позволял распознавать и определять лица людей. Вскоре мы встроили эту разработку в робота. Мы взяли за основу робота InMoov — проект французского инженера-скульптора Гаэля Ланжевена, но все функции и вектор развития выработали абсолютно другие. Мы с ребятами подумали адаптировать робота для лечения детей, больных аутизмом, когда увидели ужасающую статистику. В 1970-е годы число аутистов в США было незначительным — 1:10000, но сегодня этот показатель равен 1:250.  

Дамир Вахидов: Прежде всего, мы отрабатывали функции будущего изобретения на небольших прототипах нашего робота. Затем мы собрали руку и другие его части. В итоге у нас получился гуманоид, который мог только видеть окружающий мир и двигать частями тела.  


Д.Х.: Когда ребенок видит нашего робота, он воспринимает его как игрушку. Разговаривая с ним, ребенок научится разговаривать и с людьми. Только для полноценной работы с детьми, больных аутизмом, его еще нужно доработать. 

— Как устроен робот?  

Д.В.: Наш робот полностью состоит из пластика, напечатанного на 3D-принтере. Внутри него находятся сервомоторы, микроконтроллеры, приборы для механического зрения.  

Д.Х.: Пока у робота есть функция распознавания и синтеза голоса, детектирования и слежения за лицами. Устройство работает следующим образом: каждые две секунды идет оффлайн распознавание голоса. Если сказать роботу: «Антон», то пакет для распознавания речи (PocketSPhinx) определит это слово, и начнется запись голоса длительностью две секунды. Этот голосовой файл отправляется на серверы «Яндекса», где он распознается и конвертируется в xml-файл с помощью Yandex SpeechKit (комплекс речевых технологий «Яндекса» — Прим. ред). Программа принимает этот файл на компьютер, и переводит его в текст. Далее она выдает ответ в соответствии с шаблоном. Распознавание лиц также работает при помощи шаблонов.

  — Какие трудности у вас возникали при работе?  

Салават Нуриев: Основная сложность заключалась в том, что при распечатке компонентов происходили сбои 3D-принтера, приходилось заново их перепечатывать.  

— Кто помогал вам в этом проекте?  

А.М.: Наш наставник — студент КНИТУ-КАИ Марат Миннебаев. Он помогает нам разрабатывать платы-микроконтроллеры, с помощью которых мы загружаем наши программы в робота.  

— Что вы планируете делать дальше?  

Д.В.: У нас большие планы на этого робота. Мы дополняем его разными функциями, необходимыми для социальной адаптации детей, больных аутизмом, но перед этим нам предстоит проконсультироваться со специалистами в этой области.  

А.М.: В будущем мы хотим сделать пульт, с помощью которого можно будет управлять роботом.  

Д.Х.: Также планируем распечатать ноги для робота. Лично я займусь программированием нейронных сетей для функции чат-бота и ходьбы.  


— А кто финансирует ваш проект?  

Д.В.: Необходимые инструменты и расходные материалы нам предоставил Инженерный лицей КНИТУ-КАИ для одаренных детей.  


Ирина Коптева,
Медиа Лаборатория Университета Талантов

 

 

 

Солнечные батареи, урожай на школьных грядках и инвалидная коляска с GPS-навигатором: проекты школьников муниципального этапа олимпиады «Генеральный конструктор» в Арске

23 мая 2017

Солнечные батареи, урожай на школьных грядках и инвалидная коляска с GPS-навигатором: проекты школьников муниципального этапа олимпиады «Генеральный конструктор» в Арске

Школьные олимпиады — известное дело для учащихся. Дети знают, что готовиться к ним нужно заранее, а учить школьный предмет — шире и глубже, чем этого требует образовательная программа. Правда, потом полученные знания школьники применяют только в рамках обучения и не используют свой потенциал для решения общественно-значимых проблем.  

Как применять полученные знания на благо города или села? Ответ на этот вопрос призвана дать проектная олимпиада «Генеральный конструктор». Площадка, созданная Университетом Талантов, призывает детей еще со школьной скамьи находить новые решения для разных сфер человеческой деятельности — будь-то вертолетостроение или автоматизация на промышленных предприятиях.  


23 мая проектная олимпиада в формате ярмарки идей впервые прошла в Арске. На презентацию каждого из 26 представленных проектов школьникам отводилось полторы минуты. В течение еще двух минут эксперты задавали вопросы и оценивали проект по пятибалльной шкале.  

Среди представленных участниками конкурса презентаций были два проекта, связанные с возрождением забытой традиции ведения пришкольных садоводческих участков. Учитывая продолжительные зимы в Татарстане, для круглогодичного урожая школьники предлагают использовать теплицы. По мнению девятиклассников из Апазовской среднеобразовательной школы, у них будет три функции: научить детей работе с сельскохозяйственными культурами, познакомить с профессиями агронома, флориста и фермера и дать школам экологически чистые овощи и фрукты. В случае большого урожая школы смогут продавать его излишки на рынках.  


Другие участники ярмарки идей предложили варианты решений проблем экологии и здравоохранения. Качество водопроводной воды не устраивает жителей сел, поэтому ученицы 8 класса Нузинской общеобразовательной школы Аида Шакирова и Инзиля Загидуллина предлагают сохранить родники от загрязнения и эрозии почв как источники чистой воды, а также оформить прилегающие к ним территории в виде экопарков для привлечения туристов и местных жителей.  

Добыча электроэнергии с помощью солнечных батарей выглядит более современной технологией, чем использование родниковой воды. Проект восьмиклассника Рустама Гайфуллина из Ново-Кырлайской школы не наносит вред окружающей среде, позволяет освещать территорию школы в ночное время за счет светодиодов и дает домам дополнительное электропитание.  

Проблему инклюзии принялись решить семиклассники из Арской школы №13 Булат Фасахиев, Анис Мавлиев, Даниф Салимов и Адель Ахматсалимов. Ребята разработали эскиз инвалидной коляски, управляемой с помощью смартфона. Для того, чтобы попасть из одного пункта в другой, достаточно задать маршрут во встроенном GPS-навигаторе. Это позволит социальному работнику помогать нуждающимся дистанционно.  


По итогам мероприятия координатор проектной олимпиады «Генеральный конструктор» Ольга Шиндор прокомментировала выбор судейской коллегии: — Школьники представили много социальных проектов. В то же время в рамках проектной олимпиады «Генеральный конструктор» мы обращаем внимание на идеи, которые подразумевают использование высоких технологий. Поощряя технические и конструкторские проекты, мы прививаем школьникам интерес к научно-техническому прогрессу, а также внедрению высоких технологий в районы Татарстана.  

Перечисленные проекты эксперты признали лучшими среди представленных на ярмарке проектных идей. Победители смогут показать свои работы на Молодежной школе талантов, которая пройдет в Татарстане с 18-го по 24 августа.  

Александр Токарев,

Медиа лаборатория Университета Талантов

Фотоотчет с мероприятия доступен в альбоме в группе Университета Талантов ВКонтакте 

Школьники старших классов рассказали, как облегчить конструкцию вертолета

12 мая 2017

Школьники старших классов рассказали, как облегчить конструкцию вертолета

Изобретение сложных технических устройств подчас кажется неосуществимой затеей, ведь для строительства летательных аппаратов требуются материалы, цеха и команда специалистов. В последнее время промышленные предприятия испытывают нехватку кадров. Чтобы избежать этого в перспективе, необходимо начать искать будущих инженеров и конструкторов уже в школе.

11 мая Казанский вертолетный завод провел третью конференцию «Первые шаги в науку». Она позволила школьникам представить свое видение техники будущего. По словам замдиректора КВЗ по техническим вопросам Вадима Лигай, поиск и проведение конференций для будущих специалистов завода поднимает авторитет технических профессий. Представителя Вертолетного завода поддержал и исполнительный директор Университета Талантов Айдар Акмалов:

— Вы выбрали непростой путь, а, значит, уже сейчас понимаете всю серьезность своего решения, — обратился спикер к участникам конференции. Молодость обладает преимуществом: вы всегда найдете нетривиальные способы решения для привычных задач.

Одна из таких задач — облегчить конструкцию вертолета. Кажется, что современные материалы позволяют экономить на весе летательного аппарата, а, значит, делают его быстрее и экономичнее в расходе топлива. Однако важно не только качество материала, но и плотность каждой его детали. Команда 10Б класса гимназии №8 (г.Казань) в составе Юлии Старостиной, Алексея Селихова, Роберта Ершова, Ирека Галимзянова, воспользовавшись 3D-принтером и программным обеспечением для имитации нагрузки, выяснила, как выбрать плотность деталей, уменьшив вес всего вертолета и не потеряв при этом в его прочности.

Другой подход выбрала сборная команда старших классов школы №54 (г. Казань). У каждого вертолета под ногами пилота есть смотровое стекло, позволяющее ему видеть место приземления. Такой способ обзора, на первый взгляд, прост и позволяет уменьшить количество электроники в вертолете. Однако стекло увеличивает вес аппарата и нарушает аэродинамику корпуса. Ученики предложили отказаться от иллюминатора в пользу камеры и монитора. На площадке можно начертить QR-код, который позволит полностью автоматизировать посадку. Но как камера «прочитает» код, если площадку не будет видно из-за дыма или тумана? В этом случае придется полагаться на стандартные радары, вмонтированные в дно вертолета.

Отойдя от темы авиации, десятиклассницы Карина Гайсина и Зарина Сафарова напомнили о существовании футуристической пушки Гаусса, знакомой поклонникам научной фантастики и компьютерных игр. В основе ее работы лежит принцип электромагнетизма Карла Гаусса. Ствол пушки изготовлен из диэлектрика, плохо проводящего ток, в то время как сам заряд намагничен. Патрон разгоняется за счет соленоидов, поочередно притягивающих его на протяжении всего ствола. Девушки продемонстрировали модель прямо в конференц-зале.

Для создания боевой пушки Гаусса потребовалось бы слишком массивная конструкция, поэтому оружие не используют в военных целях. В то же время пушка Гаусса обладает преимуществами для ведения боевых действий: она бесшумна, работает без отдачи и может это делать даже в открытом космосе, что позволит перемещать орбитальные спутники и другие объекты.

На конференции прозвучали доклады и на другие темы: как рассчитать семейный бюджет, измерить расстояние с помощью подручных средств, решить экономические и тригонометрические задачи в ЕГЭ. По мнению доцента КНИТУ-КАИ Игоря Федорова, дети, несмотря на их выдающиеся способности, должны получать задачи, соразмерные своим возможностям. Слишком сложный проект ученик может не осилить, а простой заставит усомниться в своих силах:

— Каждому вундеркинду нужна «маршрутная карта», которая поможет ему развиваться на протяжении всей жизни, — считает ученый.

По итогам конференции участники получили ценные призы и возможность начать карьеру на Казанском вертолетном заводе.

Александр Токарев,
Медиалаборатория Университета Талантов

Фотографии доступны в альбоме официальной группы Университета Талантов ВКонтакте.