DOCicon-edit-pencilicon-editicon-expand-blackicon-expandicon-expand-wideicon-exporticon-fbicon-filtericon-flagicon-gpicon-hearticon-igicon-liicon-likeicon-lineicon-link-copyicon-linkicon-locationicon-mobileicon-next-solidicon-nexticon-notifyicon-pdfPDFicon-pdf2icon-personicon-pptPPTicon-prev-solidicon-previcon-phoneicon-scrollicon-searchicon-shareicon-skypeicon-tagSelect-grayicon-tagSelecticon-telicon-texticon-timeicon-trashicon-tuneicon-twicon-urlicon-userpic-auth-blackicon-userpic-auth-whiteicon-userpic-authicon-userpicicon-userpic2icon-value-coloricon-valueicon-vkicon-tgicon-webicon-windowicon-xlsXLSicon-yt КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 КАЗАНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ 2.0 PDF ВпередНазадИконка часыИконка emailПосещеноНе посещено
Татьяна Зарипова: «Чтобы понимать запросы нового поколения, педагогам нужно осваивать новые компетенции»

Татьяна Зарипова: «Чтобы понимать запросы нового поколения, педагогам нужно осваивать новые компетенции»

Университет Талантов продолжает прием заявок на конкурс соорганизаторов и продлевает его до 10 августа. Участие в конкурсе позволит заинтересованным педагогам открыть на базе своих образовательных учреждений площадки для проведения тренингов на развитие надпредметных компетенций «Тренинг-класс», где молодежь от 12 до 30 лет может развивать soft skills в рамках реализации государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2021 годы».

Татьяна Зарипова, координатор сетевого проекта «Тренинг-класс», рассказала о главной цели конкурса соорганизаторов, преимуществах для победителей конкурса и важности формирования soft skills как у детей, так и у педагогов.

– Татьяна Юрьевна, какая главная цель конкурса соорганизаторов?

– Главная цель – привлечение к работе Университета Талантов новых педагогов, наставников, которые хотят освоить компетенции тренера, модератора и фасилитатора, чтобы развивать в своих учениках актуальные компетенции будущего. Победителей конкурса Университет Талантов и Республика Татарстан поддерживают техническим оборудованием для обустройства площадок тренинг-классов, бесплатно обучают педагогов в рамках курса «Управление продюсированием талантов». Сейчас в конкурсе участвуют педагоги из различных образовательных организаций республики. В будущем мы очень ждем среди участников конкурса в том числе коллег с предприятий.

– Как проходит конкурс соорганизаторов? Какие особенности у конкурса в этом году?

– Конкурс построен таким образом, что наши коллеги сначала сами учатся: осваивают тренерских технологии, навыки модерации, фасилитации и различным форматам групповой деятельности. Затем они сразу применяют знания на практике: создают у себя площадки тренинг-классов, работают с детьми, внедряя полученные навыки в учебный процесс и во внеучебную деятельность. Таким образом они формируют и оттачивают свои компетенции. В этом году мы немного изменили формат. У нас будут глубокие интенсивы, где педагоги будут обучаться в течение пяти-шести месяцев, а большую часть времени посвятят применению освоенных технологий на практике. С нами уже сотрудничают 26 районов Татарстана. Мы хотим, чтобы о нас узнали новые районы. Мы ждем их активности и вовлечения в работу по поддержке талантливых детей и молодежи.

– Как оцениваются работы конкурсантов?

– С момента подачи заявок члены Научно-экспертного совета оценивают каждую из них. Те педагоги, кто получили наивысшее количество баллов, сразу становятся соорганизаторами и получают поддержку от Университета Талантов. Заявка построена таким образом, чтобы прежде всего можно было оценить личную заинтересованность и мотивацию педагога к развитию себя и тех детей, с которыми он работает. Важно увидеть в заявке ответ конкурсанта на вопрос «почему мне это нужно?». Также мы отслеживаем, чтобы инициатива педагога стать соорганизатором получила поддержку от руководства школы/вуза. 

Практическая часть оценивается с помощью большой схемы работы тренинг-класса. Это моя личная зона ответственности. У нас есть все отчеты, видео тренингов, супервизия тренингов и обратная связь от участников и экспертов. Это большая скрупулезная работа.

– Какое преимущество получают педагоги и образовательные учреждения после победы в конкурсе?

– Преимущество заключается в изменениях, которые мы наблюдаем в тех организациях, где уже открыты площадки тренинг-классов. Их результат более чем положительный. Изменяются педагоги, подход к детям. Преподавание становится на другую позицию: педагог перестает быть просто транслятором знаний, он становится для ребенка другом и наставником, раскрывающим потенциал. Он точно знает, что ребенку нужно задавать вопросы, а не давать советы. В целом изменяется вектор развития учебного заведения. 

У меня есть стойкое убеждение: сегодня работа и формирование актуальных компетенций педагога продиктованы изменениями в мире. В новом мире педагоги должны осваивать новые компетенции, а нигде этому не обучают. Таким образом, конкурс соорганизаторов дает педагогу возможность быть востребованным, быть на плаву. Здесь важно отметить, что soft skills – это не про внеурочное время и работу после занятий. Эти технологии можно и нужно внедрять в предметную область, иначе формировать урок. Нет смысла на уроке истории 45 минут рассказывать детям про войну и мир. Они сами могут прочитать об этом в учебнике. Вопрос в том, как провести урок с вкраплениями «софтовых» технологий. Как научиться исследовать войну, используя разные технологии работы с группой. Большинство педагогов сегодня не могут ответить на эти вопросы, а Татарстан предоставляет уникальную возможность обучиться этому бесплатно. Также хочу отметить, что на базе Университета Талантов был создан Республиканский центр выявления и поддержки одаренных детей и молодежи. Требования к педагогам, которые будут работать в этом центре, включают все компетенции, которые мы даем в курсе «Управление продюсированием талантов», в частности, при подготовке наших тренеров надпредметных компетенций.

– Какие создаются условия для развития детей по всему Татарстану? Какую роль в этом играют Университет Талантов и соорганизаторы площадок тренинг-классов?

– В Татарстане создается очень много условий для развития талантливых детей и молодежи, Университет Талантов постоянно демонстрирует это. С каждым месяцем появляются новые форматы работы, новые способы поддержки. Важно создавать условия для самореализации детей. Условие, чтобы у каждого ребенка был наставник, уже осуществляется. Условие для доступа молодежи к предприятиям – тоже. Семимильными шагами при помощи Университета Талантов в республике создаются множество возможностей для раскрытия потенциала детей и молодежи, нахождения ими точки своего применения именно в Татарстане.

Соорганизаторы площадок тренинг-классов имеют ключевое значение в этом вопросе. Тренинги по развитию soft skills помогают детям проявить свои таланты. Возможно, у ребенка пока что скрытые способности, и ему не хватает soft skills для раскрытия и применения своего таланта. После прохождения тренингов дети начинают свободнее мыслить, формировать команды, открыто заявлять о своей идее. Они точно начинают формировать свою цель, понимают свой потенциал, раскрывают его, участвуют во всевозможных конкурсах и фестивалях, например, олимпиаде Национальной технологической инициативы.

– На Ваш взгляд, почему руководствам образовательных учреждений важно прийти к взаимодействию с Университетом Талантов?

– Я бываю в разных городах и регионах и наблюдаю потребность к изменению. Но при этом также вижу недоверие и страх, целый ряд стереотипов, который мешает сделать шаги к изменению. Но уже сейчас ощущается потребность  педагогах нового типа и с широкими надпредметными компетенциями. Педагог должен будет стать наставником, модератором-фасилитатором. Сегодня повсеместно говорят о том, что коучинговые технологии должны войти в арсенал любого педагога. Потому что он должен научиться задавать ребенку вопросы, а не давать советы, уметь говорить с ним про его цели. Школа должна дать молодому человеку эффективные и осознанные  11 лет жизни, во время которых он будет с радостью и с пониманием «зачем» подходить к своему развитию.

– Татьяна Юрьевна, почему важно, чтобы педагог был в том числе и наставником?

– Я думаю, сегодня нам нужны педагоги, применяющие разные роли, подходы. Педагог иногда может быть экспертом, иногда  – фасилитатором, иногда – коучем. Все в зависимости от той потребности, которая возникает в конкретный момент. Он точно должен перестать осчастливливать каждого ребенка своей базой знаний и только ей, и «причинять добро». Он должен помогать в жизненной и карьерной навигации с помощью вопросов, помогать выстраивать цели и устанавливать доверительные отношения. Поэтому на первый план выходят индивидуальные планы развития, индивидуальные образовательные маршруты, которые должны лечь в основу обучения. Педагог, развивая свою осознанность, свою роль и миссию, точно помогает  развивать осознанность ребенка, начинает говорить с ним про цели, движения к этой цели. 

Нам нужно начать работать с детьми по-другому. Сегодня огромный разрыв между поколениями. На Подходе поколение Z. Совершенно другие, космические дети. Чтобы удержаться на плаву, понимать запросы нового поколения, педагогам нужно осваивать новые компетенции. На своем примере могу сказать, что я в своем мышлении уже стала ближе к поколениям X и Y. У меня такой же подход, такое же понимание, я тоже больше люблю задавать вопросы, а не давать советы. Мы очень похоже мыслим.

– Есть ли примеры педагогов-соорганизаторов, которые на своем примере доказали эффективность работы тренинг-классов?

– Отличный пример успешной работы соорганизатора показала Венера Робертовна Фазуллина, социальный педагог политехнического лицея № 182 (г. Казань). Она уже прошла сертификацию и стала тренером надпредметных компетенций. Венера Робертовна работала с учеником лицея Романом Османовым, который потерял родителей и воспитывался только бабушкой. Педагог его вовлекла, провела с ним большую работу по формированию «мягких» навыков. Роман оказался совершенно талантливым и одаренным в сфере технического творчества. Недавно он создал свою команду, с которой принял участие в фестивале идей и технологий Rukami, заразил своим примером других и начал работу над новым большим проектом. Такие истории становятся для нас обычными. 

Радостно, что успешный соорганизатор от каждой школы может быть один, но он ведет за собой пул педагогов, которые тоже заинтересовываются, приходят к нам и проходят обучение. Поэтому с одного образовательного учреждения у нас есть около пяти-шести наставников. Так же в лицее № 182, и это совершенно потрясающие люди, которые меняют сам лицей, выступают драйверами изменений образовательного процесса.

София Бармина,
Медиалаборатория Университета Талантов