С 24 по 25 июня на базе лицея-интерната для одаренных детей с углубленным изучением химии (филиал КНИТУ-КХТИ) состоялся базовый модуль для студентов Университета Талантов. В нем участвовали 38 школьников и студентов из Казани, Актаныша, Бугульмы, Елабуги, Зеленодольска, Кукмора, Набережных Челнов, Нижнекамска и Чистополя.
Модуль начался со знакомства ребят с Университетом Талантов как с уполномоченным органом по реализации государственной программы «Стратегическое управление талантами в РТ на 2015–2021 годы». Участники узнали, что включает в себя обучение в Университете Талантов, в каком порядке проходит работа с индивидуальными запросами студентов и какие меры государственной поддержки может оказать Университет Талантов.
Так, обучение в Университете Талантов включает в себя индивидуальную работу с наставником, комплекс оценки и программу развития компетенций и составление индивидуального плана развития.
В помощь ребятам для работы по формированию индивидуальных запросов к сентябрю 2019 года будут созданы навигаторы (каталоги) в онлайн и офлайн форматах. В них будет собрана информация об актуальных для студентов Университета Талантов:
- конкурсах;
- центрах развития талантов;
- образовательных организациях;
- грантовых и стипендиальных программах;
- компаниях и предприятиях республики;
- программах и проектах по поддержке открытия малого бизнеса;
- вопросах самозанятости;
- научных центрах и школах с описанием актуальных задач и проектов.
После этого каждый участник рассказал, какую поддержку он может получить в Университете Талантов для реализации своего потенциала. Большинство ребят выразили желание работать с наставником, получить финансовую поддержку и помощь экспертов при реализации своих научных и бизнес-проектов, научиться тайм-менеджменту и пройти стажировки в интересующих организациях.
Диана Валиуллина, модератор и спикер модуля, координатор проектов по работе с молодежью Университета Талантов, отметила:
– Университет Талантов создан, чтобы направить молодого человека в карьере согласно его желаниями и навыкам. Успешный итог обучения – трудоустройство студента на том предприятии, где он хочет работать. Самое главное, что в рамках базового модуля ребята получают одну из главных мер поддержки – работу с наставником.
Участникам модуля представили кейсы успешных студентов Университета Талантов, которые сумели грамотно воспользоваться предлагаемыми возможностями и достигли поставленных целей. Среди них Аида Фазуллина, которая заняла 1 место в федеральном конкурсе исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» по направлению «Управление в государстве и бизнесе», и Аделя Зиннатуллина, реализовавшая проект «Уроки шахмат для слабовидящих».
Перед прохождением глубинного интервью с наставниками студенты узнали, почему важны работа с наставником и составление индивидуального плана развития. Глубинное интервью позволяет выявить истинные желания и взгляды студента касательно будущей профессии, найти мотиваторы, которые будут помогать в достижении поставленных целей. Чем точнее будет подобран мотиватор, тем быстрее будет достигнута цель. Индивидуальный план развития (ИПР) – основной документ студента, который он составляет на полгода-год вместе с наставником. В ИПР должны быть четко прописаны те шаги, которые необходимы студентам для достижения своей цели.
– Глубинное интервью входит в комплекс диагностики и оценки потенциала и компетенций студента, когда он находится на стартовой позиции и только начинает понимать, что такое Университет Талантов и какие возможности у него есть. Глубинное интервью дает возможность раскрыть потенциал молодого человека, понять его запросы, поговорить о той траектории развития, которую ему хотелось бы выстроить, – рассказала Лилия Орлова, руководитель проектной группы направления «Открытое сообщество наставников».
После прохождения глубинных интервью студенты учились составлять упрощенный ИПР, включающий в себя:
- самодиагностику и определение деятельности, которая удается им лучше всего;
- 3D-оценку, где участники описали свои сильные стороны по мнению родственников, наставников и лучшего друга;
- определение цели, которую студент желает достичь;
- планирование своей деятельности на 2019/2020 учебный год, включая приоритетные школьные предметы, дополнительное образование, хобби и интересы, которые будут развивать;
- календарь действий по достижению цели.
Затем участники сыграли в настольные игры «Мир профессий будущего». В ходе игр ребята узнали о профессиях, которые становятся неактуальными и, наоборот, появятся в скором будущем, а также о компетенциях, которые будут важны для новых будущих профессий. Первый день завершился развлекательным квестом, который участники модуля организовали самостоятельно.
– Я стала студентом Университета Талантов месяц назад. Мне пришло приглашение на почту после победы в Межрегиональной олимпиаде Казанского федерального университета – я заняла первое место по английскому языку и третье место по физике. На базовом модуле мне больше всего понравилась встреча с наставником, детальная проработка моего будущего плана развития. Для студентов на модуле создали условия, когда можно забыть о бытовых задачах и действительно задуматься над тем, кто я и кем хочу стать. Я планирую участвовать в Молодежной школе талантов и получить стажировку на предприятии, – поделилась Амина Фатихова, ученица 10 класса лицея Иннополис (г. Казань).
Второй день начался с установочной сессии на день, которую провела Аделя Ахметова, руководитель программы продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями Университета Талантов. Участники поделились с Аделей своими впечатлениями от работы с наставниками и прохождения глубинного интервью. Ребята отметили, что во время работы с наставником они задают себе вопросы, которые помогают разложить в голове все по полочкам, но которые они не задали бы себе сами. А глубинное интервью помогло им лучше разобраться в себе, понять свои желания и потребности. Также студенты обсудили с Аделей возможности и меры поддержки, которые хотели бы получить в Университете Талантов, задали интересующие вопросы о портале, прохождении статусных собеседований и стажировок.
Далее участники отправились к своим наставникам и получили от них обратную связь по результатам диагностики компетенций, которую проходили в личном кабинете на портале, и глубинного интервью. Вместе с наставниками студенты определили свои сильные зоны и «зоны роста», узнали о наиболее предпочтительных для них профессиях и роли, которую они могут выполнять в командной работе, выбрали те компетенции, над развитием которых начнут работать в ближайшее время.
– Я стал студентом Университета Талантов буквально две недели назад. Сам зарегистрировался на портале и загрузил свои достижения в личном кабинете. Во время работы с наставником и прохождения глубинного интервью на модуле я лучше понял, какой главной цели хочу достичь и что мне нужно для этого. Я начну искать экспертов для реализации своего небольшого бизнес-проекта. Индивидуальный план развития еще буду дорабатывать: хочу сделать его максимально полным и внести туда все те шаги, которые мне понадобятся для достижения цели, – рассказал Мурат Хасанов, ученик 10 класса лицея им. Н. И. Лобачевского.
Модуль завершился сессией «Индивидуальный план развития», которую провела Диана Валиуллина. На ней студенты рассказали, что именно они хотят включить в свой ИПР и как они хотят с ним работать. Гостем сессии стала Мария Ермилова, координатор проектов по работе с партнерами Университета Талантов. Она рассказала ребятам, какие предприятия уже сегодня сотрудничают с Университетом Талантов и готовы предложить студентам стажировки и профориентационные пробы, например, Ак Барс Банк, Казанский вертолетный завод, ICL КПО ВС. В конце сессии ребят пригласили на проектный акселератор наставников предприятий в IT-парке 29 июня, на которой молодые специалисты с предприятий Татарстана представят свои проекты и у каждого студента будет возможность стать частью команды по реализации одного из проектов.
София Бармина,
Медиалаборатория Университета Талантов