Фестиваль тренингов надпредметных компетенций для детей и молодежи
«Используйте всю вашу энергию до последней капли на приспособление к новому миру, на приобретение навыков, которые понадобятся вам, чтобы процветать в нем и придать ему нужную форму»
Эндрю Гроув, сооснователь корпорации Intel
Мы живем в мире изменений и неопределенности. Во всем мире трансформируется рынок труда, и сегодняшние школьники окажутся в совершенно ином профессиональном мире: увеличивается материальный, интеллектуальный и технологический разрыв между людьми и организациями. Исследователи предсказывают, что до 50% всех нынешних рабочих мест могут быть автоматизированы. Появляются профессии будущего, предсказать которые становится все сложнее. Происходит переход к другому типу труда, где важны не только специализированные знания и навыки, но и общие «компетенции 21 века» - когнитивные, социально-эмоциональные и цифровые. Особенно важным становится то, насколько будущий профессионал адаптивен и гибок к изменениям, умеет учиться и переучиваться, готов в условиях неопределённости принимать верные решения.
Сейчас освоить компетенции будущего можно используя различные форматы, включая тренинги, игровые технологии, мастер-классы. Однако основным источником знаний и умений является школа, университет. Важно, чтобы молодые люди получали знания и практику актуальных компетенций в сфере образования. Поэтому 24 ноября Университет Талантов проводит открытый Фестиваль тренингов надпредметных компетенций для детей и молодежи, где каждый желающий может узнать о компетенциях и профессиях будущего и о возможностях их развития на территории Республики Татарстан.
В рамках Фестиваля предусмотрено 2 основных направления: для молодежи и для наставников.
Молодежное направление
1. Мастерская по развитию надпредметных компетенций в тренинговом формате. Вы пройдете тренинги по пяти компетенциям будущего, узнаете свой уровень их развития, а также получите рекомендации о своих сильных сторонах и «зонах роста».
2. Мастерская игр, где с помощью игровых технологий вы сможете узнать о профессиях будущего, самостоятельно построить образовательные и карьерные траектории своего развития, определитесь с выбором сферы интересов, а также освоить игровые технологии для развития надпредметных компетенций.
Направление для наставников
- Мастерская «Формирование актуальных компетенций наставника». В рамках этой проектной сессии вы проведете анализ нового стандарта педагога, а также сформируете важнейшие компетенции наставника и познакомитесь с возможностью развития данных компетенций.
- Мастерская «Актуальность и значимость развития надпредметных компетенций (soft skills) у молодежи». На этой пленарной сессии вы познакомитесь с методикой оценки и развития надпредметных компетенций у молодежи.
В рамках фестиваля предусмотрена Деловая программа с участием приглашенных экспертов в области развития новейших форм образования, представителей Министерств и ведомств Республики Татарстан, а также сообщества наставников Университета Талантов.
Фестиваль состоится 24 ноября по адресу: г. Казань, ул. Арсланова, д.10 Политехнический лицей №182
Время проведения Фестиваля: с 10:00 до 16:00
Для участия необходимо зарегистрироваться по форме ниже.
27 ноября 2020
Как развить надпредметные компетенции: в Казани прошел фестиваль тренингов Soft skills
Мероприятие прошло в онлайн- и офлайн-форматах
21 ноября прошел III Республиканский фестиваль тренингов Soft skills, нацеленный на развитие надпредметных компетенций у детей и молодежи Республики Татарстан. Фестиваль проходил офлайн в Политехническом лицее №182 Казани и онлайн на платформе Zoom. В нем приняли участие педагоги, учащиеся и родители учащихся образовательных учреждений Казани, Нижнекамска, Заинска, Набережных Челнов, Буинска, Аксубаево, Рыбной Слободы и Зеленодольска.
Приветственную сессию провели Руслан Дуженков, директор Политехнического лицея №182, Айдар Акмалов, исполнительный директор Университета Талантов, Крестина Полевая, координатор сетевого проекта «Тренинг-класс», и Лариса Шамсутдинова, руководитель летней профильной школы для старшеклассников по химии «Орбиталь». Спикеры обсудили будущее республики и проблему роботизации производств, а также поговорили с участниками об их будущей работе.
Айдар Акмалов провел мастерскую для родителей «Как распознать и развить потенциал и способности ребенка». Спикер рассказал о мерах поддержки Университета Талантов в комплексном развитии ребенка для родителей и обсудил с участниками мастерской взаимоотношения детей и родителей, ведущие к успешному развитию, мотивацию и среду развития ребенка после окончания школы.
Для педагогов и преподавателей были организованы две сессии. Ольга Репина, начальник научно-исследовательского центра города Набережные Челны, провела мастерскую «Организация индивидуальной и групповой работы педагога с родителями одаренных детей и подростков». Она рассказала участникам о том, как эффективнее общаться с родителями учеников и как проводить вовлекающие родительские собрания, направленные на совершение необходимых педагогу действий. Участники в рамках предложенного кейса определили свою педагогическую задачу и разработали эффективный сценарий беседы с родителями для ее решения.
Лариса Шамсутдинова провела мастерскую «Актуальность и значимость развития надпредметных компетенций у молодежи». Она обсудила с участниками сложности, с которыми сталкивается преподаватель во время дистанционного обучения и образ идеального студента. Были затронуты компетенции самообразования и самоорганизации учеников, компетенции специалиста будущего и проблемы педагогики и андрагогики, связанные с их усвоением.
Подростки приняли участие в тренингах «Все зависит от нас самих», «Когнитивность», «Открытость, инициативность и предприимчивость», «Видение и лидерство», «Управление проектом под результат» и «Командность и эффективное взаимодействие». Ребята учились собирать и обрабатывать информацию, расставлять приоритеты, адаптироваться к изменениям, ставить цели и задачи, искать новые возможности и изучали другие компетенции, необходимые специалисту будущего.
В конце фестиваля Разина Рамазановна Нигматуллина, научный руководитель профильных программ Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи в Республике Татарстан, рассказала о Республиканском центре выявления и поддержки одаренных детей и молодежи по модели Образовательного центра «Сириус», оффлайн и онлайн программах Университета Талантов и кружковой деятельности в республике Татарстан.
Галина Шипилова, преподаватель информационных технологий 1 категории Нижнекамского политехнического колледжа, рассказала, чем фестиваль помог ее команде:
— Мы от Нижнекамского политехнического колледжа имени Е. Н. Королева участвовали в трех заявленных площадках. Родители и педагоги с интересом отнеслись к теме воспитания одаренных детей. Предварительно в разных группах провели девять тренингов по сценариям Университета Талантов, ребятам было интересно и полезно. Хотелось бы и самим поучаствовать в таких тренингах, в прошлом году удалось очно пройти часть программы тренеров. Пригодился подаренный для работы чемоданчик с канцтоварами и реквизитом для тренингов. Мы считаем, что подобные мероприятия важны и их нужно проводить для обмена опытом.
Наталья Васильева, заместитель директора по учебной работе Заинской средней школы №7 с углубленным изучением отдельных предметов, рассказала, для чего, по ее мнению, нужно проводить подобные мероприятия:
— Вот уже два года мы сотрудничаем с Университетом Талантов и являемся соорганизаторами по направлению «Тренинг-класс». На мой взгляд, мероприятие было четко и грамотно организовано, на всех сессиях, в которых мы приняли участие, материал для родителей и педагогов был дан в очень доступной форме. Главное – каждый педагог может применить в своей работе те инструменты, которые дали эксперты. Сейчас, конечно, ситуация не позволяет нам собрать большое количество родителей учащихся и охватить большую аудиторию, но те, кто смог прийти на фестиваль или присутствовать онлайн, отзывались о мероприятии крайне положительно. На мой взгляд, нужно как можно раньше учить детей развивать надпредметные компетенции и говорить с их родителями об этом.
Дмитрий Олешков,
Медиалаборатория Университета Талантов
29 января 2019
Тимур Сулейманов: «Помимо soft и hard skills важно развивать digital skills»
Развитие надпредметных компетенций или soft skills важно для успешной реализации человека в профессии и жизни. Несмотря на то, что эти навыки не связаны напрямую с конкретной предметной областью, именно они являются ключевыми для достижения успеха в быстро изменяющемся мире. На Фестивале тренингов надпредметных компетенций, который состоялся в ноябре прошлого года, молодые люди в игровом и тренинговом формате узнали о компетенциях, профессиях будущего и возможностях самореализации на территории Республики Татарстан, а их наставники сформировали важнейшие компетенции наставника и познакомились с методикой оценки и развития надпредметных компетенций у своих наставляемых.
На пленарном заседании фестиваля с рассказом о мировом опыте в сфере soft skills выступил Тимур Сулейманов, первый заместитель министра по делам молодежи Республики Татарстан. Мы поговорили с Тимуром Джавдетовичем о необходимых навыках будущего, условиях развития республики и направлении работы молодежных организаций Татарстана.
– Какие, на ваш взгляд, навыки и компетенции нужно развивать молодежи, чтобы реализовать свой потенциал и развить нашу республику?
– На Фестивале надпредметных компетенций собрались эксперты из разных сфер: образование, бизнес. И все сходятся во мнении, что помимо hard skills молодому человеку необходимо развивать soft skills. Я бы еще добавил digital skills – это знание информационных технологий, которые позволят молодежи оставаться актуальными в своей деятельности на протяжении всей жизни. Думаю, необходимо развивать инициативное, критическое мышление, понимание важности саморазвития. Мир очень динамичен, и если мы хотим процветания республики, нужно объединять усилия в разных отраслях вокруг идеи формирования общих ценностей у молодых людей. Здесь важна роль Министерства по делам молодежи и, конечно, межведомственное сотрудничество: с Министерством образования и науки Республики Татарстан, Министерством экономики – в области предпринимательского мышления и бизнес-среды. Считаю, что такое взаимодействие должно привести к подготовке успешной молодежи в Татарстане. Важно, чтобы помимо совершенствования профессиональных и надпредметных компетенций молодое поколение понимало, как быть счастливыми, развивалось в согласии, взаимном уважении и с любовью к родному краю.
– Какая работа по развитию надпредметных компетенций в молодых людях ведется в молодежных организациях Татарстана?
– Практически вся работа направлена на развитие именно soft skills, ведь такие навыки сложно получить в рамках академической деятельности, а во время форумов и школ актива – легко. В незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми молодые люди представляют себя, объединяются в команды, проявляют лидерские качества, разрабатывают и даже презентуют проекты. Университет Талантов, Лига студентов Республики Татарстан, фонд «Сэлэт», Академия творческой молодежи – это платформы, которые формируют среду, позволяющую молодежи развивать надпредметные компетенции.
– Какие книги Вы посоветовали бы студентам и наставникам Университета Талантов?
– Я бы посоветовал читать как можно больше разной литературы. Из последнего прочитанного мной могу посоветовать книгу физика-теоретика Митио Каку «Физика будущего». Она написана научно-популярным языком и приоткрывает завесу будущего, внимание читателя акцентировано на важности изучения сферы IT-технологий, ведь наука позволяет мыслить на опережение, предсказывать то, что ждет нас завтра.
Эльсинора Габдуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов
24 января 2019
Лика Чекалова: «Попытка создавать универсальные стандарты, чтобы мы все учились одинаково, не соответствуют времени»
Мир вокруг нас меняется все более быстрыми темпами. Автоматизация производства приводит к исчезновению многих профессий, требующих человеческого труда, а многим сотрудникам необходимо повышать квалификацию и развивать надпредметные компетенции, чтобы оставаться востребованным. Специалисту будущего как никогда важно учиться и приспосабливаться к меняющимся условиям. Насколько это возможно в нынешних реалиях?
Лика Чекалова, куратор «Школы навигаторов» и методолог проекта по развитию наставничества Агентства стратегических инициатив (г. Москва), рассказала нам о том, что нужно менять в системе образования, как проводить профориентацию молодежи и почему необходимо постоянно учиться и изучать новые возможности.
– Соответствует ли образовательная система изменениям, которые происходят в мире?
– Физически границы государства, областей и т.д. еще существуют, но по факту их нет. Сейчас с развитием интернета (банально Google Maps, через которые можно увидеть любой уголок Земли) у человека появляется чувство, что он является гражданином мира. Глобализация – это не привилегия корпораций, мол, «сейчас мы протянем мосты и построим везде свои филиалы». Глобализация – это ощущение внутри. Мы ощущаем мир глобальным, а планету – единой.
У каждого человека есть возможность выбрать в этом мире то место и тот образ жизни, который ему подходит. Другой вопрос, обращает он на это внимание или нет. Сейчас ничего не стоит переместиться в другую точку земного шара, можно построить свою жизнь, как тебе хочется, для этого нет никаких формальных препятствий. В связи с этим мы воспринимаем как норму множество альтернативных сценариев развития, причем не на уровне стран, а на уровне отдельно взятого человека. Это множество образов жизни будет реализовываться параллельно, и под каждый из них необходимо создавать инфраструктуру. Рынки это прекрасно понимают, и современный маркетинг фактически адресный. Он нацелен создать для каждого уникальную сборку продуктов и услуг, отражающую тот образ жизни, который человек выбирает.
Надо понимать, что образование ничем не отличается от маркетинга в плане адресности. Если я выбираю себе один специфический образ жизни, а другой человек – другой, то образование должно подходить и для одного, и для другого. Попытка создавать универсальные стандарты, чтобы мы все учились одинаково, попросту не соответствуют времени.
– Чего, на Ваш взгляд, не хватает современной системе образования?
– Первая ассоциация со словом «обучение» – это люди, сидящие за партами, пишущие конспекты и читающие книжки. Надо понимать, что мы осваиваем при таком формате обучения – навыки анализа и написания текстов, исследовательские навыки и т.д. Такие умения нужны в довольно узкой области деятельности.
Когда человек входит во взрослый мир, его деятельность может быть самой разнообразной, при этом совершенно не обязательно, что она потребует работы с литературой и теоретическими построениями. Когда человек получает базовое образование, для него будет полезнее «распробовать» разные виды деятельности и получить представление о разных видах практики. Это и формирует те самые надпредметные компетенции – навыки оперирования разными практиками и разными способами мышления, действия в разных ситуациях.
В отличие от государственной, система образования остается неизменной уже порядка 300 лет. Но мы уже сейчас видим, что она не удовлетворяет запросам людей и вызывает все больше негатива как со стороны учащихся и родителей, так и со стороны педагогов – им тоже некомфортно работать в таких условиях. У работодателей также возникают вопросы – они строят коммуникации с людьми и запрашивают необходимые навыки и компетенции, но не получают этого.
– Как нужно выстраивать профориентационную работу с молодежью?
– Я считаю профориентацию в классическом виде устаревшей технологией. Это когда на основании тестирования человеку предписывается некий набор профессий, которым он мог бы себя посвятить. Чтобы реально понять, к чему человек предрасположен, тестирования явно недостаточно, нужен целый комплекс мер, включающих в себя разнообразные и многоплановые профессиональные пробы – возможность не просто прийти на какой-то один мастер-класс или экскурсию на предприятие, но пробовать себя в определенный период времени, возможно, это должны быть какие-то стажировки. Через эту практику и решение реальных задач можно понять, что тебе нравится и к чему ты расположен.
К тому же принципиально должны поменяться карты профессий в системе профнавигаций и вообще отношение к профессиям, потому что сейчас их границы очень сильно меняются. Нормой практики становится полипрофессионал – человек, который сочетает в себе достаточно широкий спектр задач, а у нас, к сожалению, профессии понимаются шаблонным, «квадратно-гнездовым» способом.
– Как мероприятия, подобно Фестивалю тренингов надпредметных компетенций, помогают детям найти свое место в жизни?
– Буквально недавно я проводила сессию со студентами – это взрослые люди, которые поступили в вуз и вроде бы определились со своим направлением по жизни. Почти все они сказали, что на самом деле поступили в вуз «по инерции», рекомендациям или ориентируясь на проходной балл. Когда я им задала вопрос «Можно ли учиться по-другому, не сидя за партой и получая оценки?», они не смогли ничего придумать, мне приходилось «клещами» вытягивать из них мысли и идеи. На данный момент экспериментальная педагогика накопила огромный багаж приемов, который в некоторых странах применяется уже порядка десяти лет, в том числе на уровне системы образования. На этом фоне ограниченность представления о том, как можно учиться, очень плачевна для нашей страны. Учитывая скорость изменения окружающего мира, любому человеку придется учиться всю жизнь. Если у человека нет представления о возможных способах обучения (даже, например, поехать в путешествие или поговорить с умным человеком), то он не сможет продуктивно обучаться подзадачам в течение жизни.
Проведение Фестиваля тренингов надпредметных компетенций очень интересно и важно, потому что детям уже сейчас дают попробовать иные способы обучения и сформировать свою авторскую позицию по отношению к этому. Сейчас говорят, что дети и родители – заказчики образования. На самом деле это не так, потому что они не знают, каким образование может быть и какая его форма подходит лично им. Такие тренинговые форматы чрезвычайно ценны для осознанного заказа обучения и формирования авторской позиции.
Дмитрий Олешков,
Медиалаборатория Университета Талантов
6 декабря 2018
Юлия Дурнева: «Стоит ориентироваться не только на оценки, полученные учеником по разным предметам, но и на его набор навыков и качеств, чтобы помочь ему развиваться»
В современном мире в специалисте ценятся не только знания, полученные в школе, ссузе и вузе, но и развитые надпредметные компетенции – навыки, которые не связаны с определенной профессией, но необходимы в любой деятельности. При объединении профессиональных и надпредметных компетенций человек становится высококонкурентным, гибким и приспособленным к любым изменениям. Это позволяет стать востребованным специалистом, который добивается успехов в желаемой сфере и развивает свои таланты в любимом деле.
Формирование цифрового профиля компетенций – Skillfolio – один из проектов, который реализуется в рамках инициативы Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Навыки будущего». Сервис помогает создавать индивидуальную образовательную траекторию учащихся и развивать компетенции, которые будут востребованы в ближайшем будущем. Цифровой профиль включает оценку внимания, памяти, эмоций, мышления, мотивации, осознанности. При помощи SkillFolio можно определить сферу интересов молодого человека, зафиксировать задачи обучения и оценку развитости навыков XXI века*.
Руководитель GR проектов SkillFolio, лидер проектов АСИ Юлия Дурнева рассказала, как выявить степень развития талантов у ребенка и как «прокачать» его soft skills в семье.
– Что такое SkillFolio?
– SkillFolio – это инструмент для выявления сформированности навыков и талантов у ребенка. Проект рассчитан на молодежь от 14 до 18 лет. Для них проводятся образовательные блоки на развитие памяти, эмоционального интеллекта, осознанности, поведенческих моделей и профессиональных компетенций. У нас нет классических профориентационных тестов, это больше выявление направления развития ребенка, его будущей сферы деятельности.
Во время прохождения такого тестирования мы пользуемся разными инструментами, проводим игры, квесты и выявляем 16 критериев одаренности конкретного ребенка. По результату тестирования он получает портфолио, в котором указывается, на каком уровне у молодого человека развиты те или иные компетенции. На основе этой информации можно пойти по двум путям: развивать те навыки, которые уже сильны у ребенка, делать упор на его сильные стороны или стараться развивать «зоны роста».
– Можно ли реализовать подобный проект в образовательных и молодежных организациях?
– Такие практики абсолютно точно необходимо применять в системе образования хотя бы для того, чтобы построить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Стоит ориентироваться не только на оценки, полученные учеником по разным предметам, но и на его набор навыков и качеств, чтобы помочь ему развиваться. Педагог должен задавать направление движения для ученика, который будет пробовать себя в разных сферах. Через какое-то время можно снова провести диагностику, чтобы понять динамику развития тех или иных навыков ребенка.
Сейчас мы разрабатываем профориентационный тест, который будет внедрен в SkillFolio и станет инструментом самоопределения подростка, способом обратить его внимание на ту или иную сферу деятельности. В систему образования мы внедряемся через дополнительное образование: мы провели апробацию тестирования на трех сменах «Артека» и успешно получили заключение. В следующем году будем проводить тестирование со всеми детьми, которые приедут на смены в «Артек» – а это 30 тысяч человек. Для детей это станет своеобразной отправной точкой, которая поможет сопоставить их желания с работой подсознания. Также выстраивается система оценки 360, когда молодой человек самостоятельно указывает, насколько он компетентен в той или иной сфере, например, в математике или игре на музыкальных инструментах. Он может выбрать интересную для него сферу деятельности и самостоятельно проанализировать, в чем и насколько преуспел. Наставник делает оценку навыкам своего наставляемого по тем же блокам, ответы накладываются друг на друга: где-то посередине между мнением ученика и педагога находится истина. Все это позволяет молодому человеку понять, в каком направлении ему следует двигаться. У нас есть курсы по развитию тех или иных компетенций – дизайнерское, креативное мышление, социально-эмоциональный интеллект; лицензии на них могут приобрести образовательные организации, и ученики могут бесплатно проходить их. Педагог также может посоветовать своему ученику другие занятия и мастер-классы; со временем мы планируем создать базу курсов, которые разработаны нами или нашими партнерами.
– Как именно, на Ваш взгляд, стоит развивать soft skills у ребенка?
– Автор нашей методики, директор образовательных программ SkillFolio Виктория Шиманская считает, что нужно исходить из эмоционального состояния ребенка. Наблюдения за ребенком позволят понять, что ему нравится, к чему у него есть талант. Талант – это когда ребенок с легкостью выполняет какое-то дело, интересуется им и обращает на него свое внимание. Существуют различные тренажеры, практики, курсы, в том числе и для родителей, направленные на развитие определенных навыков. Как правило, то, что можно прорабатывать в домашней обстановке, направлено на развитие эмоционального интеллекта: когда родитель и ребенок договариваются между собой, ребенок чувствует себя значимым и услышанным и понимает, что он в безопасности и любим семьей, закладывается определенная база для гармоничного развития личности. Ребенок раскрывается, говорит о том, чем бы хотел заниматься – и это занятие развивает в нем определенную метакомпетенцию. Все развивается в совокупности, интеллект и эмоциональный интеллект нельзя разделять, ведь если развивать одно, совершенно точно разовьется и другое.
– Какие ближайшие шаги планируется предпринять в сотрудничестве Университета Талантов и SkillFolio?
– Мы говорим об одном и том же: Университет Талантов ведет свои разработки, а Виктория Шиманская пять лет изучала эмоциональный интеллект, и эти исследования привели ее к необходимости развития навыков будущего в молодежи. Уверена, что наше сотрудничество продолжится: например, будет интересно сделать проект о сочетании soft и hard skills: например, как развить системное мышление в рамках изучения литературы? Мы ведем исследования на эту тему, есть инициативные педагоги в других регионах, и если обсудить эту тему с Университетом Талантов, результат не заставит себя ждать. Если не разделять предметные и метапредметные компетенции, в рамках школы будет формироваться гармоничная успешная личность.
* информация взята с сайта Агентства стратегических инициатив
Эльсинора Габдуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов
27 ноября 2018
«Секретное задание», «Профессиональное лото» и «Компас новых профессий»: как развивать навыки будущего
Чтобы стать востребованным специалистом, молодежи необходимо быть в курсе всех актуальных событий в профессиональной сфере, придерживаться философии lifelong learning (обучение на протяжении жизни) и иметь индивидуальный план развития. Рынок труда будущего диктует свои условия: появляются новые профессии, которые требуют участия специалиста, владеющего надпрофессиональными навыками (soft skills).
24 ноября на базе Политехнического лицея № 182 (г. Казань) прошел Фестиваль тренингов надпредметных компетенций для детей и молодежи Университета Талантов. В тренингах по развитию soft skills приняли участие 300 школьников 7–11 классов из Казани, Елабуги и села Нурлаты, а также 120 сертифицированных наставников Университета Талантов, педагогов, родителей и экспертов. Цель мероприятия – познакомить молодежь с компетенциями и профессиями будущего и рассказать о возможностях их развития на территории Республики Татарстан.
Открытие фестиваля началось с пленарной сессии на тему: «Развитие надпредметных компетенций у молодежи как одна из задач государственной программы “Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы”».
Татьяна Зарипова, координатор проекта «Тренинг-класс» и наставник Университета Талантов, рассказала, для чего нужно развивать компетенции будущего:
– Надпредметные компетенции будут необходимы молодому человеку, чтобы преуспеть в любой сфере деятельности в течение ближайших 15–20 лет. Навыки будущего позволяют успешно реализовать узкие профессиональные навыки. С помощью высокого, качественного, развитого набора soft skills человек становится успешнее и быстрее получает новое образование, создает рабочие места.
Никита Павлов, студент Университета Талантов, член Молодежного оргкомитета Летней школы «Открытие талантов» 2018, ученик 10 класса Инженерного лицея-интерната Казанского национального исследовательского технического университета – КАИ им. А. Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), поделился своими достижениями:
– Год назад в Университете Талантов я начал развивать свои soft skills. Полученные навыки помогают мне как в личностном, так и в профессиональном плане. Я достиг того уровня развития, о котором мог мечтать. На Фестивале любой желающий получил тот набор знаний и навыков, который поможет достичь своих целей.
В рамках фестиваля проходили мастерские для молодежи и для наставников, педагогов, родителей, а также деловая программа.
Молодежное направление включало в себя 20 одновременно работающих площадок, разделенных на 2 мастерских:
- мастерская по развитию надпредметных компетенций в тренинговом формате
- мастерская игровых технологий
Мастерская по развитию надпредметных компетенций в тренинговом формате включала в себя тренинги на развитие пяти компетенций:
- когнитивность
- открытость, инициативность и предприимчивость
- управление проектом под результат
- командность и эффективность сотрудничества
- видение и лидерство
Здесь участники узнали свой уровень развития компетенций, а также получили рекомендации о своих сильных сторонах и «зонах роста».
Марина Мунина, наставник Университета Талантов, доцент кафедры экономики инновационного производства Чистопольского филиала КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева, рассказала о работе студентов на тренинге на развитие компетенции «Командность и эффективность сотрудничества»:
– В ходе выполнения упражнения «Узел» ребята прошли путь от простого взаимодействия до командного. Как следствие, слаженная командная работа появилась лишь после того, как участники научились договариваться между собой. Наглядно это проявилось в упражнении «Тролли». По словам ребят, ценным для них было получение опыта работы в команде, опираясь на который им удалось сформулировать важные факторы эффективной работы в команде, такие как: умение внимательно слушать, инициативность, ответственность, взаимозаменяемость и т.д.
На площадке по развитию компетенции «Управление проектом под результат» школьники планировали свое будущее на ближайшие 5 лет, используя концепцию «Я – проект». Они обсудили, какие профессии появятся в ближайшее время. Больше всего ребята отмечают профессии будущего, связанные с космосом и робототехникой.
На площадке по развитию компетенции «Видение и лидерство» школьники разделились на три группы. Они провели исследование: первая группа приводила примеры исторических лидеров, вторая – современников, третья – близких людей. Далее они выявили 3 ключевые характеристики лидера: харизма, уверенность, видение.
Баграт Бабаев, ученик 7 класса Политехнического лицея № 182 (г. Казань), рассказал, что нового узнал на тренинге:
– Я узнал про характерные черты лидера и soft skills. Я понимаю, кто такой лидер – он должен быть в команде и вести ее к победам, помогать и поддерживать ее. В жизни необходимо развивать лидерские навыки, чтобы стать успешным. В будущем я хочу пойти учиться в школу полиции и получить звание майора.
Мастерская игровых технологий помогла участникам узнать о профессиях будущего, самостоятельно построить образовательные и карьерные траектории развития, определиться с выбором сферы деятельности и освоить технологии для развития надпредметных компетенций.
На игродроме «Развитие soft skills», в частности, на игре по развитию когнитивности, ребята учились работать с большими объемами информации. В ходе игры «Секретное задание» по мотивам Гарри Поттера участникам было необходимо найти пропавшую волшебную палочку. Для этого они составляли расписание уроков, используя карточки, на которых дана необходимая информация. Сопоставив и обсудив информацию, участникам удалось найти волшебную палочку.
Ирина Фесенко, тренер надпредметных компетенций Университета Талантов, директор Центра детского творчества и общественный помощник уполномоченного по правам ребенка (г. Зеленодольск), поделилась итогами работы с ребятами:
– Игра заинтересовала ребят, так как многие читают и смотрят Гарри Поттера. Формат проведения игры им понравился. Участники нашли правильный ответ, в этом им помогла командная работа. Игра хорошо подойдет для тренингов на развитие компетенций «Командность и эффективность сотрудничества» и «Когнитивность». Для себя внесу коррективы по интерпретации игры: надо строго следовать правилам.
Игровая площадка «Компас новых профессий» помогла участникам прожить вместе жизнь одного человека от 13 до 40 лет, сообща принимая решения, как ему поступать в жизни. Они проходили школу, вуз, принимали самостоятельные решения во взрослой жизни и противостояли вызовам судьбы, развивали навыки и становились профессионалами в выбранной области. В процессе игры они могли получить одну или несколько профессий, для этого было необходимо развивать указанные навыки.
Елизавета Блохина, ученица 8 класса Инженерного лицея (г. Казань):
– Мы играли в игру «Компас новых профессий» и познакомились с колесом баланса. Я узнала, что нужно всегда поддерживать все сферы жизни в тонусе. В этом мне может помочь развитие soft skills.
Игровая площадка «Лото» познакомила участников с профессиями будущего и надпредметными компетенциями. Например, одна из профессий будущего – дизайнер дополненной реальности территорий. Такой специалист должен сочетать навыки дизайнера и программиста с хорошим знанием истории. Менеджер космотуризма – это специалист, разрабатывающий программы посещения околокосмического пространства, а впоследствии – орбитальных комплексов и других сооружений (в том числе лунных баз). Такому специалисту необходимо знать иностранный язык, физику и литературу.
Камилла Шагиева, ученица 7 класса Политехнического лицея № 182 (г. Казань), рассказала, о каких новых профессиях она узнала:
– Сегодня я впервые узнала о soft skills. Также я познакомилась с профессиями будущего. Мне запомнился дизайнер интерфейсов. Математика, технология и информатика – те предметы, которые нужно хорошо знать для этой профессии, еще нужно иметь очки дополненной реальности и 3D-принтер. Этот специалист занимается разработкой и созданием дружественных, адаптирующихся под человека интерфейсов оборудования, техники. Он должен работать с людьми, иметь системное мышление и IT-навыки.
Программа для наставников, педагогов и родителей включала в себя три мастерских:
- мастерская «Новейшие компетенции наставника (Новый стандарт педагога)»
- мастерская «Актуальность и значимость развития надпредметных компетенций у молодежи»
- мастерская «Лаборатория родительского образования»
В рамках проектной сессии «Новейшие компетенций наставника (Новый стандарт педагога)» участники познакомились с возможностями для развития компетенций наставника, а также провели анализ нового стандарта педагога, поговорили о его преимуществах и новых компетенциях педагогов.
Ольга Константиновна Репина, кандидат психологических наук, директор Центра компетенций дополнительного профессионального образования «Академия менеджмента» (г. Набережные Челны), рассказала о преимуществах нового профстандарта:
– Университет Талантов за время своей деятельности уже наработал определенные технологии. Например, наставники прошли тренинги на развитие компетенции «фасилитация», они умеют создавать доброжелательную среду и использовать техники модерации, которые позволяют наставляемым приходить к определенному результату. Университет Талантов – ресурс для развития профессиональных компетенций. Новый профстандарт – это не дополнительная нагрузка на педагогов, а возможность найти новое решение задач.
На проектной сессии «Актуальность и значимость развития надпредметных компетенций у молодежи» участники обсудили, как мотивировать детей и молодежь на развитие soft skills. На модерационной доске участники сессии написали свои ожидания, действия и цели, а также модерировали иерархию наиболее актуальных компетенций.
Проектная сессия «Лаборатория родительского образования» помогла родителям узнать, как оказывать поддержку ребенку, не снимая с него ответственности за принятие самостоятельных решений. Участники Лаборатории получили много полезной информации, например:
- узнали, как расширить круг ответственности ребенка, не перегружая его и не проявляя гиперопеку
- поняли, почему взрослые сами оттягивают момент взросления и самостоятельности ребенка
- освоили алгоритм беседы, направленной на раскрытие потенциала ребенка и готовности действовать самостоятельно
Родители выполнили практические задания, которые позволили им увидеть, как они взаимодействуют с ребенком. Например, ответили на вопросы – что ребенок делает сам, что – вместе с родителем, и указали зону ближайшего развития – те задачи, которые скоро он сможет выполнить самостоятельно. Далее родители изучили «ловушки» ближайшего развития: слишком много и рано перекладывать на ребенка обязанности, занудливо и долго участвовать в деталях, которые ребенок может выполнить сам, ожидать немедленное выполнение поручений и др.
Фарида Хафизова, родитель четырех детей (г. Казань):
– На Фестивале я познакомилась с деятельностью Университета Талантов. Я поняла, что знаю многое из тем, которые здесь обсуждались, однако не пользуюсь этими инструментами, например, инструментом «Активное слушание». Для родителей всегда актуальны вопросы поддержки и понимания детей. Из нового я узнала, что перед подготовкой ребенка к самостоятельной жизни нужно сначала «прожить» с ним вместе этот этап.
Во второй половине дня состоялась открытая дискуссия в формате мирового кафе «Интеграция механизма оценки и развития надпредметных компетенций у молодежи в систему образования» с участием экспертов в области развития новейших форм образования, представителей министерств и ведомств Республики Татарстан. Здесь участники проектных групп обсуждали развитие надпредметных компетенций и предлагали способы их внедрения в образовательные учреждения. Было предложено интегрировать и внедрять модель «Тренинг-класса» в образовательную структуру по двум направлениям:
- обучение наставников сопровождению детей
- развитие soft skills у детей
Тимур Джавдетович Сулейманов, Первый заместитель министра по делам молодежи Республики Татарстан, рассказал о задачах Министерства по делам молодежи в развитии системы сопровождения молодого человека в Татарстане:
– Мы, как новое министерство, понимаем, что у нас есть определенное преимущество – мы можем попробовать создать что-то новое и системное, чтобы это получило правильное развитие. С другой стороны, в отличие от других ведомств, мы работаем не с конкретной отраслью, а с аудиторией – молодежью. Наша основная задача – сделать попытку вовлечь в эту работу министерства и ведомства, а также бизнес-сектор, гражданский сектор и общественные организации, чтобы выработать систему сопровождения молодого человека, начиная с самого молодого возраста до личного становления. Если мы говорим про soft skills, то мы должны думать, как их развивать, начиная с детского сада.
Политехнический лицей № 182 (г. Казань) – площадка, которая стала партнером Университета Талантов и соорганизатором Фестиваля тренингов. Директор лицея Руслан Дуженков подвел итоги Фестиваля и рассказал о дальнейших планах сотрудничества с Университетом Талантов:
– Мы открыты для различного рода инноваций. Я получил обратную связь от школьников лицея, ребята были активно вовлечены в игры и тренинги и остались довольны Фестивалем. У нас очень много идей для реализации, например, открытие сетевой площадки «Тренинг-класса» в формате лагеря для детей. Надеюсь, что наше сотрудничество с Университетом Талантов в будущем перерастет в нечто большее.
Светлана Кириллина,
Медиалаборатория Университета Талантов